В Ельцин Центре в Екатеринбурге 12 января прошла очередная лекция совместного лектория Президентского центра Б.Н. Ельцина и НИУ «Высшая школа экономики» – «Высшей лиги». Лектором стал старший преподаватель НИУ ВШЭ, руководитель проекта ILoveEconomics. ru Данил Фёдоровых, тема выступления которого – «Игры, которые изучают экономисты».
Лекция была построена нестандартно – в игровой форме. Спикер проиллюстрировал повествование кадрами из фильма «Игры разума» (режиссер Рон Ховард). Как известно, этот популярный фильм основан на истории обладателя «нобелевки» по экономике Джона Форбса Нэша. Джон Нэш – автор теории игр, то есть математического метода изучения оптимальных стратегий в играх, когда стороны борются за свои интересы, используя различные стратегии, приводящие, в зависимости от стратегий других участников игры, к победе или поражению.
– Джон Нэш получил Нобелевскую премию за самый короткий текст, за который была вручена Нобелевская премия по науке, за результат, который умещается на одной странице, – пояснил Данил Фёдоровых. – Если говорить упрощенно, «в любой игре есть равновесие».
Также в лекции был поднят вопрос о так называемом равновесии Нэша, который спикер проиллюстрировал на примерах игры «камень-ножницы-бумага», «дилеммы заключенных», закономерностях по забиванию пенальти и организации парковок.
– Дилемма заключенных рассказывает о том, как устроен мир в разных ситуациях, например, часто встает вопрос, как появляются пробки на дорогах, – обратился к слушателям Данил Фёдоровых. – Предположим, есть выбор как проехать на работу: на автобусе или на машине. В данной ситуации остается лишь вопрос выбора транспорта, на котором человек будет стоять в пробке. Если все ездят на машинах, то это выбор между автобусом и машиной. Время движения будет одинаковым. Если же, например, все обычно ездят на автобусах, то, рассуждает человек, на машине он доберется быстрее.
– Теория игр относится к сфере микроэкономики, – рассказал Данил Фёдоровых. – При этом очень многое зависит от правил игры. Если неформальные правила игры устроены так, что, к примеру, допустимы коррупция и криминал, то люди по этим правилам и будут действовать. Когда же сегодня по радио объявляют о дне без автомобиля, без пробок, то по ряду подсчетов пробок возникает даже больше, потому что все думают, что большинство не сядут в автомобили. Если кто-то организует субботник, то большинство думает: если придёт много людей, то они и без меня справятся. А если никого не будет, то мне не справиться одному, и поэтому опять же – я не приду. Так чаще всего работают субботники.
Данил Федоровых. Игры, которые изучают экономисты
Видео: Александр Поляков
Также спикер рассказал о закономерностях игр в шашки и шахматы и дал интервью для сайта Президентского центра Б.Н. Ельцина:
– Теория игр сегодня имеет и практическое применение: фактически любое экономическое исследование, которое проводится, предполагает формулирование игровой задачи. Без этого невозможно представить работу современного экономиста. Поэтому, когда мы сегодня изучаем рынок, выясняем, почему люди договариваются или не договариваются, почему совершают преступления, то первым делом происходит выявление равновесия в модели.
– Насколько сложным было построение модели современной российской экономики в 90-е?
– Как экономист считаю, что люди, которые организовывали экономику России в начале 90-х, оказались в беспрецедентно сложной ситуации, поэтому те ошибки, которые они совершали, им можно простить. У нас была огромная страна, которая разваливалась на части, система менялась с плановой на рыночную, подобные перемены происходили и в Восточной Европе, но там не было событий такого масштаба. Борис Ельцин оказался в беспрецедентно сложной ситуации. Вообще порой политики хотят сделать что-то хорошее, но им это не удается, не потому что у их оппонентов есть убедительные аргументы против этих действий, а потому что кто-то против этих политиков лично. Думаю, Ельцин часто оказывался именно в такой ситуации.
– Как воспитать в российской молодежи, значительная часть которой – потомки людей, у которых не было экономического мышления; людей, которые доверчиво вкладывали деньги в «МММ»; или понятия не имели о том, как работать на рынке ценных бумаг, экономическое мышление?
– Я много времени трачу на популяризацию экономики среди молодежи. Это сложно, потому что часто то, что экономисты считают очевидными вещами, многим не нравится или не понятно. К примеру, рассказываешь об экономике, разных периодах истории; о том, как вести себя в той или иной ситуации, – и неспециалисты в сфере экономики порой считают, что ты пропагандируешь что-то якобы вредное. Вообще у нас есть общедоступные материалы на сайте ILoveEconomics.ru, мы проводим летние школы, олимпиады, стимулируем молодежь. Сегодня в экономике все больше технологий, тот же blockchain, молодежь интересуется этим, а заодно и экономическими процессами, поэтому есть надежда, что чем больше экономические механизмы будут технологичными, тем больше молодежь в них вникнет. Так что тот же blockchain многие школьники знают лучше своих родителей.
– К чему стремится молодежь, с которой вы работаете, в сфере экономики? Чего молодые люди хотят добиться?
– Я общаюсь в основном с заинтересованной, мотивированной аудиторией на лекциях или мероприятиях, которые мы проводим. Наши слушатели внушают оптимизм. Они мечтают поступить в хорошие вузы, получить качественные знания и т.п.
– Готово ли молодое поколение россиян к интеграции в глобальную мировую экономику, к тому, чтобы Россия на равных разговаривала с партнерами по глобальному экономическому пространству?
– Думаю, готово. Если мы посмотрим на наших соотечественников за рубежом, то они зачастую оказываются наиболее квалифицированными людьми в тех сферах, которые сегодня наиболее нужны.
Кроме того, спикер поделился впечатлениями и о Музее Б.Н. Ельцина.
– Музей Б.Н. Ельцина – один из лучших, очень современный музей. Я увидел многое из того, что знал, в новой и интересной форме. Мне показались интересными интерактивные элементы, подача, живые свидетельства времени; то, что многое можно потрогать, при этом почувствовать себя в эпохе, к примеру, оказавшись в том же троллейбусе. Я познакомился с образовательной программой Ельцин Центра: если бы я жил в Екатеринбурге, то ходил бы на все мероприятия, которые здесь предлагаются.