Ельцин Центр в Екатеринбурге к 35-летию падения Берлинской стены подготовил специальный проект «Когда рушатся стены», большая программа которого позволила взглянуть на этот феномен с самых разных сторон. Историческое и культурное наследие исследовали выставки, экскурсии, лекции и публичная дискуссия.
Тематическую экскурсию «День 10316-й: падение стены» об истории Берлинской стены, которая включала новую выставку «Мстислав Ростропович. Концерт на руинах эпохи» и часть экспозиции Музея Бориса Ельцина, провела его директор Анна Бородулина. Она предложила собравшимся вспомнить основные вехи холодной войны и её главного символа.
В витрине «Стена подарков президенту» Бородулина обратила особое внимание экскурсантов на два экспоната – акварель, подаренную Борису Ельцину президентом США Биллом Клинтоном и написанную по мотивам известной фотографии встречи советских и американских войск на Эльбе 25 апреля 1945 года, и изображение знаменитого граффити Дмитрия Врубеля «Братский поцелуй», созданного в 1990 году.
– Берлинская стена, ставшая символом холодной войны, простояла 10316 дней. А 1945-1990 годы – это наша хронологическая рамка, мы будем говорить именно об этом времени, – пояснила Бородулина.
Накануне победы в ходе Ялтинской конференции лидеры трёх стран антигитлеровской коалиции – СССР, США и Великобритании – приступают к разделу мира и Европы. Именно тогда было решено разделить Германию на оккупационные зоны, хотя окончательно этот факт был закреплён лишь на конференции в Потсдаме летом 1945 года. В итоге образуются четыре территории, при этом Берлину, который оказался в зоне советской оккупации, присвоен особый статус.
Однако уже 5 марта 1946 года прозвучала знаменитая фултонская речь Уинстона Черчилля, положившая начало холодной войне как таковой и железному занавесу как феномену, ещё пока не воплощённому в Берлинской стене. На территории оккупационных зон, которые контролируют Великобритания, Франция и США, вступает в действие план Маршалла – программа восстановления европейской экономики после Второй мировой войны. С американской стороны начинаются значительные финансовые вливания в производство и инфраструктуру. Советский Союз, чья экономика была обескровлена войной, такую помощь своим партнерам предложить не мог. Поэтому СССР включил политический механизм, который способствовал приходу к власти в Восточной Европе национальных коммунистических партий и формированию социалистического блока.
Федеративная Республика Германии (ФРГ) была провозглашена 23 мая 1949 года на территориях, расположенных на американской, британской и французской зонах оккупации. В том же году 7 октября в советской зоне образуется Германская Демократическая Республика (ГДР). Государственная граница между этими странами закрыта, однако между Западным и Восточным Берлином её практически не существует, город вплоть до 1961 года имеет единую инфраструктуру.
– С 1949 по 1961 год из ГДР в ФРГ в поисках лучшей жизни убежало около трёх миллионов человек в самом трудоспособном возрасте – до 35 лет. И для советской власти это был самый веский аргумент в пользу окончательного разделения Берлина, – подчеркнула Бородулина. – 13 августа 1961 года начинается возведение Берлинской стены, просуществовавшей более 10 тысяч дней и разрушенной за одну ночь.
Берлинская стена как заградительная система достраивалась вплоть до 1975 года. И хотя власти ГДР позиционировали её как антифашистский оборонительный вал, фактически она состояла не только из массивного бетонного заграждения, но и противотанковых ежей, многочисленных пограничных вышек, газонов с металлическими шипами, сложной системы сигнализации и контрольно-следовой полосы.
Союзники очень жёстко отреагировали на процесс строительства стены, развернув вдоль возводимых сооружений около тысячи военнослужащих США, поддерживаемых танками. В ночь 26-27 октября 1961 года в Берлине возле контрольно-пропускного пункта «Чарли» между советскими и американскими военными возник конфликт, поставивший мир на грань ядерного конфликта.
В итоге в ходе попыток пересечь Белинскую стену погибло 192 человека, жители ГДР практически до последнего момента её существования пытались преодолеть преграду. Первой жертвой 24 августа 1961 года стал портной Гюнтер Литфин, последней – двадцатилетний спортсмен Крис Геффрой, застреленный 5 февраля 1989 года.
В 1985 году в СССР к власти приходит Михаил Горбачёв, провозгласивший политику нового мышления и придерживающийся её в международных делах. Лидеры западных держав чувствуют перемены. 12 июня 1987 года президент США Рональд Рейган, произнося речь у Бранденбургских ворот в честь 750-летия Берлина, призвал Горбачёва снести Стену позора, чтобы подтвердить истинность стремления советского руководства к переменам.
В октябре-ноябре 1989 года в ГДР стремительно растет количество митингов с требованиями реформ, и под влиянием народных выступлений власти 9 ноября вынуждены объявить о снятии ограничений на сообщение с Западным Берлином. Однако само падение Берлинской стены было вызвано цепью событий, которые произошли буквально за несколько часов.
По сути, стена пала из-за оговорки одного видного партийного чиновника – Гюнтера Шабовски, который вечером 9 ноября неудачно провел пресс-конференцию и оговорился, заявив, что упрощение режима пересечения границы начинается немедленно. Сотни тысяч восточных немцев тут же устремились к границе. Пограничники пытались оттеснить толпу, но затем, уступая массовому напору, вынуждены были открыть контрольно-пропускные пункты.
Уже 10 и 11 ноября начинается фактическое разрушение Берлинской стены, и в течение января-ноября 1990 года все пограничные сооружения были снесены, за исключением небольшого отрезка, оставленного как памятник одному из самых известных символов холодной войны.
