Август 1991-го в личных историях

23 августа 2018 г.Анна Матюхина
Август 1991-го в личных историях

В Арт-галерее Президентского центра Б.Н. Ельцина 16 августа открылся уникальный выставочный проект «Август-91. Личные истории».

Проект, выполненный с использованием современных дизайнерских технологий, рассказывает о судьбах девяти человек – свидетелей и участников событий августовского путча 1991-го. Финансовую поддержку проекту оказал Президентский центр Б.Н. Ельцина, а подготовлен он Центром документальной фотографии «ФОТОДОК», дизайн – студии «Мел».

Открыли выставку первый заместитель исполнительного директора Президентского центра Б.Н. Ельцина Людмила Телень, фотограф-журналист, продюсер и руководитель Центра документальной фотографии «ФОТОДОК» Александр Сорин и руководитель Арт-галереи Ельцин Центра Илья Шипиловских.

– Это очень важный проект, – сказала Людмила Телень. – Идея его автора Александра Сорина – в том, чтобы рассказать об августе 1991-го, заглядывая в лица людей, которые пришли к Белому дому. Часто мы воспринимаем исторические события как нечто монолитное. Говоря об августе 91-го, вспоминаем обычно большое количество людей на площадях, которые стояли плечом к плечу в разных городах страны, защищая новую Россию. Но мы не знаем их имен, мы не представляем, как сложилась их дальнейшая жизнь.

Наша выставка – это едва ли не первая попытка рассказать истории не политиков, а обычных людей, защищавших Белый дом. Среди наших героев есть люди, которые остались верны своим взглядам, есть те, кто разочаровался. Есть те, чья жизнь сложилась благополучно, и те, кто потерпел неудачу. В выставке нет идеологической заданности, ее авторы не пытались собрать истории только сторонников Бориса Ельцина, людей, которые и сегодня верны демократическим принципам. Изначально была задача найти очень разных людей. Полагаю, для объективности картины это очень правильно: в истории нет черного и белого, все сложнее и объемнее. Работа Александра Сорина – честная попытка «собрать» большую историю из личных историй тех, кто был участником августовских событий.

По словам автора проекта Александра Сорина, идея выставки возникла год назад, и год ушел на то, чтобы собрать материал и представить его в мультимедийных форматах.

– Выставка – книга из девяти глав, которая может продолжаться до бесконечности, – сказал Александр Сорин. – Самым сложным было не пытаться корректировать, или направлять собеседников. У некоторых из моих респондентов события 1991 и 1993 годов совпали в памяти. Мы не поправляли собеседников – то, как они ошибаются, вспоминая август 91-го, на наш взгляд, тоже важно и показательно.

Москва, ставшая эпицентром российской истории 19–21 августа 1991 года, запечатленная в фотографиях, лицах, судьбах. Короткие, как сообщения в соцсетях, реплики людей, переживших августовский путч и осуществивших переоценку ценностей некоторое время спустя, рассказы о них, тоже короткие и емкие. «Мы подходили к танкам, стучали по броне, и раздавали солдатам Евангелия, обращение Ельцина и обращение депутатов Моссовета. Передали более тысячи книг», «Революцию надо смотреть в жизни только раз, и тогда все становится понятным. Опыта 1991 года мне хватило полностью, я больше никуда не ходил», «Запомнилось, как ухоженная женщина на шпильках поднялась по ступенькам Белого дома с двумя громадными свертками, в которых притащила осетрину для защитников: «Вы же здесь голодные, пришла покормить ребят. У меня двое сыновей, когда-нибудь они спросят: «Мама, где ты была в эти дни?», «Я был патриотом и хотел укреплять оборону, но «Огонёк» и телетрансляции выступлений депутатов изменили мои взгляды», «19 августа сын Илья позвонил мне на работу и сказал: «Я пойду защищать Белый дом». Я, естественно, рванула туда и нашла сына уже там», «Решение поехать к Белому дому далось ему непросто. Шансы на победу казались мизерными. Если бы ГКЧП победил, появление офицера среди защитников Белого дома могли квалифицировать как военное преступление. В лучшем случае осудить за дезертирство, а то и обвинить в мятеже», «Путч Осипов провел на баррикаде номер шесть. Ее занимала неформальная тусовка с Арбата, в том числе панки, хиппи и рокеры».

