Богдан Королёк — о новом сезоне цикла «Место для музыки»

7 ноября 2024 г.Наталья Шурмина
Богдан Королёк — о новом сезоне цикла «Место для музыки»

Ельцин Центр в Екатеринбурге 15 ноября откроет третий сезон авторского цикла «Место для музыки». Балетный и музыкальный критик Богдан Королёк на своих встречах будет рассказывать о композиторах и ключевых понятиях в их творчестве. Героями цикла станут как признанные классики, так и новое поколение авторов.

Цикл «Место для музыки» — это разговоры о людях, сочинениях, явлениях академической музыки — не самых известных, но заслуживающих внимания. Его автор — резидент театра «Урал Опера Балет», соавтор и ведущий концертов «Прекрасная музыка» Богдан Королёк.

В преддверии третьего сезона цикла Богдан Королёк рассказал, каким он будет, поделился секретами общения с публикой и объяснил, почему ему так нравится говорить о музыке в Ельцин Центре.

— Цикл «Место для музыки» мы придумали три года назад, а название такое выбрали, чтобы напомнить самим себе и нашим слушателям о том, что для музыки во все времена есть место, всегда есть уголок, что она способна нас вести за собой, вытаскивать из мрака, разгонять этот мрак вокруг нас. И наша задача в этом цикле — немножко поразмышлять о музыке и о том, как она устроена, как мы к ней сегодня можем подступиться.

Как и в прошлые сезоны речь пойдёт о музыке, очень давно написанной и созданной только что. Одна из встреч цикла будет называться «Композитор среди нас». Она расскажет о тех авторах, кто сегодня пишет музыку в России, чтобы нам не казалось, что академическая музыка — это что-то из прошлого, чтобы мы напоминали сами себе, что это явление современное и почему-то нам сегодняшним по-прежнему насущное.

Богдан Королёк о новом сезоне цикла «Место для музыки»

Видео: Любовь Кабалинова

— Что ждёт зрителей в новом сезоне цикла? Какая идея двигала вами при подготовке?

— С ноября по июнь будет пять встреч, и они будут посвящены конкретным фигурам композиторов. Первый в этом сезоне выпуск называется «Пуленк. Меланхолия». Хотя меланхолия — это совсем не то, о чём в первую очередь думаешь в связи с музыкой Франсиса Пуленка, но мне кажется, что меланхолия — это как раз то чувство, которое мы сегодня должны себе разрешить, в том числе через его музыку. А следующий февральский выпуск — «Нильсен. Маскарад» — будет посвящён малоизвестному у нас датскому композитору Карлу Нильсену, где через его произведения мы затронем творчество уже более именитых современников — Яна Сибелиуса и Александра Глазунова.

Завершит сезон уже летом выпуск под названием «Красавин. Воровство». Его название — это прямая отсылка, аллюзия к фильму Рустама Хамдамова «Бриллианты. Воровство», который я очень люблю. Однако речь там пойдёт не о кино, а о предстоящей премьере балета «Клептомания» в нашем театре на музыку композитора Юрия Красавина, который не скрывает, что любит присваивать чужой музыкальный материал и «возиться» с ним. Одна из его ранних пьес называется «Кража». Это переписанная нота в ноту багатель Бетховена «К Элизе». Позже она вошла в первый балет Красавина под названием «Магриттомания». Спустя много лет композитор написал для Большого театра балет «Танцемания», а теперь в «Урал Опере» завершает свой маниакальный балетный триптих, где он и хореограф-постановщик Максим Петров наворуют всё, что только смогут.

— Кому адресован цикл и какой вы видите свою публику?

— Совершенно не обязательно, чтобы наш слушатель был хоть как-то подкован в сфере академической музыки. Мне кажется, главное — чтобы ему было интересно слушать новую музыку. Я даже не хочу называть её академической, и я совершенно против термина «классическая музыка», против деления на «классику» и «современность». Эту же мысль мы проводим с моим другом, пианистом Германом Мархасиным, когда делаем в Ельцин Центре концертный цикл «Прекрасная музыка». Мы не называем никогда годы сочинений, годы жизни композиторов, потому что не в годах дело, мне кажется. Они могут дать какие-то ложные надежды или опасения, и тогда мы пролетаем мимо самой музыки, потому что начинаем размышлять о ярлыках. А это было давно или недавно? А это классицизм или уже романтизм? И что в итоге нам это дарит? — Ничего! Поэтому самое главное — чтобы у тех, кто придёт на эти разговоры, было желание просто услышать новую музыку или услышать знакомую музыку с какой-то новой стороны.

