Цифровая реальность: big data

4 июня 2017 г.Анна Матюхина
Цифровая реальность: big data

Очередная интеллекция на тему «Big data. Цифровая реальность» прошла 18 мая в Ельцин Центре в Екатеринбурге. В качестве спикера выступил Андрей Патока, заместитель генерального директора компании Тele-2, более 20 лет работающий в телеком-отрасли.

– Приятно находиться в Екатеринбурге, именно в Ельцин Центре, – сказал, начиная лекцию, Андрей Патока. – Современная связь – ровесница новой России, новой экономики, которая была создана в нашей стране. Если бы не эти изменения, мы бы не говорили о big data. Онлайн-среда постоянно расширяется. Почти у каждого россиянина есть по два телефона, или по две sim-карты, 2,4% ВВП приходится на интернет. К 2020 году в РФ будет примерно 270 млн устройств, подключенных к интернету, все они, так или иначе, собирают данные о нас, о том, что мы делаем. Несколько лет назад основными пользователями интернета были молодые люди, в последнее же время наибольший прирост пользователей мобильного интернета происходит за счет вполне взрослых людей, это люди среднего возраста и старшее поколение. Это люди, которые обладают реальными средствами, могут осуществлять покупки по интернету. Сегодня можно сказать, что по характеру использования интернета мы можем понять вкусовые пристрастия других возрастных групп. Интернет стал частью нашей повседневной жизни. Кроме того, нам всем удобно пользоваться интернетом в мобильных устройствах - в любое время дня и в любом месте.

Какую же информацию о пользователях может аккумулировать сотовый оператор? Персональные данные, потому что по закону абонентом сотовой связи можно стать, лишь предъявив документ, удостоверяющий личность. Также у сотового оператора – поставщика интернета собирается информация о том, куда передвигаются клиенты, и что именно их интересует в интернете. Эти данные могут быть использованы для развития сотовой сети, каналов розницы, тарифов, предложений. Кроме того, информация может быть полезна для руководства муниципалитетов, потому что решение транспортной проблемы – насущная проблема для многих муниципальных образований. К примеру, прокладка нового транспортного маршрута должна максимально учитывать реальные интересы людей. Бизнесу же информация может помочь ускорить решение задач и снизить затраты. Немаловажный аспект – безопасность клиентов, защита от хакерских атак. Также данные полезны при создании целевой рекламы.

Big Data: цифровая реальность. Интеллекция Андрея Патоки

Malina.am

После лекции Андрей Патока ответил на ряд вопросов.

– Многие люди боятся утечки информации о себе. Несколько лет назад из-за технического сбоя у одного из сотовых операторов в открытом доступе оказались sms-сообщения пользователей, кроме того, порой в сеть попадают фотографии, сделанные на телефон. Кажется, что приватная жизнь легко может оказаться доступной всем. Как защитить данные абонентов?

– Операторам не известна личная информация, – ответил Андрей Патока. – Доступ к ней запрещён законом. Более того, нас она не интересует, потому что это частные данные. Взлом телефона, почты или аккаунта – это не про big data. Благодаря big data уровень безопасности должен повыситься. Кто-то говорит: «Я не хочу, чтобы кто-то знал, куда я передвигаюсь». Но когда с нами происходит неприятность, то что мы хотим? Чтобы правоохранительные органы получили именно эту информацию. Также многие не любят технологию распознавания лиц. Но посмотрите: с ее помощью в развитых странах виновных в крупных террористических актах находят в течение суток.

– Как находят или растят внутри компании специалистов для big data?

– Мы «выращиваем» data-специалистов внутри компании, находим их в различных отраслях нашей деятельности. Как правило, это люди, которые занимаются информационными системами. Каждая компания имеет систему управления бизнесом, по сути это система управления данными в разных аспектах нашей деятельности. Лучшие из тех, кто может обобщать информацию, становятся костяком data-подразделения. Профессия data-специалиста – на стыке многих компетенций. Нужно иметь навык программирования и знания IT-технологий, быть специалистом в той сфере, в которой работает заказчик, отчасти являться маркетологом, чтобы придумать, какие из имеющихся данных извлечь, обработать и представить заказчику в виде продукта. Наиболее успешные люди, которые работают в области big data, всё это умеют.

