Частный фотоальбом как материализованная память

20 июня 2024 г.Михаил Лузин
Частный фотоальбом как материализованная память

Фотоальбомам из семейных архивов советского времени была посвящена лекция Марии Гурьевой — кандидата философских наук, доцента Школы искусств и культурного наследия Европейского университета Санкт-Петербурга (ЕУСПб). Она состоялась в Ельцин Центре 1 июня и стала пятой в совместном цикле Ельцин Центра и ЕУСПб «Исследования культурной памяти».

Фотоальбом — это сложный объект, соединяющий фотографии, тексты, приёмы «народного» дизайна. Всё это вместе — материализованная автобиографическая память, и она является объектом научных исследований.

Предыдущие лекции цикла:

На примерах фотоальбомов из частных и институциональных коллекций эксперт продемонстрировала, как на пересечении канонов частной фотографии, материальных возможностей альбомной формы и относительной неподконтрольности приватной сферы советский человек конструировал память о самом себе, создавая физическое свидетельство прожитой жизни.

Частная фотография: определение и значение

По словам Марии Гурьевой, фотография с момента своего появления играла важную роль в жизни людей, становясь способом запечатления и сохранения воспоминаний. Для исследователей памяти особое значение имеет частная фотография, которая фокусируется не на исторических событиях, а на личных, повседневных моментах. Фотоальбомы, созданные из таких снимков, становятся материализованной памятью, важной и для индивидуальной идентичности, и для культурной истории.

Лектор акцентировала внимание слушателей на термине «частная фотография». Она включает в себя семейные снимки, фотографии из личных коллекций, портреты близких людей и другие повседневные изображения, которые хранятся в домашних архивах или цифровых галереях мобильных телефонов.

Эти фотографии играют ключевую роль в документировании и сохранении личной истории, помогая создавать и поддерживать индивидуальную идентичность. Фотоальбомы, составленные из таких снимков, становятся физическими объектами, через которые передаётся и сохраняется память о прожитых моментах.

В отличие от публичной или общественной фотографии, частная позволяет глубже проникнуть в изучение сценариев личной жизни, характерных для той или иной эпохи.

Фотоальбомы как объекты исследования

Фотоальбомы — это не просто коллекции изображений, но и материальные объекты, имеющие свою физическую форму и структуру. Мария Гурьева подчеркнула важность исследования фотоальбомов не только с точки зрения содержания фотографий, но и как физических артефактов, с которыми взаимодействуют через тактильные ощущения и кинестетический опыт.

Примером может служить альбом Михаила Михайловича Козловского, водителя автобуса, который увлекался рыбалкой и грибной охотой. Его альбом, созданный вручную, включает фотографии, подписи и различные материалы, такие как газетные вырезки и рисунки. Этот альбом не только документирует его увлечения, но и становится частью более широкого исследования об одобряемых властью культурных и социальных практиках позднего СССР.

Социальная функция частной фотографии

Частная фотография и фотоальбомы играют важную роль в социальном взаимодействии и интеграции. Как отмечал французский социолог Пьер Бурдьё, фотография служит инструментом для укрепления социальных связей. Фотографирование важных моментов и событий подтверждает принадлежность к группе и сохраняет визуальное единство через общие воспоминания и опыт.

— Например, наличие снимков из санатория или поездки в Крым свидетельствует о том, что их обладатель занимает более привилегированное место в иерархии «бесклассового» советского общества, — отметила Мария Гурьева.

Фотоальбомы не только фиксируют события, но и позволяют переживать их заново, укрепляя единство группы через совместное создание и просмотр альбомов. Это особенно важно в контексте дембельских альбомов, где фотографии и тексты помогают сохранить память о военной службе и поддерживать связи с бывшими сослуживцами.

Дембельские альбомы: символика и ритуал

Особый вид частных фотоальбомов представляет собой «дембельский альбом». Их создавали по случаю окончания военной службы. Эти альбомы символизируют важный переходный период в жизни молодого человека и документируют его опыт службы.

