Президентский ЗиЛ-41052, легенда и гордость отечественного автомобилестроения, сияет как в прежние времена, когда на нем выезжал первый президент России Борис Ельцин – его плановую реставрацию провели прямо в музее. Сегодня у бронированного президентского лимузина другая миссия – музейно-мемориальная: он встречает гостей у входа в экспозицию в Музее Б.Н. Ельцина в Екатеринбурге. Около него собираются группы, назначаются встречи, им любуются посетители кафе «1991».
Если бы автомобиль был «на службе», напоминает смотритель-консультант Илья Князьков, то посторонние к нему бы на пушечный выстрел не подошли. В кремлевском гараже он был объектом стратегического назначения. Сегодня президентский ЗиЛ радует глаз, вызывает восхищение и становится главным героем многочисленных селфи. Поэтому за ним следят и ухаживают, полируют лакированную броню и хромированные детали, «зачищают» царапинки. Почетную миссию принял на себя «АвтоАудиоЦентр». Их специалисты сначала провели диагностику, а потом устранили все косметические и технические неполадки, используя самые передовые химико-технологические средства.
Редкий автомобиль в дар Музею Б.Н. Ельцина безвозмездно передала Федеральная служба охраны России. Из Москвы бронированный ЗиЛ был отправлен в Екатеринбург, родной город Бориса Николаевича, весной 2013 года.
Из названия мы понимаем, что выпускались подобные автомобили на московском заводе имени Лихачева. Не так уж долго – с середины 80-х до 1999 года. Конкретно этот лимузин, который возил президента, был собран в 1997-м. Сколько всего было выпущено таких авто? Данные разнятся. На заводе говорят о 22 экземплярах ручной сборки. В интернете встречается цифра 20. Состояли на учете с номерными знаками РФ всего 13 лимузинов. Остальные были машинами сопровождения. А еще один экземпляр до сих пор хранится на заводе в несобранном состоянии. Кремлевские гаражные старожилы утверждают: «на сегодня сохранилось в рабочем состоянии 10 экземпляров». Кстати, ельцинский ЗиЛ выехал из гаража самостоятельно.
Его характеристики впечатляют автомобилистов всех возрастов. Его вес вместе со снаряжением – 5 с половиной тонн. Мощность двигателя – 315 лошадиных сил. Объем двигателя – 7680 кубических сантиметров. Скорость для такой махины уникальная – 190 километров в час. При этом разгоняется он до ста километров всего за 13 секунд. Бронезащита крепче, чем у некоторых танков – толщина стали 8-10 миллиметров. Толщина пуленепробиваемых стекол – 41 миллиметр. Вес двери около двухсот килограммов. Автомобиль оснащен системами анти-прослушивания и защиты от радиации. Салон в духе хозяина – аскетичный, строгий. Никакого «гламура» и «лакшери» в виде золота, хрусталя и прочих излишеств.
Руководитель Архива Президентского центра Б.Н. Ельцина Дмитрий Пушмин – о ЗиЛе
Видео: Александр Поляков, Александр Бабкин
Капсульная конструкция автомобиля – это советское ноу-хау. Надежность традиционной схемы бронирования, когда серийный автомобиль защищался бронированными листами, а стекла заменялись на пуленепробиваемые, оставляла желать лучшего, и советские инженеры придумали оригинальную версию – капсульную, когда сам автомобиль строится вокруг бронированной капсулы. Материалы для бронирования – исключительно отечественного производства. По защищенности ЗиЛ не могли превзойти никакие зарубежные аналоги. Но после распада СССР один автомобиль был выкуплен и разобран. Идею скопировали. Однако ЗиЛ-41052 до сих пор остается одним из самых защищенных на планете. Недавно его старший «брат» 1989 года сборки был продан за 1,69 млн. долларов.
Испытания обстрелом и подрывом подтвердили обоснованность главных инженерных решений – несмотря на полученные повреждения, ЗиЛ-41052 смог своим ходом уйти из опасной зоны, а это означало, что находящиеся в нем пассажиры имели большой шанс остаться в живых.
Ещё одна особенность ЗиЛ-41052, подтвержденная испытаниями – этот автомобиль невозможно перевернуть. Как ни старались испытатели, но сделать им этого не удалось. Объясняется это не только особенностями рамного шасси, но и тем, что автомобиль весит пять с половиной тонн. Центр тяжести бронированной капсулы приходится на дно автомобиля. Кроме того, следует отметить, что все жизненно необходимые системы обеспечения автомобиля продублированы.
Установленный на автомобиле двигатель ЗиЛ-4104 является уникальным не только для отечественного, но и для мирового двигателестроения и больше подошел бы легкому танку. Достаточно сказать, что в двигатель заливалось 12 литров масла, а в систему охлаждения – 21,5 литра охлаждающей жидкости.
Президентский автомобиль сам достоин отдельной экскурсии. Мы задали смотрителю-консультанту Илье Князькову вопросы, которые чаще всего задают посетители музея.
– Какие работы производятся сейчас?
– Сначала выправили вмятины на капоте, затем полировали лакокрасочное покрытие, занимались тонировкой мельчайших сколов и царапин.
– Насколько он уникален?
– Лимузинов было выпущено 13. Наш автомобиль – одиннадцатый. Он абсолютно уникален, как с технической, так и с исторической точки зрения. Это был автомобиль Бориса Ельцина, который сопровождал его даже в зарубежных поездках. Сегодня он полноправный экспонат нашего музея.
– Есть ли аналоги в мире?
– Концерн «Бентли» до сих пор обслуживает британскую корону. Там автомобили также ручной сборки.
– Это правда, что все детали автомобиля отечественные?
– Все, кроме оптики фирмы «Bosh».
– Если внутри автомобиля бронированная капсула, то как же колеса? Они также пуленепробиваемые?
– Обычно на такие автомобили устанавливают пуленепробиваемую резину отечественной марки «Гранит», у которой по кругу в зоне прилегания идет специальный силиконовый бандаж.
– Используются ли сейчас в Гараже особого назначения подобные лимузины и машины сопровождения?
– Да. В основном для специальных, торжественных мероприятий, для показа иностранным гостям, для мастер-классов по езде правительственных автомобилей в экстремальных условиях. Единицы подобных экземпляров находятся в руках частных коллекционеров. В основном это списанные и восстановленные автомобили.
– Выпускает ли что-либо подобное сегодня Завод имени Лихачева?
– Нет. Его цеха простаивают с 2015 года. Попытки восстановить былое величие пока не увенчались успехом.
– Каким бензином заправляли лимузин?
– Только А-95.
– А диваны в лимузине кожаные?
– Кожаные сидения только впереди. Диваны в салоне – велюровые, исключительного серебристого цвета, с объемным рисунком в технике «пике» – очень красивые.
Представитель «АвтоАудиоЦентра» Григорий Кулябин – специалист по керамическим покрытиям, рассказал о чистке салона и шлифовально-полировочных работах средствами «серфэйсис». Около двадцати часов понадобилось специалистам компании, чтобы фасад лимузина стал безупречным. То, что не успели доделать сегодня, подвергли специальной консервации. Специалисты считают, что автомобиль находится в отличном состоянии. Теперь ему необходимы только профилактические работы. По салону – через полгода. По кузову – через год.
Президентский лимузин ЗиЛ-41052 – любимец публики. Он нравится и детям и взрослым. На его фоне чаще всего фотографируются компании. Его изображение часто сопровождает публикации в интернете, когда речь заходит о музее Бориса Ельцина. Он, как эпиграф, предваряет экспозицию музея, воплощая собой славные страницы в истории Отечества.