Фотоальбомам из семейных архивов советского времени была посвящена лекция Марии Гурьевой — кандидата философских наук, доцента Школы искусств и культурного наследия Европейского университета Санкт-Петербурга (ЕУСПб). Она состоялась в Ельцин Центре 1 июня и стала пятой в совместном цикле Ельцин Центра и ЕУСПб «Исследования культурной памяти».
Фотоальбом — это сложный объект, соединяющий фотографии, тексты, приёмы «народного» дизайна. Всё это вместе — материализованная автобиографическая память, и она является объектом научных исследований.
Предыдущие лекции цикла:
- Владимир Лапин — о «борьбе памятников»
- Вадим Басс: как расшифровать здание?
- Юлия Сафронова — об исследованиях культурной памяти
- Ксения Сурикова — о культурной травме в экспозиции музеев
На примерах фотоальбомов из частных и институциональных коллекций эксперт продемонстрировала, как на пересечении канонов частной фотографии, материальных возможностей альбомной формы и относительной неподконтрольности приватной сферы советский человек конструировал память о самом себе, создавая физическое свидетельство прожитой жизни.
Частная фотография: определение и значение
По словам Марии Гурьевой, фотография с момента своего появления играла важную роль в жизни людей, становясь способом запечатления и сохранения воспоминаний. Для исследователей памяти особое значение имеет частная фотография, которая фокусируется не на исторических событиях, а на личных, повседневных моментах. Фотоальбомы, созданные из таких снимков, становятся материализованной памятью, важной и для индивидуальной идентичности, и для культурной истории.
Лектор акцентировала внимание слушателей на термине «частная фотография». Она включает в себя семейные снимки, фотографии из личных коллекций, портреты близких людей и другие повседневные изображения, которые хранятся в домашних архивах или цифровых галереях мобильных телефонов.
Эти фотографии играют ключевую роль в документировании и сохранении личной истории, помогая создавать и поддерживать индивидуальную идентичность. Фотоальбомы, составленные из таких снимков, становятся физическими объектами, через которые передаётся и сохраняется память о прожитых моментах.
В отличие от публичной или общественной фотографии, частная позволяет глубже проникнуть в изучение сценариев личной жизни, характерных для той или иной эпохи.
Фотоальбомы как объекты исследования
Фотоальбомы — это не просто коллекции изображений, но и материальные объекты, имеющие свою физическую форму и структуру. Мария Гурьева подчеркнула важность исследования фотоальбомов не только с точки зрения содержания фотографий, но и как физических артефактов, с которыми взаимодействуют через тактильные ощущения и кинестетический опыт.
Примером может служить альбом Михаила Михайловича Козловского, водителя автобуса, который увлекался рыбалкой и грибной охотой. Его альбом, созданный вручную, включает фотографии, подписи и различные материалы, такие как газетные вырезки и рисунки. Этот альбом не только документирует его увлечения, но и становится частью более широкого исследования об одобряемых властью культурных и социальных практиках позднего СССР.
Социальная функция частной фотографии
Частная фотография и фотоальбомы играют важную роль в социальном взаимодействии и интеграции. Как отмечал французский социолог Пьер Бурдьё, фотография служит инструментом для укрепления социальных связей. Фотографирование важных моментов и событий подтверждает принадлежность к группе и сохраняет визуальное единство через общие воспоминания и опыт.
— Например, наличие снимков из санатория или поездки в Крым свидетельствует о том, что их обладатель занимает более привилегированное место в иерархии «бесклассового» советского общества, — отметила Мария Гурьева.
Фотоальбомы не только фиксируют события, но и позволяют переживать их заново, укрепляя единство группы через совместное создание и просмотр альбомов. Это особенно важно в контексте дембельских альбомов, где фотографии и тексты помогают сохранить память о военной службе и поддерживать связи с бывшими сослуживцами.
Дембельские альбомы: символика и ритуал
Особый вид частных фотоальбомов представляет собой «дембельский альбом». Их создавали по случаю окончания военной службы. Эти альбомы символизируют важный переходный период в жизни молодого человека и документируют его опыт службы.
Мария Гурьева привела пример альбома Валерия Волкова, который завершил службу в 1988 году. Его дембельский альбом включает фотографии, документы и различные декоративные элементы, создавая повествование о прохождении военной службы. Структура такого альбома часто повторяет архетипическое путешествие героя: от призыва на службу до возвращения домой после пройденных испытаний.
Фотография и цифровые технологии
— С приходом цифровых технологий частные фотоальбомы и фотография в целом перешли в онлайн-пространство социальных медиа, — отметила Мария Гурьева. — Эти платформы предоставляют доступные и удобные инструменты для создания, хранения и обмена фотографиями. Вместо традиционных фотоальбомов, которые клеятся вручную, люди создают цифровые альбомы во «ВКонтакте» и других социальных сетях.
Цифровые альбомы предлагают новые возможности для структурирования и презентации фотографий. Они позволяют легко добавлять, редактировать и делиться снимками, сопровождать их текстовыми комментариями и даже включать интерактивные элементы, такие как метки и ссылки. Соцсети предоставляют платформу для мгновенного обмена фотографиями, что усиливает социальную связь и позволяет мгновенно делиться важными моментами с большим количеством людей.
Тем не менее, аналоговые формы, такие как печатные фотоальбомы и фотографии в рамках, по-прежнему сохраняют свою значимость, — подчеркнула Мария Гурьева. — Они остаются важными артефактами для документирования важных событий, таких как свадьбы или выпускные. Печатные фотоальбомы и фотографии физически присутствуют в реальности, и это создаёт особое ощущение ценности и важности.
Одной из причин, почему аналоговые фотоальбомы остаются востребованными, является их способность предоставлять тактильное и кинестетическое взаимодействие, — отметила эксперт. — Листание страниц, прикосновение к фотографиям и даже запах старых альбомов создают уникальный опыт, который усиливает эмоциональную связь с воспоминаниями. Этот физический контакт с материалом способствует более глубокому восприятию и запоминанию.
По мнению исследовательницы, в будущем, с развитием технологий дополненной и виртуальной реальности, возможно, появятся новые формы цифровых фотоальбомов, которые смогут имитировать тактильные ощущения и создать более интерактивный опыт. Такие технологии могут позволить пользователям «листать» виртуальные альбомы, чувствуя текстуру страниц и фотографий, что может ещё больше сблизить цифровой и аналоговый опыт.
Завершая выступление, Мария Гурьева отметила, что переход фотографий в цифровую эпоху открыл новые возможности для создания и хранения воспоминаний, но при этом аналоговые формы сохраняют свою значимость благодаря уникальному физическому опыту, который они предоставляют. Комбинация цифровых и аналоговых форм фотографий позволяет людям максимально эффективно сохранять и делиться своими воспоминаниями, создавая богатую и многослойную картину личной и коллективной истории.