На втором этаже Арт-галереи Ельцин Центра в Екатеринбурге открылась выставка «Далёкие планеты ДАП» к 80-летию Дмитрия Пригова. Здесь представлены как собственные работы одного из основоположников московского концептуализма, так и произведения художников, так или иначе продолжающих его идеи.
Выставка продлится до 22 августа, и в её рамках планируются тематические экскурсии, лекции и дискуссии.
— Мне давно нравятся его стихи и визуальные работы, но до сих пор в Екатеринбурге не было выставок этого великого художника, — отметил директор Арт-галереи Илья Шипиловских, выступая на церемонии открытия 27 мая. — Мы очень хотели приурочить её к 80-летию Дмитрия Александровича, но в связи с пандемией открытие пришлось ещё немного отложить.
Проект «Далёкие планеты ДАП» выходит далеко за пределы Екатеринбурга. Партнёрами проекта стали Фонд Дмитрия Пригова, галерея Krings-Ernst из Кёльна, а также посольство Королевства Дания в Москве и Датский институт культуры в Санкт-Петербурге, директор которого Хенриетте Борг Рейнхольдт прилетела в Екатеринбург на церемонию открытия.
В своей приветственной речи она сказала, что визит в Ельцин Центр её очень впечатлил, и выразила надежду, что масштабная международная выставка станет основой для долгосрочного сотрудничества. Госпожа Борг Рейнхольдт отметила важность наследия Дмитрия Пригова для взаимодействия представителей российской и европейской культур.
– В 1995 году по предложению датской художницы Элле-Мие Эйдруп Хансен Дмитрий Александрович принял участие в инсталляции «Скульптура мира». Это дало начало новому этапу во взаимодействии европейских и российских деятелей культуры. Спустя 26 лет мы присутствуем на новой встрече датских и российских художников. Инсталляция Элле-Мие Эйдруп Хансен «Уральская линия 2021 — гимн миру» в рамках выставки «Далёкие планеты ДАП» выражает наши общие надежды на мир и процветание и продолжает международное сотрудничество людей культуры и искусства.
Кураторами выставки в Екатеринбурге выступили сын художника Андрей Пригов и Екатерина Элошвили из Krings-Ernst Gallery, в которой собрана значительная коллекция произведений Дмитрия Пригова. Они приняли участие в церемонии открытия по цифровой связи.
— Мы решили расшатать жёсткие рамки ретроспективного взгляда и направить взгляд в будущее, — отметила Екатерина в своём выступлении. — Разумеется, здесь присутствуют работы из ранних циклов Дмитрия Пригова — его стихограммы, банки, инсталляции. Но не менее важна вторая часть выставки, в которой представлены работы Вадима Захарова, Натальи Никитиной, «Синих носов» и других художников. В них мы видим влияние Пригова на современное искусство и повседневные практики. Он как будто превращается в жителя далёкой планеты Ю-8, хранителя времени и пространства.
Андрей Пригов поблагодарил Арт-галерею Ельцин Центра и её партнёров за организацию экспозиции и рассказал о том, как наследие его отца преломилось в творчестве художников, работы которых можно увидеть здесь на выставке.
К примеру, звуковая художница Наталья Пшеничникова обратилась в своей композиции «Планеты Пригова» к «Азбуке» Дмитрия Александровича — поэзии текстов для пения и зачитывания, а также к его опыту криков и шаманских камланий, к которым художник активно прибегал во время своих выступлений. В итоге множество голосов Пригова создают четырёхмерный звуковой ландшафт разных планет.
А японский художник Акихито Окунака — единственный, кто на момент подготовки выставки о Пригове ничего не знал, — создал проект «Пена между мирами», в котором рождение и смерть пузырчатых структур представлены в качестве взгляда на нашу вселенную из другой галактики — той, где, возможно, сейчас находится Дмитрий Александрович Пригов.
В завершение открытия зрители смогли послушать авангардное музыкальное выступление, которое транслировали в Екатеринбург находящиеся в Кёльне художники.