Артём Зубов — о законах вымышленных миров

17 мая 2024 г.Михаил Лузин
Артём Зубов — о законах вымышленных миров

Как рождаются миры научно-фантастической литературы и кинематографа? По каким законам они существуют? Ответам на эти и другие вопросы была посвящена лекция Артёма Зубова — кандидата филологических наук, преподавателя кафедры общей теории словесности филологического факультета МГУ. Она состоялась в Ельцин Центре в Екатеринбурге в рамках ежегодной всероссийской акции «Библионочь».

По словам эксперта, в основе фантастических миров лежит материал реальности, который авторы пересобирают в невероятные конструкции, способные поразить читательское воображение. Вместе с тем эти вселенные должны быть достаточно понятными, чтобы в них можно было погрузиться. Это ставит перед авторами фантастики довольно сложные задачи: необходимо продумать историю мира, его пространство, населяющих его существ и отношения между ними, а также механизм «переноса» читателя в другую реальность.

По словам Артёма Зубова, традицию создания «вторичных миров», сопровождаемых энциклопедиями и компендиумами, описывающими их особенности, заложил Джон Рональд Руэл Толкин, автор «Хоббита» и «Властелина колец». Литературный первоисточник в последующие десятилетия стал основой для множества экранизаций и компьютерных игр. Всем желающим разобраться в тонкостях работы британского писателя лектор порекомендовал книгу «Дорога в Средиземье», написанную филологом и литературоведом Томом Шиппи.

Похожим с Толкином путём пошли создатели других успешных франшиз, таких как «Дюна», «Плоский мир» или «Игра престолов» — они также сопровождаются справочным материалом с информацией о персонажах и событиях в этих воображаемых вселенных. Впрочем, отметил филолог, для читателей, зрителей и игроков такие энциклопедии интересны только тогда, когда они связаны с личными переживаниями и эмоциями.

— Мир произведения «дышит» через взаимодействие персонажей с ним, — уверен Артём Зубов. — В литературных текстах и других произведениях важно не просто создавать декорации, но и делать их частью живого пространства, в которое органично вписаны герои, их характеры и действия. Это не только передаёт информацию, но и создаёт у читателя ощущение реального опыта. Например, в «Игре престолов» кадры всегда богаты деталями, которые создают впечатление, что здесь уже кто-то жил до того, как мы его увидели.

Для усиления эффекта авторы прибегают к незаметным на первый взгляд, но действенным литературным приёмам. Стивен Кинг в своих мемуарах «Как писать книги» приводит пример: фраза «она подошла к камину» лучше передаёт динамику и вовлекает читателя, чем простое утверждение «ей холодно». Эта фраза заставляет воображать пространство, движение и причины поступка персонажа. Важно, чтобы текст не только предоставлял информацию, но предъявлял образ, в создании которого читатель может соучаствовать. Кинг подчёркивает, что такие динамичные и насыщенные энергией предложения делают текст более увлекательным и вовлекают в активное восприятие и размышление о происходящем.

В мемуарах американский мастер фантастики и ужасов также пишет о важности контекста в диалогах. Вместо того, чтобы описывать чувства персонажа с помощью глаголов «прошептал» или «прокричал», лучше использовать нейтральное «сказал», это заставляет читателя самостоятельно интерпретировать эмоции через контекст, отметил Артём Зубов.

— Таким образом, литературные тексты, фильмы и видеоигры формируют воображаемые миры двумя способами: как энциклопедию знаний и как динамичное пространство действий героев, — подытожил первую часть своего выступления эксперт. — Оба подхода важны, но особенно ценно, когда они комбинируются, чтобы не просто сообщать информацию, а делать её эмоционально значимой для читателя или зрителя.

Фантастика как жанр литературы имеет свою специфику, поскольку вся она основана на вымысле: выражаясь словами поэта Иннокентия Анненского, это «искусство рассказа о том, чего не было».

— Представьте, что фраза «Наполеон умер в Москве в 1930 году» — это начало романа. Её можно интерпретировать тремя способами: как ложное высказывание, как ошибочное высказывание или вымышленное высказывание. В последнем случае читатели могут захотеть узнать, что будет дальше, соглашаясь с предпосылками сюжета. В контексте вымышленного мира эта информация становится истинной, и дальнейшие события оцениваются относительно этой истины, — привёл пример Артём Зубов.

В подобных сюжетах вымышленная информация воспринимается как часть создаваемого мира, а читатели используют свои знания, чтобы дополнить неполные детали. Фантастика как жанр отклоняется от реальности и законов природы, но читатели легко принимают такие вымышленные элементы, как, например, начальную фразу из «Звёздных войн» о далёкой галактике, и ждут, что произойдёт дальше, говорит эксперт.

