В Музее Б.Н. Ельцина 5 ноября в рамках нового формата экскурсий «Полная версия» рассказали о том, как проходила операция на сердце первого президента России Бориса Ельцина. Экскурсию провела сотрудник музея Елена Володарская.
Именно 5 ноября 1996 года в 6:45 президент РФ Борис Ельцин передал свои полномочия главе российского правительства Виктору Черномырдину. Повод для передачи был, прямо скажем, не радостный – Борису Николаевичу предстояла операция на сердце.
– Особенно серьезно проблемы с сердцем дали о себе знать, когда Борис Ельцин принял нелегкое для себя решение баллотироваться на пост президента РФ во второй раз, – рассказала Елена Володарская. – Между двумя турами выборов Борис Ельцин перенес инфаркт, это произошло 26 июня 1996 года. 28 июня он не смог появиться перед своими потенциальными избирателями. Пресс-служба сообщила, что Ельцин просто заболел простудой. Следующее появление Бориса Николаевича на публике произошло в Барвихе, когда он опускал в урну бюллетень. Потом он появился только на инаугурации, которая была сокращена с двух часов до 16 минут, инаугурационная же речь избранного президента РФ длилась всего 45 секунд.
В книге «Президентский марафон» Ельцин называл свою победу «победой с привкусом лекарства». Между тем, в прессе начали активно муссироваться слухи: немецкий таблоид Bild сообщил, что Ельцину якобы ищут донора для пересадки сердца, а журнал Time написал, что президента России ждет операция шунтирования в швейцарской клинике. Пресс-секретарь президента Сергей Ястржембский жестко пресек все домыслы: «Президент проходит диспансерное обследование, работает, а рукопожатие у него крепкое». Тем не менее, «дамоклов меч» в виде возможной и непростой операции аортокоронарного шунтирования сохранялся. Встал вопрос, где проводить операцию: за рубежом, в частности, в США, в отличие от России, операция шунтирования была поставлена на поток. Но Борис Ельцин, можно сказать, решил доверить свое сердце и свою жизнь России.
– 5 сентября СМИ объявили, что операция необходима, – продолжила Елена Володарская. – Ельцин сообщил, что «диагноз – ишемическая болезнь сердца», «нужна операция», «тянуть с ней не будет», «тамошние хирурги готовы сделать», но «операция будет проходить здесь, это решено». Ничего подобного по степени откровенности первого лица государства в нашей стране еще не было. Советские лидеры обычно скрывали свое состояние здоровья до последнего.
Рассказала Володарская об особенностях ишемической болезни сердца и операции аортокоронарного шунтирования, а также продемонстрировала наглядно, как выглядят больное и здоровое сердце.
– От россиян, знавших о состоянии здоровья Ельцина, приходили письма, – сообщила Елена Володарская. – Некоторые сочувствующие люди предлагали даже перелить Ельцину свою кровь. В Архиве Президентского центра Б.Н. Ельцина хранятся телеграммы, где говорится об этом искреннем желании. Борис Николаевич говорил, что добрые слова – лучшее лекарство для него.
В прессе активно обсуждались и сама операция, и имя хирурга. Чаще всего звучало имя кардиохирурга Рената Акчурина, ученика известного кардиохирурга Майкла Дебейки. Последний был приглашен в качестве консультанта Акчурина. К слову, до Бориса Ельцина Акчурин уже оперировал Виктора Черномырдина. Стоит отметить, что Борис Николаевич не скрывал своих опасений, что, когда он окажется на операционном столе, возникнет угроза демократии, которую он строит в стране.
– Операция началась в 7 утра и закончилась в 14 часов, – рассказала Елена Володарская. – Майкл Дебейки прибыл в Кардиоцентр только в 11 утра и следил за операцией по мониторам. Предложили наблюдать за ней по мониторам супруге и дочерям Бориса Ельцина, но они отказались. Когда сердце Бориса Ельцина «запустилось», причем с первого раза, об этом сразу же узнала Наина Иосифовна. Стало ясно, что нет опасности, и операцию можно считать успешной.
Утром следующего дня пришедший в себя Борис Ельцин подписал указ о возвращении себе президентских полномочий. По словам Рената Акчурина, Ельцин выздоравливал феноменально быстро.
– Наина Иосифовна в своих мемуарах упоминает белую подушечку в форме сердца, которую подарили Борису Николаевичу перед операцией, – поведала трогательные подробности Елена Володарская. – Она лежала на груди Бориса Николаевича уже в палате реанимации. Когда начинается приступ кашля, подушечку прижимают к груди. Без нее кашлять больно.
– Алая подушечка, которая лежит у нас в витрине музея, по воспоминаниям Наины Иосифовны, – подарок от ассоциации людей, которые претерпели операцию, подобную той, что пережил Борис Ельцин, – отметила Володарская. – Эта подушечка пришла в посылке через месяц после операции, сделанной Борису Николаевичу. Хочется акцентировать внимание на колечке «Бьющееся сердце», подарке Майкла Дебейки, которое служило талисманом. Таких талисманов было 150. Колечко заводится сбоку, подобно механической игрушке, при этом сердцевина начинает пульсировать в ритме человеческого сердца.
Процитировала Елена Володарская и телеграммы от известных политиков и артистов, которые приходили в адрес Бориса Ельцина с пожеланиями скорейшей реабилитации.