«Красная площадь» — книжный фестиваль, который проводится в Москве с 2015 года. Ельцин Центр — постоянный его участник. В нынешнем году фестиваль проходил с 3 по 6 июня и, как всегда, был приурочен ко дню рождения Пушкина и Дню русского языка. В одном месте были собраны около 400 издательств страны и примерно 100 тысяч книг. Не экземпляров (штук), а названий — конкретных книг! Необычайное разнообразие! И одна книга выделялась.
В нынешнем году присутствие/участие Ельцин Центра было скромнее, чем в предыдущие годы. Но! Всё познаётся в сравнении. В предпоследний день выставки — 5 июня — «граду и миру», специалистам и почтенной публике был представлен каталог выставки «Авангард. На телеге в ХХI век». Дело происходило в Литературной гостиной ГУМа (в советское время в этом роскошном пространстве проводились показы мод). Презентацию каталога провели Юлия Каптановская, представлявшая «Энциклопедию русского авангарда» (эта институция продвигает проект); известный искусствовед, крупнейший специалист по русскому авангарду Андрей Сарабьянов, он же — один из кураторов проекта; а также исполнительный директор Ельцин Центра Александр Дроздов. Без активного участия Ельцин Центра проект мог бы не иметь такого развития и резонанса. Это мнение остальных участников.
Прежде всего стоит напомнить читателям о самой выставке, о том, как она «нашлась» и была возвращена к жизни. Волшебная, невероятная история!
В далеком 1921-м году молодая советская власть, боровшаяся за выживание и светлое будущее, и при этом за просвещение народа, направляет в Вятскую губернию, в город Советск (до 1918 года — Кукарка) 322 работы художников-авангардистов, реалистов и беспредметников, собранные из Вятки, Москвы, Петрограда и Казани. Надо сказать, что в 1918–1921 годах произведения авангардистов в большом количестве закупались госкомиссией для отправки в разные регионы страны. Всего более 1100 работ были отправлены в 32 населенных пункта, где были открыты государственные свободные художественные мастерские. Идея замечательная — на их основе предполагалось создать сеть музеев современного искусства.
Выставка задумывалась передвижной, и по замыслу устроителей картины должны были проехать по семи городам губернии — Советску, Яранску, Царёво-Санчурску, Малмыжу, Уржуму, Нолинску, Вятке. Сегодня многие названия этих городов люди слышат впервые, с удивлением. После Советска буквально на телегах выставка была перевезена в городок Яранск. Расстояние — примерно две сотни километров! История для приключенческого фильма. Нет сомнений, что этот сюжет будет востребован и получит воплощение. Но тогда — распутица, разруха и недостаток финансирования. Картины были оставлены в Яранске в местном музее на хранение и почти на сто лет выпали из мировой истории искусств и научного оборота.
В 1965 году 77 из 322 произведений были переданы в Вятский художественный музей, где уже в наше время три работы Кандинского из того «набора» обнаружила местный искусствовед Анна Шакина, сейчас директор Вятского художественного музея им. Васнецовых, одна из кураторов выставки. Шакина пригласила для консультаций ведущих столичных специалистов. И начался захватывающий процесс возвращения картин из небытия, к которому подключались все больше неравнодушных людей. Открытия пошли одно за одним.
Какие имена, какие художественные фигуры показывала выставка! Василий Кандинский, Александр Родченко, Николай Фешин, Иван Клюн, Александра Экстер, Варвара Бубнова, Фёдор Федоровский и многие другие, не столь значительные и известные, но важные. Всего 55 авторов. По технике — и акварели, и работы маслом, и графика.
По словам искусствоведа Андрея Сарабьянова, некоторые «отрытые» в запасниках картины были в «руинированном состоянии», порой буквально осыпался красочный слой, картины надо было спасать. Всего реставрацию прошли десять работ. Восстанавливать пришлось не только картины, но и биографии художников, искать и находить их фото. Заново были открыты имена, которые не на слуху, но без которых история русского авангарда была бы неполной. К слову, удачное название для выставки — «Авангард. На телеге в ХХI век» — придумал Александр Дроздов, исполнительный директор Президентского центра Б.Н. Ельцина. В итоге были собраны полторы сотни произведений из собраний Вятского художественного, Яранского и Слободского краеведческих музеев (картины выставки потихоньку разошлись по разным музеям).
В художественном мире новое открытие забытых работ и забытых имен стало сенсацией. Выставка «Авангард. На телеге в ХХI век», которая впервые была показана в Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге (сентябрь 2020-го — январь 2021-го), произвела настоящий фурор! «В этом жанре (выставочный проект) для Екатеринбурга и России это был бешеный успех», — считает исполнительный директор Президентского центра Ельцина Александр Дроздов. Судите сами: выставку посетило 12 тысяч человек. Затем выставка прошла в Вятке, снова с огромным успехом, как и в Москве, в Музее русского импрессионизма.
Андрей Сарабьянов, авторитетный искусствовед, знаток русского авангарда, считает, что уникальны и сам проект, и каталог выставки. В каталоге воспроизведены все работы, даны обширные экспликации с восстановленными биографиями художников и их фотопортретами, присутствуют кураторские тексты. К выставочным каталогам не особо применим термин «академический», но здесь он уместен. Глубина и тщательность, многомерность и полнота позволяют так определить уровень каталога.
«Под занавес» презентации каталога человек из зала задал вопрос: «Какова дальнейшая судьба выставки, ведь картины, на ней представленные, принадлежат разным музеям?»
Ответ был конкретный: «Сейчас у выставки судьба „прокатная“ — чтобы как можно больше людей смогли ее увидеть. А после картины „разъедутся“ по музеям, которым они принадлежат».