Важно то, что в разговорах о музыке в Ельцин Центре из всего того, что накопилось в котле различных культур, пытаемся выплавить что-то своё и соединить это как-то с собой.

— Как вам атмосфера Ельцин Центра? Удалось ли здесь найти своего слушателя, случился ли с ним контакт?

— Мне кажется, за последние сезоны у меня тут сложилась своя аудитория. Каких-то людей я вижу постоянно, их лица мне уже знакомы. Именно здесь, в Ельцин Центре, происходят какие-то очень важные вещи, здесь есть место для музыки. В сегодняшней России происходит удивительный процесс: новая, сложная и неожиданная музыка, будь то концерты или разговоры о ней, как-то всё чаще оказывается не в филармониях, концертных залах и музыкальных школах, а в Доме культуры ГЭС-2, в «Электротеатре Станиславский», в Ельцин Центре. Для музыки здесь образовалось место, и я это очень ценю и очень благодарен коллегам за доверие.

Эти встречи в Ельцин Центре для меня ещё какой-то личный праздник, очень большая ответственность и очень большой страх. Я очень хорошо помню первую встречу два года тому назад, когда я поставил музыку, с которой прожил уже какую-то часть своей жизни. Поначалу мне было очень страшно увидеть то, как её воспримут другие люди. Казалось, что я показываю что-то очень для меня личное и значимое, не предназначенное для всякого уха и глаза. И до сих пор я всегда очень боюсь и переживаю, когда ставлю хорошо знакомую или любимую музыку, но не делиться ею я не могу. Мне всё время хочется её кому-то тут же отнести и сказать: «Смотрите, смотрите же, как это классно!».

— Сегодня сложно говорить о музыке?

— О музыке всегда сложно говорить. Может быть, и вообще не надо говорить. Эти вещи нельзя обсуждать, потому что мы какую-то магию тут же разрушаем. Я иногда к этой мысли приходил и много раз порывался сказать: «Спасибо всем за доверие, но больше я ничего читать не буду, потому что это бессмыслица». Но потом я себя останавливал, оглядывался на многочисленных коллег, которые сегодня работают на этом поприще и делают это успешно.

Я вижу людей, которые приходят, и их сложно назвать общим словом «аудитория», это всё пытливые, ищущие люди. Они приходят раз за разом, слушают, вступают в диалог, просят скинуть музыку, которую сегодня послушали. Значит, всё это зачем-то было нужно, всё это не зря. И ещё я знаю, что я ничего не знаю. Я так же брожу в этих лабиринтах музыки, может быть, только с чуть большим инструментарием. Может быть я чуть больше успел найти, чем наши слушатели, и спешу этим с ними поделиться.

— Как получилось, что артист балета стал музыкальным и балетным критиком?

— Я всегда всем говорю, что голова перевесила, потому что я успел потанцевать совсем недолго — лет пять из положенных примерно двадцати. Мне с самого начала было интересно заниматься чем-то ещё, кроме того, чтобы ходить на сцену: что-то читать, что-то смотреть, думать. Наверное, в итоге судьба вынесла меня туда, где я должен был оказаться на самом деле. Сейчас я работаю в театре «Урал Опера Балет», у меня две официальные должности — помощник руководителя балета и редактор изданий театра.

Богдан Королёк окончил Красноярское хореографическое училище, бакалавриат «Искусства и гуманитарные науки» Академии русского балета имени А. Я. Вагановой, магистратуру «Музыкальная критика» Санкт-Петербургского государственного университета. Сценарист балетов в Мариинском театре, в театре «Урал Опер Балет» и Пермской опере. Соредактор-составитель антологии «Новая русская музыкальная критика», автор текстов в российской периодике, изданиях Большого и Мариинского театров, сборниках «Как смотреть оперу» и «Самые знаменитые оперные спектакли».

Другие новости

Театральная платформа "В Центре"

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.