В Ельцин Центре в Екатеринбурге 7 июня в рамках специальной программы летнего сезона Сада трав прочла лекцию о красоте и пользе ботанических садов Алёна Третьякова — директор Ботанического сада УрО РАН, доктор биологических наук, автор и соавтор более 180 научных публикаций о биологическом разнообразии растительного мира Урала.
Погода не позволила провести лекцию непосредственно в Саду трав — уникальном ландшафтном пространстве, созданном у Ельцин Центра в 2021 году. Лекция прошла в Образовательном центре.
Сад трав — излюбленное место отдыха горожан. Он цветёт с мая по ноябрь и радует своим разнообразием. На семнадцати сотках между Ельцин Центром и Драмтеатром произрастает более шестидесяти видов дикоросов, составляющих единую экосистему с кустарниками и деревьями вокруг. Но сады бывают разными, и сегодня в России существует более сорока ботанических садов. Из частных коллекций и уголков природы они превратились в крупные ботанические научно-исследовательские институты. На примере Ботанического сада УрО РАН Алёна Третьякова рассказала, какую пользу приносят сады городам, в которых расположены.
Она назвала самое простое и точное определение ботанических садов: «Это музей живой природы». Экспонаты в ботанических садах — живые. За ними можно наблюдать в любое время, на любой стадии развития, в любой период года.
Ни у кого не вызывает сомнения, что домашние коллекции растений появились с тех пор, как человек начал путешествовать — перемещаться по земному шару, привозя отовсюду трофеи и сувениры на память. Семена растений были найдены археологами на стойбищах ещё каменного века. Наблюдение и собирательство легли в основу создания ботанических садов всех возможных видов — от аптекарских и монастырских огородов до парков-дендрариев и заповедников. Прообразы ботанических садов существовали в Древнем Риме. Легионеры привозили из походов растения и высаживали у себя на родине. Висячие сады Семирамиды были привезены из Армянского нагорья, чтобы радовать царицу.
Но существует и другая точка зрения: ботанические сады начинают свою историю в Средневековье. Люди в основном вели оседлый образ жизни и знали растения лишь той местности, где жили. С развитием мореплавания стали появляться пряности и специи, которые были дороже золота. Обычно их везли из Индии. И естественно, люди, которые могли выращивать пряные растения, имели большое преимущество — они могли их выращивать и продавать. Ещё один важный момент — лекарственные растения. Их выращивали и собирали монахи при монастырях, готовили снадобья и лечили людей. Монастырские огороды и были прообразами первых ботанических садов. Они имели очень простую планировку — в виде прямоугольных грядок. На каждой — отдельная культура.
Затем ботанические сады начинают формироваться при медицинских университетах. Первое упоминание о пражском медицинском саде относится к 1360 году. Появляется новая функция: определение и описание видов. Их систематизируют, изучают и выращивают для лечения.
В России один из первых ботанических садов — «Аптекарский огород», его появление датируется 1706 годом. Пётр Первый организует ботанические сады по типу аптекарских огородов. Ресурсы страны абсолютно не изведаны, и их описание — основная задача, которую Пётр поставил Академии наук. Ботанические сады должны выращивать не просто лекарственные растения, но и культуры из разных регионов страны для удовлетворения собственных потребностей.
В XVII-XVIII веках стало модным среди состоятельных людей иметь свой ботанический сад. Григорий Акинфиевич Демидов создал первый такой сад на Урале, в окрестностях Соликамска, используя научный подход. Неизвестно, спонсировал ли он масштабные экспедиции Академии наук в Сибирь, на Дальний Восток, Камчатку, исследующие биологическое разнообразие России, но мы точно знаем, что он получал привезённые семена и живые растения, которые высаживал у себя в саду. Иностранцы научили его создавать оранжереи, в которых он выращивал южные и экзотические растения. Переписываясь с Карлом Линнеем, пересылал ему образцы растений.
Брат Григория Прокофий Демидов создал в Москве ботанический сад, известный нам как Нескучный сад. Восемь каменных оранжерей спускались к Москва-реке. В них выращивались пальмы, лимоны, абрикосы, гранаты, ананасы. Более того, Прокофий создал каталог, в котором были описаны 4363 вида растений в соответствии с линнеевской системой. Им был собран гербарий и передан в Московский университет. К сожалению, большая часть этого гербария была уничтожена пожаром 1812 года.
В настоящее время в ботанических садах всего мира выращивается около шести миллионов образцов растений, представляющих около ста тысяч видов. И это лишь четверть всего видового разнообразия мировой флоры.
Возникает новая функция ботанических садов — охрана биологического разнообразия. Например, на Урале 1800 видов дикорастущих растений. Плюс интродуценты. Необходима стратегия организации ботанических садов, которая ориентирует нас в выборе растений.
Одна из задач современных ботанических садов — культивировать редкие и охраняемые виды растений. Всего одна треть флоры России представлена в садовых коллекциях. Однако у учёных всё чаще возникает вопрос, способствует ли интродукция сохранению растений?
У каждой медали есть оборотная сторона: введение в культуру привело к тому, что некоторые виды, попав в новые условия, стали очень агрессивны и угрожают биологическому разнообразию новых регионов. Клён американский был завезён к нам сто шестьдесят лет назад. Растение не зимовало, нуждалось в укрытии и считалось очень прихотливым. Сегодня никому не придет в голову укрывать его на зиму. Вид стал агрессивным, заполонил берега рек, вытесняя полезные растения, например важные для пчеловодства медоносы. Это создаёт угрозу биологическому разнообразию и естественным природным сообществам.
Некоторое время назад даже возникла идея запретить интродукционную деятельность и использовать только аборигенные растения, чтобы защитить природные сообщества от внедрения и негативного воздействия инвазионных видов.
Сегодня ботанический сад — прежде всего научно-исследовательский институт, который изучает вопросы, касающиеся биологии, экологии и эволюции растений.
В Екатеринбурге четыре площадки можно назвать ботаническими садами: «Уральский сад лечебных культур имени профессора Вигорова», «Дендрологический парк-выставка», «Ботанический сад Уральского федерального университета» и «Ботанический сад Уральского отделения академии наук».
Профессор Вигоров вёл сортоиспытание плодовых растений с максимально высоким содержанием биологически активных веществ. В трудные времена коллекция была утеряна, и сейчас Лесотехнический университет её активно восстанавливает. Сегодня это центр популяризации садоводства. Здесь учат ухаживать за растениями, делать обрезку, прививку, знакомят с новыми сортами, проводят выставки и праздники урожая.
Ботанический сад УрО РАН, которым руководит Алёна Третьякова, был создан в 1936 году. Она подробно рассказала, чем занимаются сотрудники. Одной из современных функций ботанических садов становятся образование и просвещение — совместно с садами создаются кафедры высших учебных заведений. Например, совместная с медицинским университетом кафедра проводит исследования лекарственных растений, биологически активных веществ, содержащихся в лекарственных растениях, испытания лекарственных средств. Существуют совместные кафедры с Уральским Федеральным, Аграрным и Лесотехническим университетами. Создан научно-образовательный центр, цель которого — повысить ботаническую грамотность, экологическое сознание и воспитание уральцев.
У ботанического сада есть музей, сайт, странички в социальных сетях. Сотрудники сада часто выступают по телевидению, рассказывая о жизни растений в саду. Поклонников садоводства становится всё больше — они не просто любуются растениями в ботанических садах, а выращивают их сами. Среди тех, кто пришёл на лекцию, было много таких энтузиастов, и их особенно волновали практические вопросы по растениеводству. По завершении лекции они продолжили общение.