– Мы пользуемся смартфонами, но возможно, что в будущем наше основное средство связи снова поменяет вид и станет чем-то совсем новым – например, вживлённым в организм чипом. Изменится ли ваш бизнес от того, что изменится сам телефон?

– Часто об этом думаю. Десять лет назад появился смартфон – интерфейс с сетью. Изменились способ ввода и процесс потребления информации. Мне кажется, эта история «выдыхается». По большому счёту, все смартфоны похожи один на другой, все они – чёрные прямоугольники, в которых есть интерфейс. Чтобы прочитать информацию на экране, нужно водить глазами. Чтобы ввести информацию, нужно совершать какие-то действия. Производители смартфонов это понимают – уже можно не печатать, а диктовать сообщения. Я не диктую, потому что меня раздражает отсутствие знаков препинания при переложении информации. А кого-то не раздражает – и он пользуется голосовыми помощниками, потому что это экономит время. Было бы еще лучше, если бы ты просто подумал –и твой месседж ушёл. Думаете, это невозможно? Возможно. Ребята в МГУ уже придумали устройство, которое позволяет управлять курсором на экране силой мысли. Надеваете небольшую шапочку – и всё, вам не нужны ни мышка, ни тачпад. Эти технологии уже есть.

Представьте, что следующей функцией смартфона станет контроль за здоровьем: пульсом, давлением, уровнем глюкозы… Я сегодня утром не без интереса послушал о том, что создан чат-бот, который выдаёт удалённые рекомендации по дерматологии. Вы фотографируете высыпания на коже – и получаете рекомендацию, рецепт. Наверняка этот чат-бот даёт и ещё и адрес магазина, где можно купить рекомендованное лекарство. А ещё лучше, если можно нажать кнопку и сказать, куда вам его привезти. Согласитесь, это изменит нашу жизнь к лучшему. Во многих случаях я больше поверю чат-боту, чем человеку. Потому что бот пользуется big data и выдаёт рекомендации, основанные на огромном объёме информации. А в случае с человеком… Я же не знаю, какой у него диплом, как он учился, что его мотивирует, какое у него сегодня настроение.

– Можно ли рассматривать big data как инструмент манипулирования общественным сознанием? Есть мнение, что big data можно эффективно задействовать в предвыборных технологиях… Нужен ли специальный кодекс для использования big data?

– Сознанием мы не манипулируем, так как не являемся поставщиками контента. Мы можем лишь поставлять агрегированную информацию о некоторых закономерностях, которые извлекаем из полного объема данных о поведении клиентов. Когда-то я думал, что ускорение передачи информации приведет к ее объективности. Что можно в любой момент получить достоверные данные о том, что происходит где-либо, например, при помощи фотографии. По факту же мы видим: достоверность информации упала. Появились понятия фейк-новостей, которые производят журналисты. Теперь мы начинаем искать способы, чтобы проверить правдивость новостей. Можно ли проверить информацию? Да. Можно ли ее исказить? Да.

– Можно ли отследить эмоциональное состояние пользователей интернета?

– Важны критерии оценки настроения. Как отследить настроение? Через скорость нажатия кнопок или количество случаев, когда, к примеру, пользователь ударяет телефон о стену?

– Что может сблизить науку и бизнес?

– По мере развития отрасли бизнес будет искать возможность ее оптимизировать. И искать для этого людей. Сотовая связь так и развивалась: бизнес шел в науку и искал людей, которые могли бы помочь решить прикладные задачи. Науке же нужно учиться коммерциализироваться.

«Интеллекции» – это телевизионный проект, который реализует телеканал Malina.am совместно с фондом Потанина, Уральским федеральным университетом и Ельцин Центром. Для всех, кто не смог прийти на лекцию, организуется прямая трансляция, а после на сайте телеканала Malina.am публикуется видеоверсия программы.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.