Узнав о падении стены, музыкант Мстислав Ростропович 11 ноября 1989 года приехал из Парижа в Берлин и выступил с уличным концертом у контрольно-пропускного пункта «Чарли». Знаменитый виолончелист исполнил произведения Иоганна Себастьяна Баха.
Экскурсовод отметил, что падение Берлинской стены, объединение Германии и окончание холодной войны стали очень важным мировым, геополитическим и ментальным феноменом, получившим в истории название «мирной революции».
Программу проекта «Когда рушатся стены» 2 ноября дополнила лекция кандидата архитектуры, доцента МАрхИ, члена союза дизайнеров Москвы Екатерины Рыбаковой «Город, переживший разделение: уникальная архитектура современного Берлина».
Рыбакова напомнила, что после Второй мировой войны город, поделённый союзниками на две части, лежал в руинах – 80 процентов застройки было полностью уничтожено. При этом Восточному Берлину достался практически весь исторический центр, менее пострадавшему от войны Западному – улицы, где находились казармы для рабочих (Mietskaserne) и доходные дома. Возведение стены в 1961 году окончательно делит город на части.
– Более всего это разделение прослеживалось на карте метрополитена. Западная ветка проходила транзитом те станции, которые находились в пределах Восточного Берлина, и так образовались заброшенные станции-призраки, некоторые направления вообще были ликвидированы, – отметила Рыбакова. – Бывший пограничный пункт пропуска между Восточным и Западным Берлином на вокзале Фридрихштрассе, где люди прощались навсегда, называется «Дворцом слёз».
В 1951 году в Восточный Берлин приезжает группа советских архитекторов, и появляется план реконструкции, который предусматривал строительство главной магистрали – Карл-Маркс-аллее. На первом этапе застройки там появились монументальные здания в стиле социалистического классицизма, а на втором – простые десятиэтажные панельные здания. В центральной части Восточного Берлина перестраивается площадь Александрплац, чьи размеры в процессе реконструкции выросли вчетверо. Её украсили знаменитой телебашней, несколькими высотными зданиями, огромным хронометром «Урания» и ныне уже снесённым гигантским дворцом Республики.
Поскольку Западному Берлину достопримечательностей не досталось, то город стал развиваться как офисно-деловой центр. В рамках плана Маршалла строится новый жилой район в стиле модерн – Ханзафиртель. Уникальную инфраструктуру района создавали Макс Таут, Вальтер Гроппиус, Ле Корбюзье и другие гении архитектуры прошлого века.
– В западной и восточной частях города прокладывались огромные магистрали, которые полностью перечеркивали историческую планировку, сложившуюся до XIX века, – пояснила Рыбакова. – С каждой стороны строилось большое количество панельных микрорайонов с той лишь разницей, что в Восточном Берлине они были серийные, а в Западном – индивидуальные.
Именно поэтому архитекторы Западного Берлина в конце 70-х годов стали задумываться о ценности истории, которая была утеряна сначала военными разрушениями, а позже – модернизмом. В 1987 году была организована Международная строительная выставка, на которой был озвучен план полной перестройки города и восстановления сооружений в своих исторических, довоенных границах. Лектор подчеркнула, что выставка стала ключевым этапом в истории современного Берлина, потому что она сумела показать возможности использования исторического наследия для возрождения города.
Падение Берлинской стены в 1989 году разрушило все границы. Был разработан новый план развития города, который включал в себя порайонное восстановление центра. Уличная сеть, типология зданий и главные исторические достопримечательности должны были возродить утраченный старый Берлин. За основу реконструкции главный архитектор и градостроитель Ханс Штимман взял план Берлина 30-х годов. Он разработал и утвердил специальные регламенты, чтобы упорядочить застройку в центральных районах города. Так, строительство зданий должно было проходить строго по границе исторических строений, высота зданий до карниза не превышать двадцати двух метров, а два этажа над карнизом всегда должны быть мансардными. Очень важно было при этом соблюсти процентное соотношение остекления к каменному фасаду: 20 процентов к 80.
– Город обрёл свою историю, обрёл свой главный корсет, свой квартальный вид. Несмотря на то, что строились современные здания, Штимман смог загнать архитекторов в определённые рамки и воссоздать историческую городскую ткань, которой город лишился за время войны и разделения, – рассказала лектор.
9 ноября в зале Свободы музея также прошла публичная дискуссия «Искусство и власть. От панков в ГДР до «Братского поцелуя». В фокусе обсуждения было искусство и его ответ на бурные исторические события XX века на разделенной немецкой земле и в разделенном мире, свобода художника в разных политических и экономических системах.
Своё экспертное мнение в ходе дискуссии представили историк-германист, кандидат исторических наук Илья Женин, музыкальный журналист, главный редактор DIY-вебзина Sadwave Максим Динкевич и искусствовед, руководитель экспозиционно-выставочного отдела Музея Бориса Ельцина Марина Соколовская. Модерировал встречу куратор екатеринбургского Центра фотографии «Март» Артем Беркович. Как менялись художественные методы и высказывания под давлением обстоятельств и власти? Легитимен ли взгляд на искусство Восточной Германии как на противостояние режимных творцов и диссидентов? Ответы на эти и другие вопросы участники дискуссии искали вместе с публикой, исследуя как историю, так и творчество немецких художников и музыкантов.
Также к проекту «Когда рушатся стены» Ельцин Центр выпустил специальный мерч. Лимитированная линейка сувениров включает сумки-шопперы, тематический стикерпак и четыре объемных стикера. Приобрести их можно на выходе из Музея Бориса Ельцина и в сувенирном магазине Ельцин Центра в аэропорту Кольцово.
Смотреть лекцию на Youtube
Слушать лекцию на подкаст-платформах