Борис Акопов: «Феллини проваливался в прокате, но остался в истории»

2 июля 2020 г.
Борис Акопов: «Феллини проваливался в прокате, но остался в истории»

Кинорежиссер Борис Акопов в онлайн-цикле бесед Ельцин Центра «Скоро в кино» рассуждает о магии кино, неизбежно исчезающей, если смотришь фильм на экране компьютера. Он уверен, что даже самый современный кинорежиссер, занимающийся производством продукта для стриминговых платформ, обязательно захочет попробовать себя в настоящем кино.

Интервью записано 29 июня 2020 года.

Насколько кинематографичен кризис?

– Тут кому как повезло: для сценаристов этот период был очень плодотворным, потому что за пару месяцев карантина и изоляции многие сценаристы занимались своим эпистолярным трудом и много мне наприсылали разных сценариев, прямо очень много – видимо, дома сидели и строчили свои гениальные произведения. Если говорить про те проекты, которые были в запуске или в съемочном периоде, то для них это очень стрессовая ситуация, благо, моих знакомых и коллег это не коснулось. Хотя все верили, что когда-нибудь это закончится, что жизнь войдет в свою привычную колею и начнутся съемки. Я знаю, что кто-то уже начал снимать, хотя и с какими-то ограничениями, то есть Роспотребнадзор рекомендации дал, чтобы съемочная группа была не больше определенного количества человек, чтобы использовались средства защиты. И дай Бог, чтобы всё действительно уже окончательно восстановилось в привычном виде.

Один мой знакомый должен был уехать сниматься в Крым – большой проект, месяц съемок, всё круто, он был очень рад. Всех людей, которые должны были поехать с ним, обязали сдать тест на вирус. Он тоже сдал, тест отрицательный, всё нормально, он радостный приехал ко мне в гости, а на следующий день ему пришло письмо, что у него положительный результат, то есть первый был ошибочный. Он в шоке, все в шоке, я тоже побежал сдавать тест, и у него все планы полетели, никаких съемок, разумеется – он понимает, что может быть просто-напросто опасен. В итоге у него съемки сорвались, но на третий день пришло опять письмо, что у него все-таки результат отрицательный… В общем, какая-то чушь жуткая несусветная, какая-то чехарда с тестами.

Когда откроются кинотеатры, я не уверен, что все сразу кинутся смотреть кино, потому что кто-то до сих пор боится и не захочет сидеть в душном зале кинотеатра, заполненном «под завязку», поэтому, думаю, что кинотеатры уже потеряли и ещё потеряют какие-то финансы, и все это негативно скажется и на моём деле тоже.

Ситуация сама по себе вполне кинематографична, потому что как любая другая драматическая ситуация, где есть опасность, где есть непонимание, где есть опустевшие улицы (этот пик страха, пик пандемии я застал в Грузии, но знаю, что и в Москве тоже всё опустело, все испугались) – это потенциально благотворная почва для того, чтобы формировать какую-то драматургию, и скорее всего, это будет отражено в кино. С этим можно работать, и наверняка кто-то уже взялся, а кто-то, может, уже и закончил эту работу.

Мне повезло, потому что я уехал в Грузию еще до начала пандемии, чтобы работать над новым материалом, то есть попал в категорию счастливчиков. Я уже везде покатался своим дебютным фильмом, где можно его показал, уже даже устал от него, и поехал отдыхать, вернее, работать над новым фильмом, над новым сценарием. Если бы даже пандемии не было, я бы все равно сидел дома и печатал, поэтому не сильно меня это всё задело.

Полупустой зал – привычка для авторского кино?