Мария Гурьева привела пример альбома Валерия Волкова, который завершил службу в 1988 году. Его дембельский альбом включает фотографии, документы и различные декоративные элементы, создавая повествование о прохождении военной службы. Структура такого альбома часто повторяет архетипическое путешествие героя: от призыва на службу до возвращения домой после пройденных испытаний.

Фотография и цифровые технологии

— С приходом цифровых технологий частные фотоальбомы и фотография в целом перешли в онлайн-пространство социальных медиа, — отметила Мария Гурьева. — Эти платформы предоставляют доступные и удобные инструменты для создания, хранения и обмена фотографиями. Вместо традиционных фотоальбомов, которые клеятся вручную, люди создают цифровые альбомы во «ВКонтакте» и других социальных сетях.

Цифровые альбомы предлагают новые возможности для структурирования и презентации фотографий. Они позволяют легко добавлять, редактировать и делиться снимками, сопровождать их текстовыми комментариями и даже включать интерактивные элементы, такие как метки и ссылки. Соцсети предоставляют платформу для мгновенного обмена фотографиями, что усиливает социальную связь и позволяет мгновенно делиться важными моментами с большим количеством людей.

Тем не менее, аналоговые формы, такие как печатные фотоальбомы и фотографии в рамках, по-прежнему сохраняют свою значимость, — подчеркнула Мария Гурьева. — Они остаются важными артефактами для документирования важных событий, таких как свадьбы или выпускные. Печатные фотоальбомы и фотографии физически присутствуют в реальности, и это создаёт особое ощущение ценности и важности.

Одной из причин, почему аналоговые фотоальбомы остаются востребованными, является их способность предоставлять тактильное и кинестетическое взаимодействие, — отметила эксперт. — Листание страниц, прикосновение к фотографиям и даже запах старых альбомов создают уникальный опыт, который усиливает эмоциональную связь с воспоминаниями. Этот физический контакт с материалом способствует более глубокому восприятию и запоминанию.

По мнению исследовательницы, в будущем, с развитием технологий дополненной и виртуальной реальности, возможно, появятся новые формы цифровых фотоальбомов, которые смогут имитировать тактильные ощущения и создать более интерактивный опыт. Такие технологии могут позволить пользователям «листать» виртуальные альбомы, чувствуя текстуру страниц и фотографий, что может ещё больше сблизить цифровой и аналоговый опыт.

Завершая выступление, Мария Гурьева отметила, что переход фотографий в цифровую эпоху открыл новые возможности для создания и хранения воспоминаний, но при этом аналоговые формы сохраняют свою значимость благодаря уникальному физическому опыту, который они предоставляют. Комбинация цифровых и аналоговых форм фотографий позволяет людям максимально эффективно сохранять и делиться своими воспоминаниями, создавая богатую и многослойную картину личной и коллективной истории.

Другие новости

Конференция

«История сталинизма»: советские регионы в 1930–1950-е

«История сталинизма»: советские регионы в 1930–1950-е
В Ельцин Центре в Екатеринбурге 21-23 июня прошла XVI Международная научная конференция «История сталинизма». Тема конференции в 2024 году — «Советские регионы: политика, экономика, повседневность. 19…
28 июня 2024 г.
Лекция

Фотопортрет в литературе: идентичность, присутствие, память

Фотопортрет в литературе: идентичность, присутствие, память
Елена Глуховская и Мария Гурьева — кандидаты филологических наук, доценты Школы искусств и культурного наследия ЕУСПб — рассмотрели примеры появления фотографических портретов в литературных произведе…
26 июня 2024 г.
Лекция

Анна Ахматова и Николай Пунин: любовь на фоне эпохи

Анна Ахматова и Николай Пунин: любовь на фоне эпохи
Как эти отношения стали возможными, как они развивались и чем закончились? Николай Николаевич Пунин, футурист по художественным убеждениям, искусствовед огромного диапазона, комиссар Эрмитажа и Русско…
20 июня 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.