В московском филиале Президентского центра Бориса Ельцина 21 января прошла замечательная встреча. Гостем филиала, расположенного в усадьбе Долгоруковых-Бобринских, стал тульский краевед, биограф рода графов Бобринских Николай Почуев. Гостя принял исполнительный директор Ельцин Центра Александр Дроздов. Николай Почуев подарил московскому филиалу несколько экземпляров своей книги «Бобрики», недавно вышедшей третьим, дополненным, изданием. Во встрече принимал участие известный советский и таджикский кинорежиссёр Давлатназар Худоназаров, передавший в декабре Президентского центру архив графа Алексея Бобринского.
Интересная закономерность: когда появляется какое-то большое культурно-просветительское образование, которое сегодня модно называть институцией, то оно, как большая планета, постепенно начинает втягивать в свою орбиту другие планеты, поменьше. Почему так происходит? И у большой, и у малой планет один культурный код, система этических координат, отношение к исторической памяти. Такие сближения делают духовно богаче обе стороны.
Николаю Сергеевичу Почуеву – 82 года, из них три десятка лет он занимается изучением и популяризацией своего родного тульского края, истории усадьбы «Бобрики» и графского рода (династии) Бобринских, которому усадьба принадлежала до революции. Интересный факт: и сам Николай Почуев родился в усадьбе «Бобрики».
Откуда есть пошли «Бобрики» и Бобринские? Тут надо рассказывать пусть и пунктирно, но по порядку и с самого начала. Бобрик (Бобрики) – маленькая речка (длина всего 10 километров), но при этом является правым притоком Дона. Исток Дона – именно эти места. Среднерусская возвышенность, Тульская область. Места дивные! Богаты и природно, и исторически. Здесь Пётр I устроил Ивановский канал, пытаясь соединить Дон с Волгой (через её приток Оку). Ивановским канал назван потому, что пролегал через здешнее Иван-озеро. Император посещал стройку, которая началась в 1702 году. Здесь ему поставили путевой дом. На прокладке канала трудились 35 тысяч крестьян из окрестных деревень, привлекли даже пленных шведов. Масштаб – гигантский: длина 200 километров, 33 шлюза. Именно про эту историю повесть Андрея Платонова «Епифанские шлюзы». Работы закончились в 1720 году. Из-за маловодья навигация на канале была возможна только весной, в период большой воды. Канал использовался до середины ХIХ века.
Почему Екатерина II выбрала эти места, доподлинно неизвестно. Возможно потому, что они были связаны с деятельностью Петра Великого, к которому она относилась с глубоким почтением. Так или иначе, после коронации, в 1763 году, Екатерина приобрела у офицера лейб-гвардии конного полка Николая Ладыженского за 100 000 тысяч рублей заложенное-перезаложенное им имение в Тульской губернии, состоявшее из сёл Бобрики и Богородицкое с прилегающими деревнями общей площадью 200 000 десятин (это 218 тысяч гектаров) и насчитывавшими 11 тысяч душ крепостных. По административному делению того времени это были Бобриковская и Богородицкая волости. Государыня перевела земли из дворцового ведомства в личную собственность, приписав их к императорской Конюшенной конторе, поскольку в Богородицком был конный завод.
Екатерина предполагала со временем передать тульское имение своему внебрачному (от Григория Орлова) сыну Алексею (1762 года рождения) в наследственное пользование. В 1774 году она дала Алексею Григорьевичу фамилию Бобринский – по названию села. До этого Алексей носил фамилию Сицкий. А годом ранее, в 1773-м году началось строительство императорской усадьбы Бобрики, с закладкой огромного дворца. Дворец был в основном двухэтажным, размером 70 на 125 метров, в плане – буквой П. К главному корпусу примыкали флигели.
«Смотрение» за владениями (двумя волостями) Екатерина поручила сенатору, генерал-поручику князю Сергею Гагарину. Гагарин также заведовал бобриковскими постройками и постройкой нового города Богородицка. Новые хозяева преобразили местные земли. Агрономической частью князь предложил заняться крупнейшему русскому писателю и учёному, ботанику и лесоводу, едва ли не самому значительному агроному ХVIII века Андрею Болотову. И Бобрики, и Богородицк обзавелись огромными пейзажными парками («в английском вкусе»).
