Театральная платформа «В Центре» поддержала новый онлайн-проект Ельцин Центра – «Мир после пандемии». Его героями становятся политики, общественные деятели, писатели, экономисты. Теперь к нему присоединятся люди из мира театра и кино. Все видео проекта можно посмотреть в разделе «Афиша», где теперь выкладываются видеозаписи многих мероприятий, прошедших в Ельцин Центре, в блоке «Специальная программа».
О том, кто стал первыми интервьюерами проекта, рассказала руководитель театральных проектов в Ельцин Центре Наталья Санникова.
– Это часть большого проекта о нашем будущем. В нем мы пытаемся понять, что будет со всеми нами после того, как закончится пандемия. В нашей части проекта есть своя специфика. Мы говорим с людьми, связанными с театром, о его будущем. Мы назвали проект #БУДУЩЕЕБУДЕТ. Возможно, кому-то это покажется пафосным, но в той ситуации, которую мы переживаем, этот пафос вполне уместен. У нас уже есть эпиграф к проекту. Родился он удивительным образом. У Ярослава Гашека в «Похождениях бравого солдата Швейка» есть такая фраза: «Никогда так не было, чтобы никак не было…». Когда наш первый гость, заместитель директора по творческим вопросам Екатеринбургского театра юного зрителя, основатель и художественный директор фестиваля «Реальный театр», лауреат театральной премии им. К.С. Станиславского, член экспертного совета театральной премии «Золотая маска», театральный критик Олег Лоевский процитировал Гашека, то добавил от себя: «Как-нибудь да будет».
Теперь у нашего проекта есть эпиграф, который принадлежит Гашеку/Лоевскому: «Никогда так не было, чтобы никак не было. Как-нибудь да будет».
Внутри этого проекта мы разговариваем с разными театральными деятелями: режиссёрами, педагогами, продюсерами, директорами фестивалей о том, как они представляют себе будущее театра. Сейчас оно кажется туманным. Мы говорим о том, как они переживают самоизоляцию, как воспринимают её, что с ними происходит. Тоже очень любопытная сегодня тема.
– Говорить о будущем и прогнозировать – занятие неблагодарное.
– Да, оно может развернуться совершенно в другую сторону, и быть не таким, каким мы сегодня его представляем. Но мы хотим понять, что происходит сегодня и как мы с этим войдем в будущее.
Люди театра – это социальные люди. Им гораздо сложнее находиться в изоляции, в одиночестве. Они привыкли к тому, что на репетициях, на спектаклях они всегда вместе, всегда на виду. Театр – это коллективное творчество. В самоизоляции театральному человеку сложнее собой распорядиться и с собой справиться.
Наши собеседники могут дать совет, поддержать за счёт личного опыта, как с этим справляться, как переживать, как к этому относиться. Вот такая складывается история.
– Как это технически происходит?
– Мы назначаем встречи в Zoom (платформа для проведения семинаров и конференций), записываем интервью, потом публикуем в нашей группке в ВК, на сайте и и в соцсетях Ельцин Центра. Не всегда разговор идёт по намеченному сценарию, иногда беседы развиваются в неожиданном русле, но этим они и интересны.
Мы не ограничены во времени, скорее ограничены форматом соцсетей. Сегодня мало кто способен смотреть многочасовые интервью с горящими головами. Например, с театральным критиком, главным редактором «Петербургского театрального журнала», арт-директором театрального фестиваля «Пять вечеров» имени А. Володина Мариной Дмитриевской мы проговорили полтора часа. Это был содержательный, интересный разговор. Как его резать, я не представляю, но придется сократить до сорока минут.
– Вы уже взяли интервью у Олега Лоевского, кто следующий?
– Взяли интервью у нашего постоянного автора, драматурга Ярославы Пулинович. Записали разговор с Владимиром Антиповым. Это режиссер, участник проекта, который мы, увы, не успели завершить, потому что ушли на карантин. И обязательно вернёмся к нему после того, как карантин закончится. Вот, кстати, предчувствие художника. За неделю до того, как объявили пандемию, мы начинали делать проект под названием «Неважно себя чувствую». Он не имел отношения к коронавирусу, спектакль посвящён Даниилу Хармсу. Но случилась перекличка времён – нашего и Хармса. Удивительным образом всё это совпало и витает в воздухе: наши болезненные ощущения, страх, неопределенность.
Скоро у нас состоится разговор с режиссёрами, друзьями Театральной платформы «В Центре» Николаем Русским и Семёном Серзиным. Они хорошо знакомы нашему зрителю. Узнаем, что они чувствуют сегодня, чем заняты, каковы их мироощущения.
– Расспросите Семёна о съёмках фильма Кирилла Серебренникова «Петровы в гриппе и вокруг него» по роману нашего земляка Алексея Сальникова?
– Обязательно. Интервью с Семеном ждут его поклонники, и оно прямиком отправится на наш сайт. Кроме того, у нас запланирована беседа с Виктором Рыжаковым, новым художественным руководителем Театра «Современник», который сменил на этом посту Галину Волчек.
Как всегда, творческих планов громадьё. В условиях пандемии и самоизоляции мы продолжаем работать для нашего зрителя и стараемся быть полезными и интересными ему.