– Проект и подход Александра Сорина сразу показались мне интересными, – прокомментировала Людмила Телень. – Идея проекта заключалась не в том, чтобы «отшлифовать» действительность и показать только убежденных защитников Белого дома или, напротив, людей, которые разочаровались, а найти разных героев, с разными судьбами и взглядами. Мы не знали изначально, кто именно станет героем выставки. Александр Сорин с командой провел огромную подготовительную и, я бы сказала, исследовательскую работу.

– Насколько органично выставка вписалась в контент Ельцин Центра?

– Выставка дополняет контент Музея Б.Н. Ельцина – события августа 91-го года представлены в экспозиции очень масштабно и эмоционально, но сделано это широкими мазками. На выставке же выбран ракурс, который невозможно реализовать в музее: мы выбираем судьбу никому не известного человека, видим, как менялась его личная история, какие счастливые моменты и разочарования пережил, как трансформировались его взгляды. Это принцип «меченого атома», который часто выбирают журналисты в своих репортажах, вплетая судьбу случайно выбранного человека в контекст большого события. Именно этот принцип использован в «Личных историях».

– Своего рода увеличительное стекло, когда через судьбу одного «маленького» человека можно увидеть большую историю?

– Да, когда ты видишь не массы людей, которые творят историю, но – конкретного человека, через судьбу которого эта история прошла.

Посетители выставки с интересом и не один раз обошли экспозицию, сочетающую все формы донесения информации – текстовую, фото, видео и аудио.

– Пространство выставки интересное, насыщенное, концептуальное, таких выставок должно быть больше, – сказал посетитель выставки, генеральный директор рекламной группы «Аллигатор» Андрей Шишмаков.

– Впечатлений очень много, некоторые персонажи очень интересны, - поделился впечатлениями музыкант Глеб Вильнянский. – Соглашусь, что детали очень важны для воссоздания истории. Помню, я тогда прибежал на площадь, и там стояла коробка для партбилетов. Деталь, которая лучше любых слов говорит о том, что происходило в те дни в КПСС.

– У меня собрано много личных историй, связанных с 1991 годом, в основном это истории представителей технической и гуманитарной интеллигенции, - рассказал в интервью для сайта Президентского центра Б.Н. Ельцина Александр Сорин. – Мне было очень интересно выбрать в качестве героев разных людей. В один из своих приездов в Екатеринбург я зашел в Ельцин Центр, в Музей Б.Н. Ельцина, который произвел на меня огромное впечатление. Но история, представленная в экспозиции, обрывается 31 декабря 1999 года. Зал Свободы – такая финальная эмоциональная точка, которая для меня не отменяет вопрос: а что с участниками событий 90-х стало сегодня? Мне было очень интересно узнать, что в новой стране стало с людьми, участвовавшими в событиях 1991-го: устроились они в жизни или нет, как сегодня они видят себя тогдашних и ту ситуацию. Мне кажется, что это более важно, чем даты. Лично я не помню более эмоционально-позитивного события в своей жизни, чем то, которое произошло в августе 1991-го.

– Как проходил, условно говоря, кастинг участников проекта?

– Мы познакомились с большим количеством людей, спрашивали об их контактах, я «бросал клич» в Фейсбуке, расспрашивал друзей-журналистов, обращался в «Мемориал». Задача была найти непохожие друг на друга биографии с разной эволюцией взглядов. Однако это не социологическое исследование – это очень интересная история, которую можно перерабатывать и продолжать искать новые повороты сюжета.

– Что может дать информация, представленная на выставке, молодежи с очень неопределенным представлением о событиях начала 90-х?

– Понимание того, как взгляды людей менялись в силу обстоятельств даже у соратников, как у каждого из них складывалась своя судьба. Думаю, если бы мы встретились лет через пять, то истории могли бы быть другими, потому что ситуация не замороженная и не законсервированная, одно и то же событие воспринимается по-разному. И это откровение для людей, которые считают, что история – монолит с единственно возможной трактовкой, побудительными причинами и выводами. Тогда как история – своего рода бурлящий котел.

Другие новости

Театральная платформа "В Центре"

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.