Я знаю, питчинги (презентации кинопроектов – ред.) Фонда кино, Министерства культуры и целый ряд других отложены до конца лета. В этом я не очень разбираюсь, это всё-таки больше дело продюсеров, но лично про себя думаю, что если в государстве дефицит бюджета, то о кино будут думать в последнюю очередь, и уж тем более о таком кино, которое не приносит денег. К сожалению, то кино, которым я занимаюсь – не очень прибыльное дело, частным инвесторам не интересно заниматься подобного рода фильмами. Не только у нас и не только сейчас такое происходит. Себя я, конечно, не сравниваю, но все фильмы Феллини, насколько знаю, в прокате провалились. Тем не менее это важные фильмы, на долгую перспективу.

Уверен, что пандемия повлияет негативно не только на авторское кино, но и на коммерческое, потому что основная масса людей, как я уже говорил, всё-таки будут опасаться сидеть в переполненном душном кинотеатре, это действительно может негативно повлиять на процент заболевших, заразившихся людей. В этой связи недавно прошла такая полушутка, что именно для авторского кино ситуация может сложиться удачно, потому что сеансы авторских фильмов проходят при полупустых залах, там опасности нет, дистанция будет приличная. Я люблю ходить в кино в непопулярное время и на непопулярные фильмы, поэтому обычно в зале абсолютно вольготно себя чувствую – кладу ноги на переднее сиденье и получаю огромное удовольствие, потому что в принципе не люблю сидеть в переполненном зале, не люблю больших скоплений людей.

Онлайн – что дальше?

Моё отношение к онлайну скорее позитивное – если выходит что-то стоящее, то пусть люди смотрят. У меня лично высокие требования к продукту, поэтому я не подписан и вроде не собираюсь подписываться ни на одни подобный сервис. Я не смотрю сериалы, всё, что когда-то начинал смотреть, мне не понравилось. Хотя знаю, что фильм Альфонсо Куарона «Рома» вышел изначально на платформе, и для меня это странновато. Фильм снят на пленку, в нем эстетически поданы изображение и звук, там уж очень много на звуке построено, как я понял, хотя в полной мере этого не ощутил, потому что смотрел на компе, а это вообще не то. То есть фильм, как будто бы рождённый для кинотеатра, выпускается изначально в сети – для меня это неожиданно.

Недавно, в 2019 году, вышел фильм «Неогранённые драгоценности» братьев Сэфди, и тоже сразу в интернете. Это очень достойные, дорогие, интересные картины, то есть очевидно, что всё идёт к тому, что так или иначе в онлайне кинопроизводство будет развиваться. Но я, как консерватор, всё-таки за живой показ, за темный зал, за немножко ритуал. Просмотр картины – это всё-таки некий акт, когда ты собираешься, ты консолидируешь свои духовные и эмоциональные силы, приходишь в кинотеатр, садишься в кресло, и начинается какая-то магия. Я знаю, что многие кинематографисты, режиссеры, взращённые на базе классического, академического, если можно так сказать, кино, хотят и любят именно такое. Ты же занимаешься тем, что сам любишь, и молодые ребята, которые так или иначе проходили историю кино, любят всех великих мастеров типа Антониони и Кубрика, они, наверное, тоже хотят прикоснуться к этой магии, к особому миру.

А с другой стороны, никто не мешает работать параллельно, и многие молодые ребята сейчас думают, что будущее за стриминговыми сервисами, за сериальным продакшеном, потому что там якобы есть больше возможностей для реализации в обход всяких цензурных вещей, например. Да, там можно и материться и всё что угодно можно делать, чего нельзя на большом экране, и некоторым кажется, что именно поэтому за платформами будущее, что там нет каких-то тормозов. И можно, действительно, пытаться делать всё это параллельно, то есть пытаться сделать себя, попробовать в таком жанре, в другом жанре. Если есть возможность – снимать большое кино для большого проката, для фестивального продвижения (некоторые фестивали, Каннский, по-моему, тоже, не берут фильмы, которые не предназначены для большого проката). То есть можно просто пытаться разными методами сделать что-то, что может понравиться людям, что может их вдохновить.

