«Чёрные скоморохи». Кто мы? Откуда? Куда идём?

3 марта 2025 г.Татьяна Филиппова
«Чёрные скоморохи». Кто мы? Откуда? Куда идём?

В афише Театральной платформы «В Центре» в Екатеринбурге появился новый спектакль — «Чёрные скоморохи». Спектакль для взрослых, в котором много музыки, поэзии и уральского этноса, поставил Александр Вахов. Он же сыграл одну из ролей. 18 февраля в зале был аншлаг.

Урал — граница двух миров, слияние Европы и Азии. Древние Рифейские горы — логово северного Борея, природные аномалии, непроходимая тайга, бурные реки и удивительные люди — истинные гипербореи. И, несомненно, место силы. Этим и не только Урал привлекал и привлекает к себе внимание. Здесь встречаются стихии и энергии. В конце времён (режиссёр считает, что отсчёт уже начался), когда никаких загадок не останется, искусственный интеллект будет ломать голову над уральскими тайнами: Кто мы? Откуда? Куда идём? И почему все ругательства начинаются на букву «ё»?

Чёрные скоморохи, они же затерянные в лесах туристы в вибрамах, уютных шапках с помпонами, шарфах и рукавицах — Александр Вахов, Сергей Юсупов, Варвара Брылина, Дмитрий Павловский, Алина Ежакова, — в течение полутора часов пробуют нам объяснить, что это за таинственный уральский дух, какая сила им движет, к каким высотам зовёт.

О новом спектакле рассказали его постановщик Александр Вахов и руководитель Театральной платформы «В Центре» Мария Конторович.

— Почему всё-таки скоморохи?

Мария: Это отсылка к театру, к тому, чем мы все занимаемся. И чем занимается человечество столько, сколько помнит себя. Мы придуриваемся, занимаемся ерундой на фоне жести, ужаса и мрака. Поэтому скоморохи: чем страшнее, тем веселее. Всё как у Чехова: пьём чай, пока случаются трагедии. Скоморошество не только форма театра, но и способ существования. Если относиться ко всему слишком серьёзно, можно сойти с ума.

— В одном спектакле лихо сошлись эпос и искусственный интеллект?

Мария: Да, это такое столкновение чего-то древнего, могучего, большого и неизведанного с чем-то тоже большим, могучим и неизведанным, но одно древнее, а другое — суперновое, современное, из будущего. На сломе этих больших глыб и получается спектакль. Собственно, это и есть метафора Урала. Уральские горы появились на стыке двух массивных плит — восточноевропейской и западносибирской. В нас есть немного и от азиатов, и от европейцев. В столкновении чего-то большого рождается что-то интересное. В столкновении прошлого и будущего появился этот спектакль. Урал вообще мистическое место, самые древние горы на Земле. Мне, как драматургу, кажется, что Урал — это идеальное место именно для появления мистических сюжетов.

У нас под ногами россыпи мифов — бери и пользуйся. Взять хотя бы «Гору мертвецов», где погибли дятловцы. Тайна их гибели не раскрыта, а вокруг тысячи таких мест — не изученных, не описанных.

— При этом считалось, что народ здесь пришлый и своего эпоса у него нет.

Мария: Это, может быть, последние двести лет. А если нас поскрести, то у всех какие-то родственники из местных народностей найдутся. Не только пришлые люди. У меня, например, дедушка — мариец. Когда моя прабабушка умирала, призналась, что она язычница, просила похоронить по марийским обрядам. Это очень интересный народ — они такие маленькие, юркие, бодрые, весёлые.

— Вернёмся к нашим скоморохам, хотя они больше похожи на бесстрашных гномов.

