Уникальную музыкальную программу «Цветы и сказки» в исполнении блестящего дуэта Полины Осетинской и Елены Ревич посетители Ельцин Центра смогли увидеть в Международный женский день.
Изысканная, тонкая и редко исполняемая музыка, из которой состоит программа концерта, написана композиторами, тесно связанными друг с другом. Танеев был любимым учеником Чайковского. Преподавал теорию Рахманинову и Метнеру. В это же время Аренский преподавал им гармонию. Игорь Стравинский – ученик Римского-Корсакова. Он, как и Аренский, вышел из той же музыкальной среды.
Их время – это время перехода от музыкального символизма к акмеизму, то есть «цветению», поиску новых форм на сломе веков. Прекрасная эпоха, отражённая в музыке величайших русских композиторов, – это редкая возможность прикоснуться к их выдающемуся наследию.
Музыкальный дуэт Елены Ревич (скрипка) и Полины Осетинской (фортепиано) сложился много лет назад. Они создают программы, призванные просвещать поклонников музыки. Широко известны их проекты: «МетаБетховен», «Цветы и сказки», «Музыка кино», «Серебряный век», «Маяковский и Заболоцкий».
– Мы назвали нашу программу «Цветы и сказки» потому, что всем женщинам время от времени хочется получать цветы и оказываться в сказке, – сказала, приветствуя слушателей, Полина Осетинская. – И если в жизни это получается не всегда, то в музыке мы можем этим наслаждаться с утра до вечера. Начнем мы с сонаты № 1 Николая Метнера. Все композиторы сегодняшней программы были связаны между собой, все отчасти протестовали против нового в музыке, в отличие от Стравинского, чьи произведения существенно расширили наше восприятие. Он придумал много новаторского, но был в русле классической русской традиции. И та музыка, которую мы сегодня будем играть, не часто звучит со сцены. И это довольно странно, потому что эта музыка имеет все шансы стать любимой и быть услышанной много раз. Мы рады выступать на сцене Ельцин Центра, где часто бывают наши друзья и коллеги. Скоро вы услышите Алексея Гориболя, который выступает с просветительским циклом «Послушайте». Я приезжаю не первый раз. Нам здесь всегда тепло и уютно. Надеюсь, и вам с нами будет хорошо.
Именно на «сказки» Метнера оказали эстетическое влияние немецкие романтики Мендельсон и Шуман. Из русских композиторов он более всего был близок к Глазунову и Танееву. Но также его многое роднит с гениальными новаторами Стравинским и Прокофьевым. Предки композитора имели скандинавское происхождение. Мать – представительница знаменитого музыкального рода Гедике. Брат Эмилий был музыкальным критиком. Другой брат, Александр, – скрипачом и дирижером. Первые уроки игры на фортепиано Николай получил в возрасте шести лет от матери. В зале много юных слушателей, учащихся музыкальных школ, которые пришли на концерт вместе с родителями.
– Следующим блоком нашего музыкального вечера будут цветы, – продолжила Полина Осетинская, она комментирует каждый следующий номер программы. – Это «Сирень» Сергея Рахманинова, которую я исполню соло. «Маргаритки» Рахманинова – пьеса для фортепиано и скрипки. И далее у нас расцветут «Незабудки» Аренского. У нас в зале цветут цветы, когда на улице минус десять.
Программу продолжили четыре пьесы Антона Аренского: «Прелюдия», «Серенада», «Колыбельная» и «Скерцо».
Полина Осетинская пояснила, что композитор прожил короткую, но яркую жизнь, был учеником Чайковского, который прочил юноше большое будущее. Другой педагог Аренского, Римский-Корсаков сокрушался, что при такой одаренности у молодого человека слишком мало усердия.
– Мы снова возвращаемся к сказкам Метнера и Танеева, в обработке знаменитого скрипача Яши Хейфеца – продолжила вечер Полина Осетинская.
Завершил вечер «Русский танец» из балета «Петрушка» Игоря Стравинского.
– Наш концерт подходит к концу. Скоро мы отпустим вас к вашим праздничным столам, – иронично заметила Полина Осетинская. – Заключительная часть звучит довольно зажигательно, весело, в духе русской масленицы. Вы вернётесь домой в отличном настроении.
Премьера балета состоялась в программе «Русских сезонов» в Париже летом 1911 года. Его представлял поистине звёздный состав: художник Александр Бенуа, балетмейстер Михаил Фокин, в роли Петрушки – Вацлав Нижинский, Балерины – Тамара Карсавина. Критика писала, что музыка Стравинского настолько живая и выразительная, что можно не смотреть на сцену – воображение само рисует образы Петрушки, балагана и масленичных гуляний.
Концертное исполнение даёт воображению больше пищи, что еще раз продемонстрировал слушателям блистательный дуэт Полины Осетинской и Елены Ревич. Публика поблагодарила исполнительниц криками «браво» и букетами цветов.