Спектакль «Бэ Эр. Рожденный в СССР» (режиссер Андрей Русинов) показали 8 сентября в Ельцин Центре в Екатеринбурге. Спектакль был приурочен ко дню рождения известного российского поэта Бориса Рыжего (8 сентября 1974 – 7 мая 2001).
В действе, построенном на стихах Бориса Рыжего, на глазах зрителей (а зал Театральной платформы «В Центре», несмотря на довольно поздний час, был полон) возник Свердловск. Свердловск, населенный пионерами и ветреными школьницами, близкими к народу милиционерами, весьма безобидными хулиганами и кокетливыми медработницами. В этом же городе проживают молодой поэт, по старинке печатающий на допотопной печатной машинке, и его муза. Действие спектакля «Бэ Эр. Рожденный в СССР» довольно сложно отнести к какому-либо конкретному историческому отрезку, оно происходит как будто вне времени. «Бэ Эр. «Бэ Эр. Рожденный в СССР» – это спектакль-артефакт, посвящение ушедшей советской эпохе и ее героям. Спектакль-реквием по талантливому человеку, который переплавил эпоху в стихи.
Лейтмотивом действа стало, пожалуй, одно из лучших стихотворений Бориса Рыжего. О городе, который он придумал.
«Городок, что я выдумал и заселил человеками, городок, над которым я лично пустил облака, барахлит, ибо жил, руководствуясь некими соображениями, якобы жизнь коротка. Вырубается музыка, как музыкант ни старается. Фонари не горят, как ни кроет их матом электрик, браток. На глазах, перед зеркалом стоя, дурнеет красавица. Барахлит городок. Виноват, господа, не учёл, но она продолжается, всё к чертям полетело, а что называется мной, то идёт по осенней аллее, и ветер свистит-надрывается, и клубится листва за моею спиной».
Их было трое. Трое отчаянных «мушкетеров» от поэзии. Трое закадычных друзей и наиболее ярких представителей пишущей поэтической молодежи Екатеринбурга 90-х. Борис Рыжий, Роман Тягунов, Олег Дозморов. Наибольшую, российскую и международную, известность получил Борис Рыжий. Выпускник Уральской горной академии (в этом Борис пошел по стопам отца, известного геофизика Бориса Петровича Рыжего), он написал более 1300 стихотворений, стал лауреатом престижных литературных премий, «Антибукера» и «Северной Пальмиры». Стихи Бориса, то ясные и пронизанные пронзительной есенинской тоской, то превращающиеся в сложные, почти как у Иосифа Бродского, переплетения смыслов, были переведены на разные языки.
– Помню, он приходил на собрания нашего литературного клуба при журнале «Урал», – поделилась воспоминаниями одна из зрительниц спектакля Мария. – По нему было сразу видно, что это настоящий поэт. Поэзия была не только в его стихах, но и во внешнем облике. Помню, как Борис однажды пришел в очень элегантном пальто и с упоением рассказывал, что его творчество оценили в Нидерландах. Для нас это звучало примерно так же, как если бы он сказал, что его напечатали на Марсе. Ну, и красивым, конечно, он был. Правда, это была, как бы точнее выразиться, трагическая красота, с «надломом».
К сожалению, не все молодые поэты, пропустившие через себя 90-е, смогли пережить эту непростую, противоречивую эпоху. Когда жизнь словно била через край, во всех ее проявлениях, как позитивных, так и разрушительных. В 2000 году при невыясненных обстоятельствах (предполагалось, что выпал из окна) погиб поэт Роман Тягунов. Потрясенный Борис Рыжий посвятил ему стихотворение.
На смерть Р.Т.
Вышел месяц из тумана — и на много лет
над могилою Романа синий-синий свет.
Свет печальный синий-синий, лёгкий, неземной
над Свердловском, над Россией, даже надо мной…
Так и мы сойдём с экрана, не молчи в ответ.
Над могилою Романа только синий свет.
А в 2001 году как будто задохнулся эпохой и покончил с собой (повесился) сам Борис Рыжий, которого известный и признанный поэтический мэтр Евгений Рейн назвал лучшим поэтом своего поколения. Поэт оставил короткую записку «Я вас любил. Без дураков». Казалось, вот закончились 90-е, – и навсегда прервался их поэтический голос. Поэт Олег Дозморов, лауреат премии журнала «Урал» и «Русской Премии», чьи стихи переведены на английский, голландский, итальянский, украинский, покинул сначала Екатеринбург, а потом и Россию.
Среди зрителей спектакля «Бэ Эр. Рожденный в СССР» (к слову, многие не могли смотреть его без слез) было немало ценителей поэзии Бориса Рыжего, в числе которых оказались и региональные чиновники, и люди искусства, и непоседливая молодежь, живо откликающаяся на каждую строчку автора стихов.