Мария: Чисто внешне они выглядят как группа туристов, которые исследуют местность и рассказывает друг другу, что об этом написано в Сети. Происходит столкновение будущего и прошлого. Режиссёр заглядывает сильно-сильно в будущее — что с нами будет в конце времён. Он предполагает, что случилась глобальная экологическая катастрофа. Люди изолированы и перестали общаться в нашем привычном понимании. Остался искусственный интеллект, который пытается понять, что это за общность такая — уральский человек. Он создаёт этаких аватаров и подгружает в них воспоминания некогда реальных людей. Они начинают двигаться, существовать, строить модели поведения. Сначала они немножечко механические. Потом через песни, стихи, музыку, взаимоотношения они начинают чувствовать, становятся человечными. Более того, они понимают, что человеком быть классно.

— Чьи стихи читают?

Александр: Это стихи уральских поэтов — Семенцова, Рыжего, Санникова, Чернова и Вавилова. Всё это перемешивается с древнеуральским эпосом времён рифейского моря. Отсюда кит — душа Урала, которого мы иносказательно убиваем. То есть мы с помощью программы-симулятора доводим мир до апокалипсиса.

— Это история, которую рассказывает Алина?

Александр: Да, это всё большая программа, которая называется «Чёрные скоморохи». Алина рассказывает небольшую предысторию про промышленную революцию, смерть человечества, отказ от оболочки и переход на новый эволюционный уровень — бестелесный. Это наше недалёкое будущее, когда можно будет сознание на флэшку загрузить. Они изучают нас, как мы изучаем австралопитеков, что-то в этом духе. Только они не предполагают, а чувствуют, как жил уральский человек в древности.

— В результате что с ними происходит?

Александр: Они моделируют ситуации, где каждый следующий виток всё больше и больше погружает их в нашу реальность. В них просыпается телесность, и они начинают всё разрушать. Вот откуда война, агрессия, насилие. Это всё про неудовлетворённое эмоциональное и телесное. Если бы они вовремя включали мозг, обо всем можно было бы договориться. Для меня это спектакль-тайна, в котором скрыто много важного. Надо внимательно смотреть — там всё в тексте есть. И магия, переход к архаике, выход из рационального. Это всё про цикличность, там же всё циклично, мы поём: «Жизнь и смерть — это круговерть!» Где смерть — там и жизнь, без жизни нет смерти. Цикл закончился, начинается новый. Мы просыпаемся, надеваем шапки и начинаем «скоморошить».

— Откуда взялся кит?

Мария: На Урале было море. Поэтому уральцы всегда тоскуют по морю. Оно у них в голове. В этом море жил кит. Море ушло, а кит остался. Большое, благородное существо. Это и есть дух Урала. Горы — это его спинка. Он хранит нас и нашу территорию. В случае большой опасности он нас защитит, — говорит Мария.

Географически Урал вовсе не центр России, однако считается таковым. Он и сердце, и пояс, и щит страны. А много ли мы, живущие здесь, знаем о нём? Автор и исполнители предлагают нам задуматься об этом, не дожидаясь конца времён.

Другие новости

Лекция

Уфология: между наукой и мифами

Уфология: между наукой и мифами
Летающие тарелки — реальность или плод воображения? Почему эта тема вызывает одновременно смех и интерес? Почему уфология балансирует на грани науки и мифа? И есть ли научные основания верить в сущест…
27 февраля 2025 г.
Спектакль

«О’Генри! О счастье!» — светлые истории про счастливых людей

«О’Генри! О счастье!» — светлые истории про счастливых людей
Театральная платформа «В Центре» 20–21 февраля представила на суд зрителей в Ельцин Центре в Екатеринбурге премьерный показ спектакля «О’Генри! О счастье!» по мотивам рассказов Уильяма Сидни Портера,…
24 февраля 2025 г.
Конкурсы

Критик Марина Дмитревская – о пьесах конкурса о 90-х

Критик Марина Дмитревская – о пьесах конкурса о 90-х
Президентский центр Б.Н. Ельцина продолжает прием текстов на конкурс пьес о 90-х «Зачем я это помню». Тексты можно отправлять до 31 марта включительно на адрес: konkurspies@ycenter.ru. Шорт-лист появи…
22 февраля 2025 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.