До наших дней дворец не сохранился: в середине ХIХ столетия его повелел разобрать тогдашний владелец Василий Алексеевич Бобринский, так как дворец пустовал, но при этом требовал слишком больших средств на своё содержание, да и роскошь, как говорили, граф презирал. Материал от дворца пошёл на постройку промышленных зданий: сахарного и винокуренного заводов.
Судьба у дворца если не загадочная, то странная. Зачем в провинциальной глуши Тульской губернии строить огромный дворец? Там его просто-напросто наполнить жизнью было невозможно. Общества-то нет, с гостями негусто.
Себе граф Василий Алексеевич построил одноэтажный деревянный особняк весьма оригинального свойства: весь был обшит железом, не только крыша, но и стены. Всё это происходило в Бобриках. Графский особняк также не сохранился: в 1950-х годах он сгорел.
Граф Алексей Григорьевич Бобринский (основатель рода – родоначальник) прожил довольно бурную жизнь: окончил первый кадетский корпус в Санкт-Петербурге, получив золотую медаль. Необременительно служил в армии, большую часть времени путешествуя. При этом регулярно и без задержек получал очередные воинские звания. Сегодня бы его назвали мажором, золотой молодёжью. Неоднократно огорчал свою маму – императрицу Екатерину II. В 1798 году «был уволен от воинской службы» в чине генера-майора и удалился в Тульскую губернию, в Богородицк. От брака с баронессой Анной Унгерн-Штернберг (из остзейских немцев) у графа родились шесть детей, плюс один сын – внебрачный.
Умер граф 51 года от роду, в 1813 году. После смерти первого Бобринского было принято решение построить семейную усыпальницу. Её возвёл в 1815-м году архитектор Василий Милинский. По традиции она была возведена в самой отдалённой и глухой части усадебного парка на небольшом холме (Бобрик-гора). Сооружение – простое по форме и величественное по пропорциям. Это купольная ротонда из белого камня. Наружно декоративное убранство простое и строгое. Подвал мавзолея служил местом захоронений. Здесь были похоронены представители первого, второго и третьего поколения Бобринских.
Внутри усыпальницы – часовенка. Усыпальница была окружена круглой металлической оградой строгого классического рисунка на высоком каменном цоколе между каменными столбами. Усыпальница – шедевр русского зодчества, считается памятником федерального значения, но её планируется передать в ведение Тульской епархии.
Всю эту семейную историю и рассказал Почуев. Хотя она гораздо обширней и интересней, и её Николай Сергеевич «раскапывал» три десятилетия и описал в своей книге. Но сегодня главная печаль и забота Николая Сергеевича – именно состояние усыпальницы Бобринских. Она нещадно разрушается, и этот процесс полным ходом идёт уже давно. Последние несколько пролётов ограды – шедевр чугунного литья – украдены в 2019 году. Ворота украдены гораздо раньше. Усыпальница использовалась под склад, под кафе, в 90-е годы – и как парковый туалет. В стенах были проломы, крыша отсутствовала. Удручающее зрелище! В прилегающем парке нет ни одной скамейки.
Прежние утраты усадьбы уже не вернуть, но этот памятник ещё можно спасти. Сам Николай Сергеевич предпринимал и предпринимает для этого немалые усилия. В 90-х, получив разрешение у администрации города Донского, куда входят Бобрики, провёл на свои средства восстановительные работы (посильную консервацию) усыпальницы. Произвёл тотальную уборку (мусора было вывезено неописуемо много), заложил стенные проломы, изготовил и навесил/установил двери и ставни, устроил мягкую кровлю (на крепкую-долговечную денег банально не хватило). Конечно, Николай Почуев не был одиночкой, ему помогали соратники-единомышленники, но мотором и идеологом выступал именно он.
В какие только кабинеты и конторы Почуев не стучался, в какие инстанции не обращался. Ему даже не всегда отказывали, есть положительные решения и резолюции, а результата нет. Воз и ныне там. Усыпальница разрушается.
Присутствовавшие на встрече сотрудники Президентского центра с огромным вниманием слушали Николая Сергеевича. Интереснейшая, но грустная история. В заключение встречи исполнительный директор Ельцин Центра Александр Дроздов сказал, что Центр постарается помочь в этом благом деле.

