Частный фотоальбом как материализованная память

20 июня 2024 г.Михаил Лузин
Частный фотоальбом как материализованная память

Фотоальбомам из семейных архивов советского времени была посвящена лекция Марии Гурьевой — кандидата философских наук, доцента Школы искусств и культурного наследия Европейского университета Санкт-Петербурга (ЕУСПб). Она состоялась в Ельцин Центре 1 июня и стала пятой в совместном цикле Ельцин Центра и ЕУСПб «Исследования культурной памяти».

Фотоальбом — это сложный объект, соединяющий фотографии, тексты, приёмы «народного» дизайна. Всё это вместе — материализованная автобиографическая память, и она является объектом научных исследований.

Предыдущие лекции цикла:

На примерах фотоальбомов из частных и институциональных коллекций эксперт продемонстрировала, как на пересечении канонов частной фотографии, материальных возможностей альбомной формы и относительной неподконтрольности приватной сферы советский человек конструировал память о самом себе, создавая физическое свидетельство прожитой жизни.

Частная фотография: определение и значение

По словам Марии Гурьевой, фотография с момента своего появления играла важную роль в жизни людей, становясь способом запечатления и сохранения воспоминаний. Для исследователей памяти особое значение имеет частная фотография, которая фокусируется не на исторических событиях, а на личных, повседневных моментах. Фотоальбомы, созданные из таких снимков, становятся материализованной памятью, важной и для индивидуальной идентичности, и для культурной истории.

Лектор акцентировала внимание слушателей на термине «частная фотография». Она включает в себя семейные снимки, фотографии из личных коллекций, портреты близких людей и другие повседневные изображения, которые хранятся в домашних архивах или цифровых галереях мобильных телефонов.

Эти фотографии играют ключевую роль в документировании и сохранении личной истории, помогая создавать и поддерживать индивидуальную идентичность. Фотоальбомы, составленные из таких снимков, становятся физическими объектами, через которые передаётся и сохраняется память о прожитых моментах.

В отличие от публичной или общественной фотографии, частная позволяет глубже проникнуть в изучение сценариев личной жизни, характерных для той или иной эпохи.

Фотоальбомы как объекты исследования

Фотоальбомы — это не просто коллекции изображений, но и материальные объекты, имеющие свою физическую форму и структуру. Мария Гурьева подчеркнула важность исследования фотоальбомов не только с точки зрения содержания фотографий, но и как физических артефактов, с которыми взаимодействуют через тактильные ощущения и кинестетический опыт.

Примером может служить альбом Михаила Михайловича Козловского, водителя автобуса, который увлекался рыбалкой и грибной охотой. Его альбом, созданный вручную, включает фотографии, подписи и различные материалы, такие как газетные вырезки и рисунки. Этот альбом не только документирует его увлечения, но и становится частью более широкого исследования об одобряемых властью культурных и социальных практиках позднего СССР.

Социальная функция частной фотографии

Частная фотография и фотоальбомы играют важную роль в социальном взаимодействии и интеграции. Как отмечал французский социолог Пьер Бурдьё, фотография служит инструментом для укрепления социальных связей. Фотографирование важных моментов и событий подтверждает принадлежность к группе и сохраняет визуальное единство через общие воспоминания и опыт.

— Например, наличие снимков из санатория или поездки в Крым свидетельствует о том, что их обладатель занимает более привилегированное место в иерархии «бесклассового» советского общества, — отметила Мария Гурьева.

Фотоальбомы не только фиксируют события, но и позволяют переживать их заново, укрепляя единство группы через совместное создание и просмотр альбомов. Это особенно важно в контексте дембельских альбомов, где фотографии и тексты помогают сохранить память о военной службе и поддерживать связи с бывшими сослуживцами.

Дембельские альбомы: символика и ритуал

Особый вид частных фотоальбомов представляет собой «дембельский альбом». Их создавали по случаю окончания военной службы. Эти альбомы символизируют важный переходный период в жизни молодого человека и документируют его опыт службы.

Мария Гурьева привела пример альбома Валерия Волкова, который завершил службу в 1988 году. Его дембельский альбом включает фотографии, документы и различные декоративные элементы, создавая повествование о прохождении военной службы. Структура такого альбома часто повторяет архетипическое путешествие героя: от призыва на службу до возвращения домой после пройденных испытаний.

Фотография и цифровые технологии

— С приходом цифровых технологий частные фотоальбомы и фотография в целом перешли в онлайн-пространство социальных медиа, — отметила Мария Гурьева. — Эти платформы предоставляют доступные и удобные инструменты для создания, хранения и обмена фотографиями. Вместо традиционных фотоальбомов, которые клеятся вручную, люди создают цифровые альбомы во «ВКонтакте» и других социальных сетях.

Цифровые альбомы предлагают новые возможности для структурирования и презентации фотографий. Они позволяют легко добавлять, редактировать и делиться снимками, сопровождать их текстовыми комментариями и даже включать интерактивные элементы, такие как метки и ссылки. Соцсети предоставляют платформу для мгновенного обмена фотографиями, что усиливает социальную связь и позволяет мгновенно делиться важными моментами с большим количеством людей.

Тем не менее, аналоговые формы, такие как печатные фотоальбомы и фотографии в рамках, по-прежнему сохраняют свою значимость, — подчеркнула Мария Гурьева. — Они остаются важными артефактами для документирования важных событий, таких как свадьбы или выпускные. Печатные фотоальбомы и фотографии физически присутствуют в реальности, и это создаёт особое ощущение ценности и важности.

Одной из причин, почему аналоговые фотоальбомы остаются востребованными, является их способность предоставлять тактильное и кинестетическое взаимодействие, — отметила эксперт. — Листание страниц, прикосновение к фотографиям и даже запах старых альбомов создают уникальный опыт, который усиливает эмоциональную связь с воспоминаниями. Этот физический контакт с материалом способствует более глубокому восприятию и запоминанию.

По мнению исследовательницы, в будущем, с развитием технологий дополненной и виртуальной реальности, возможно, появятся новые формы цифровых фотоальбомов, которые смогут имитировать тактильные ощущения и создать более интерактивный опыт. Такие технологии могут позволить пользователям «листать» виртуальные альбомы, чувствуя текстуру страниц и фотографий, что может ещё больше сблизить цифровой и аналоговый опыт.

Завершая выступление, Мария Гурьева отметила, что переход фотографий в цифровую эпоху открыл новые возможности для создания и хранения воспоминаний, но при этом аналоговые формы сохраняют свою значимость благодаря уникальному физическому опыту, который они предоставляют. Комбинация цифровых и аналоговых форм фотографий позволяет людям максимально эффективно сохранять и делиться своими воспоминаниями, создавая богатую и многослойную картину личной и коллективной истории.

Другие новости

Театральная платформа "В Центре"

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.