«Цветы времени»: пережить Холокост

25 октября 2023 г.Татьяна Филиппова
«Цветы времени»: пережить Холокост

Театральная платформа «В Центре» 15 и 18 октября представила документальный спектакль «Цветы времени» в постановке Дмитрия Зимина. Следующий спектакль состоится 30 ноября.

Пьеса драматурга Марии Конторович о тех, кто пережил Холокост, скитался и в итоге обрёл свой дом на Урале. Сегодня это уже очень пожилые люди, прожившие долгую и трудную жизнь. Об этом они рассказывали волонтёрам «Меноры» в своих интервью, и даже сегодня, по прошествии восьмидесяти лет, кто-то из них пожелал остаться не называть своего имени.

«…Немцы собрали всех евреев, повели на кладбище, заставили вырыть могилу на краю холма. Всех сбросили в эту могилу и закопали живыми. Русские и украинцы рассказывали, что земля трое суток шевелилась и раздавались стоны».

Те ужасы войны, что они пережили в детстве, не помешали им стать счастливыми, повзрослеть — возможно, раньше времени, — завести собственные семьи, вырастить детей, внуков и правнуков. Они выжили для того, чтобы сохранить память о шести миллионах погибших и передать следующим поколениям эстафету борьбы за честь и достоинство своего народа.

«…Рассказывали, что одну девочку, когда евреев закапывали в Хощевато, мама успела подбросить к украинской семье, и та её поместила в погреб, и, пока были немцы, эта семья её кормила-поила, считала дочерью, вырастила, выучила, несмотря на то, что она была еврейка. То есть разные люди были, кто-то убивал, кто-то спасал».

Спектакль создан совместно с Екатеринбургским еврейским культурным центром «Менора» в рамках проекта «Уроки жизни» при поддержке Министерства культуры Свердловской области и Администрации Екатеринбурга. В зале — аншлаг.

«…Я очень хорошо помню, как те, кто были посмелее, под воротами или под проводом проползали и шли к реке. И, возвращаясь, несли в ладошках или в рубашках эту водичку. Если можно было в рубашке хоть немножко донести, то всем по капле доставалось, выжимали эту рубашку, лизали. А кому не доставалось, мы облизывали руки тем, кто приносил воду в ладошках. Лужи опустошали до самого дна. Это было жутко, конечно. Но и с едой было тоже очень плохо».

На сцене нет декораций. Лишь одинокое чёрное кресло. Герои сменяют друг друга, вспоминая военное детство, голод, холод и что-то неожиданно красивое, не рифмующееся с войной.

«… Мама решила — во что бы то ни стало надо бежать. Это был 43-й год, начало осени. У мамы был большой платок, она привязала меня к спине, сестричке велела держаться за подол. Три или четыре женщины решили в одну из ночей бежать с ней. Нашли такое место под проводом, где тоненькие они могли проползти. И ночью под покровом тьмы в лохмотьях и босиком бежали по узкоколейке. Я очень хорошо помню, как они говорили, что надо идти к воде, чтобы собаки не взяли след».

За сценой звучит взволнованный голос девушки, рассказывающий о мудрой, доброй, бесконечно любимой бабушке, пережившей Холокост и не растратившей человеколюбия.

«… И тут все увидели яблоки — осенние, налившиеся, сочные. Все кинулись есть и друг друга уговаривать: „Не смейте есть, пейте только сок, яблоки — тяжелая пища“. Их было много, надкусывали и сосали, откладывали в сторону, надкусывали и высасывали сок. Это было такое блаженство. Поели, отдохнули и под утро ещё под покровом темноты решили набрать яблок, кто в подол, кто в платок, и с узелками, пошли. И вдруг полицаи, кто с обрезом, кто с каким оружием, приставили женщинам к вискам дула. И к маминому виску приставили. Я вцепляюсь маме в шею и ору, что есть мочи, сестричка тоже. Женщины уговаривают этих пацанов: отпустите нас, у вас же тоже матери есть, пожалейте детей. И произошло чудо. Один из полицаев, который держал у маминого виска дуло, глянул на маму и спрашивает: „Вы учительница? Я учился в той школе, где вы работали. Вас любили ученики“. И нас отпустили».

Каждая история вполне могла бы стать семейной легендой, но, кажется, рассказывается впервые — вытаскивается из потаённых уголков души. Сейчас в это трудно поверить, но малолетние узники вовсе не спешили делиться воспоминаниями о лагерной жизни. Тяжело было и больно — и страшно, что оно обернётся против тебя.

«…Дядя разыскивал родных и нашел маму. Приехал посмотреть и пришел в ужас. Три скелета, которые еле-еле проживали свою жизнь. Он сказал: „Я вам не позволю здесь умирать. На Урале хоть карточки дают“. И мы переехали в Карпинск. Я стала учителем. Работая в школе, я ничего не рассказывала о своей жизни. Во-первых, не принято было. Во-вторых, пленников и узников считали предателями. Даже детей и тех, кто не по собственной воле попал в плен, всё равно считали предателями. Поэтому никто никогда о такой судьбе не рассказывал. И только лишь в 1993 году признали малолетних детей узниками фашистских концлагерей».

Рассказчики на время становятся детьми и подростками, немыми свидетелями преступлений, у которых нет срока давности. Они, может быть, хотели забыть, но, пока живы, помнят. А теперь будем помнить и мы.

Следующий спектакль «Цветы времени» состоится 30 ноября. Вход по регистрации.

Другие новости

Театральная платформа "В Центре"

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.