Специальный кинопоказ балета L.A.D. на музыку Леонида Десятникова увидели екатеринбуржцы в Ельцин Центре. Его представил пианист и друг композитора Алексей Гориболь 10 октября. Перед кинопоказом гости увидели выступление в Атриуме артистов «Урал Опера Балет». Они исполнили эскиз к одной из четырёх частей спектакля.
Балетный проект L.A.D. — инициатива Алексея Гориболя, неутомимого пропагандиста творчества Леонида Десятникова, друга и соратника главного петербургского композитора-постмодерниста, чью музыку пианист любит и исполняет почти три десятка лет.
В Международный день музыки, 1 октября 2021 года, композитор Леонид Десятников уже был гостем Ельцин Центра и героем вечера музыкально-просветительского цикла Алексея Гориболя «Послушайте!».
Название балета и его киноверсии сложилось из инициалов композитора Леонида Аркадьевича Десятникова. Вынесенные в название, они удачно отыгрывали затею с первоначальным посвящением проекта 65-летию композитора. Но и вне юбилея L.A.D. можно назвать коллекцией концертштюков или концертино, которые поручены четырём очень разным хореографам для «опортречивания» камерного, кинематографического и хорового наследия живого классика.
Четыре одноактных балета на музыку, изначально не предназначавшуюся для танца, объединили в один киноспектакль, премьера которого на большом экране состоялась летом 2024 года. В октябре в Атриуме Ельцин Центра зрители увидели то, что не вошло в фильм: эскизы и наброски к первой из четырех частей, балету «Три тихие пьесы» в постановке Максима Петрова. За роялем — музыкальный руководитель проекта, выдающийся пианист Алексей Гориболь, который всегда собирает полные залы и самую взыскательную публику. Он рассказал, что все четыре хореографа сами выбрали музыку для своих постановок.
В одноактном балете «Три тихие пьесы», поставленном Максимом Петровым, художественным руководителем балетной труппы «Урал Опера Балет», лауреатом «Золотой маски» 2021 года, прозвучали импровизации на тему музыки к титрам фильма «Подмосковные вечера», пьес «В честь Диккенса» и «Вариации на обретение жилища». Камерный балет из трёх пар танцовщиков в молочно-белых светящихся одеждах (костюмы Марии Трегубовой и Мелани Фрост), которые мечутся среди гигантских предметов интерьера детской комнаты (сценография Марии Трегубовой и Татьяны Вьюшинской). Танец пар символизирует неизбежное взросление и неготовность героев шагнуть во взрослую жизнь, желание задержаться в мире уютного детства, что само по себе невозможно. В первой части спектакля были заняты артисты «Урал Опера Балет»: Елена Воробьёва, Глеб Сагеев, Мана Кувабара, Алессандро Каггеджи, Анна Домке и Андрей Вешкурцев.
Тему взросления продолжил балет «Безупречная ошибка» Максима Севагина, художественного руководителя балета МАМТ имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, на музыку пьес «Как старый шарманщик» и «Элегия». Сюжет повествует о том, как светлый мир детских надежд сменяется тёмным — полным тревог и чувственных ожиданий. Две пары танцовщиков в иллюзорных костюмах демонстрируют развитие отношений в поиске гармонии и отдыха для души. Во второй части балета участвовали: Екатерина Кузнецова, София Тюпа, Евгений Балобанов и Арсентий Лазарев.
Третья часть спектакля — «Праздник уходящих» Андрея Кайдановского, в чьём послужном списке несколько громких российских премьер, — исполняется под звуки вальса из спектакля «Живой труп» и музыки к фильму «Эскизы к закату». Критики назвали её историей «любви к родному пепелищу, любви к родительским гробам». Это взгляд потомка на историю семьи, проживающую свой век в реалиях самых обычных человеческих событий от рождения до смерти, где есть место всему: привязанности, любви, измене и разочарованию. Визуализировали музыку Леонида Десятникова артисты «Урал Опера Балет»: Игорь Бульцын, Карина Рафальсон, София Тюпа, Михаил Волков, Томоха Терада, Екатерина Кузнецова, Алексей Селивёрстов и Долгуун Хаш-Эрдэнэ.
В четвёртой части события развиваются под мощное звучание хоровой кантаты «Дар» на стихи Гавриила Державина (хормейстер: Эльвира Гайфуллина). В хореографии Вячеслава Самодурова, обладателя четырех «Золотых масок», чьи спектакли идут на главных музыкальных сценах страны, запечатлён бесконечный поиск пути и предназначения, общей судьбы и творческой индивидуальности. В постановке заняты мужской хор и большая хореографическая группа: Елена Воробьёва, Александр Меркушев, Мария Михеева, Михаил Хушутин, Анна Домке, Глеб Сагеев, Варвара Пугачёва, Андрей Вешкурцев и Михаил Волков.
Все четыре постановщика «Новых балетов на музыку, изначально не предназначавшуюся для сцены» — звёзды современной российской хореографии с очень разными, но всё же узнаваемыми стилями. В своих постановках они создали визуальный мир музыки Леонида Десятникова — яркий, поэтический, колоритный и причудливый.
В антрактах фильма комментировали постановку и рассказывали об истории её создания Алексей Гориболь и музыкальный критик Богдан Королёк. Алексей поимённо назвал и поблагодарил всех участников проекта и отдельно отметил высочайший исполнительский уровень музыкантов.
Обсуждение завершилось аплодисментами автору проекта, хореографам, артистам и музыкантам «Урал Опера Балет».
29 ноября в Ельцин Центре в рамках нового проекта Алексея Гориболя «Рояль и балет» состоится «Лекция-феерия в десяти движениях с прологом и апофеозом». Вдохновением вновь послужила музыка Леонида Десятникова. На этом вечере Алексей представит уникальные видеозаписи сотрудничества с выдающимися хореографами и танцовщиками: Аллой Сигаловой, Дианой Вишневой, Дарьей Павленко, Эгле Шпокайте, Олесей Новиковой, Натальей Осиповой, Алексеем Овечкиным, Александром Сергеевым, Антоном Пимоновым, Андреем Меркурьевым, Тьяго Бордином, Максимом Севагиным, солистами Американского балетного театра и «Урал Опера Балет».