Думаю, что будут какие-то интересные успешные онлайн-фестивали, появятся какие-нибудь хедлайнеры, и я как бы за, вообще думаю, что это здорово. Но всё равно, фестивали категории А, разумеется, по-прежнему будут собирать площадку, что фестивали берлинские, каннские, венецианские и другие, они точно все вернутся в офлайн. И это будет здорово, потому что это атмосфера своя, это богемное существование, и это круто для самих режиссеров, для новых знакомств и ощущений, для вдохновения, может быть. Всем от этого хорошо, всем от этого лучше.

Что и как смотреть?

«Рома» Куарона, как мне кажется, абсолютно для кинотеатров, я его посмотрел на компе и понял, что там есть кое-что, такой кайф, который я не почувствовал, что я очень многое упустил, как минимум, половину того удовольствия, которое можно было получить от этого фильма, я не получил. У кого дома стоит проектор, звук хороший, кто устроил дома настоящий кинотеатр, тот может и так посмотреть, без похода в кино, без грязного сального кресла и всего такого.

Любой фильм, даже не очень хороший, который вы посмотрите в кинотеатре, может оставить какой-то приятный осадок, флер, и что-то от него ты получишь, чего не получишь при домашнем просмотре. Я лично не очень люблю фильмы с визуальными эффектами, где всё летает, взрывается, где долбит звук. Такого рода аттракцион для меня жестковат, честно говоря, меня потом трясёт немножко, так что я такой жанр не очень перевариваю. Но те, кто такое кино любит, не будут это смотреть дома, на стриминговых платформах такие фильмы не выходят. Там выходят фильмы, где относительная камерная история, где не нужны масштабы большого экрана, сложная звуковая партитура.

Сериальный продукт хорошо подходит для стриминговых сервисов, потому что даже хорошие сериалы делаются с другими выработками, нежели кино, поэтому там всё чуть-чуть проще, чуть-чуть как-то более скупо, чем в больших этих полотнах, в полнометражных фильмах. Поэтому, наверное, сериалы сейчас делаются восьмисерийными, они стараются быть похожими на настоящие кино, но настоящим кино они не являются ещё и по техническим составляющим. Так что любой полный метр – это хорошо. Конечно же, я сейчас говорю про фильмы, которые хотя бы претендуют на искусство. Нужно, конечно, разделять: мультфильмы, боевики, экшен – это одна сторона, другое дело – какие-то драмы, триллеры, это всё-таки немножко другое.

Все зрители разные, все люди имеют свой вкус и видение, для меня самый впечатляющий фильм за последнее время – это фильм братьев Сэфди «Неогранённые драгоценности» с Адамом Сэндлером в главной роли. Очень любопытный фильм во всех смыслах, и довольно несправедливо, что такой качественный и интересный фильм был абсолютно проигнорирован оскаровским комитетом. По-моему, даже был небольшой скандал, что эти академики оскаровские не взяли этот фильм, хотя мне кажется, он был бы достойным конкурентом иным фильмам. Я даже читал статью, в которой кто-то из академиков говорил, что не взяли фильм именно из-за Адама Сэндлера, потому что он был актёром, продюсером и режиссером каких-то очень плохих фильмов. Но насколько я знаю, у него были и хорошие проекты типа «Любовь, сбивающая с ног» Пола Томаса Андерсона, вот у братьев Сэфди снялся, то есть он очень непростой чувак. В общем, просто посмотрите этот фильм.

Такое кино как «Неогранённые драгоценности», требует от зрителя внутренней работы, довольно непросто переживать эти эмоции, думать о чём-то после фильма, и кому-то это вообще категорически противопоказано. Тогда лучше посмотреть фильм, который мне кажется довольно простым, я его как раз в Грузии во время пандемии всем советовал посмотреть, кто меня спрашивал. Это очень хороший, милый фильм, называется «Слепые свидания» грузинского режиссера Левана Когуашвили. Это очень милая романтическая комедия про любовь, добрая, атмосферная. Вот такие два фильма я могу посоветовать, они очень разные, но оба хороши, поверьте мне.

Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.