Часто фантастические тексты рождаются из языковой игры и вызывают желание разгадать загадку, что подразумевает вовлечение читателя в творческий процесс интерпретации текста. Примером такой игры является фраза Толкина про «зелёное солнце» — в реальности наше светило не обладает такой характеристикой, но, наделив его несвойственным качеством, можно приступить к созданию воображаемого мира.

По словам Артёма Зубова, создание воображаемого мира — это всегда сотворчество автора и читателя, и происходит оно в три этапа. На первом автор создаёт текст, стимулируя воображение читателя, а читатель рождает новые интерпретации и ассоциации. Это делает произведение более осмысленным и значимым.

Второй этап, который лектор обозначил как «обживание», представляет собой процесс осознания пространства и динамики воображаемого мира. Читатель начинает постепенно взаимодействовать с этим пространством и понимает свою позицию, представляя себя в этом мире.

Третий этап — «исследование». После того как читатель переместился в воображаемый мир и начал обживать его, он начинает активно исследовать этот мир, накапливая информацию о нем. Этот процесс включает в себя не только накопление фактов, но и установление взаимосвязей между ними, что помогает читателю глубже понять мир и его особенности.

В качестве примера Артём Зубов привёл мир из романа «Там, за гранью» американского писателя Роберта Хайнлайна с двумя солнцами, одно из которых находится высоко, а другое низко. Уже сама эта картинка переносит нас в воображаемую вселенную. Ещё один способ, которым пользуется Хайнлайн — использование нетипичных для нашей реальности фраз типа «The door dilated» вместо «The door opened». Dilate — глагол, описывающий расширение зрачка.

— Эта короткая строчка стала одной из важнейших для научной фантастики, — комментирует Артём Зубов. — Спустя почти 20 лет после выхода этого романа другой американский писатель, Харлан Эллисон, говорил, что Хайнлайн создавал у читателя ощущение фантастичности пространства не за счёт буквальных описаний, а за счёт будто бы случайно брошенных фраз.

Ещё одна знаковая для научной фантастики вселенная — это роман Филипа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?», ставший литературной основой для фильма «Бегущий по лезвию» Ридли Скотта.

В постапокалиптическом будущем искусственное становится заменой настоящему. Бытовой прибор может дать вам любые эмоции и настроения, позволяет почувствовать сопричастность с чем-то сильным и возвышенным. На Земле осталось мало животных, но вместо них распространились искусственные домашние питомцы. И есть искусственные люди — андроиды, практически никак не отличимые от людей, кроме того, что они не рождены, а созданы на производстве; они могут даже сами не знать, что они андроиды, что память у них ложная.

Главный герой, Рик Декард, просыпается от будильника «Органа настроения Пенфилда», что указывает на наличие футуристических технологий в мире произведения. Первые строки вводят читателя в необычное окружение, поднимая вопросы о социальных нормах и значениях привычных слов в новом контексте. Автор обыгрывает двусмысленность слова «орган»: как метафорическое устройство, аналогичное органу чувств, или как устройство, похожее на музыкальный орган. Эта неоднозначность влияет на тему романа, подчёркивая различия между человеком и роботом, особенно в контексте эмоций.

Финальную часть выступления Артём Зубов посвятил классификации типов фантастики. У многих читателей сложился устойчивый стереотип: если в произведении речь про пришельцев, роботов и космические корабли — это научная фантастика, если про гномов и эльфов — это фэнтези. Однако с точки зрения экспертов по литературе, границы жанров могут быть настроены тоньше.

Хрестоматийная классификация выделяет четыре поджанра фантастики: научная, фэнтези, хоррор и магический реализм. Главный критерий здесь — насколько изображаемый мир отклоняется от привычного мира, и в чём заключается модальность этого отклонения. Например, в научной фантастике изображается мир потенциально возможный — если изобретут машину времени или межзвёздный двигатель, он станет реальным. А фэнтези показывает мир, невозможный в принципе.

Ещё один способ классифицировать фантастику — по способу, которым она входит в поле зрения читателя, и тому, как мы с ней взаимодействуем. Здесь также выделяется четыре типа. Первый тип — портальная фантастика: в ней герои переносятся из обычного мира в мир фантастический. Классический пример — «Хроники Нарнии». Второй тип — интрузивная фантастика. К нему относятся все сюжеты про инопланетное вторжение, начиная от «Войны миров» Герберта Уэллса. Третий тип — иммерсивная, то есть фантастика погружения. Эти тексты, как уже упомянутый роман Филипа Дика, с первых же строк переносят читателя в фантастический мир, вынуждая его самостоятельно разбираться, что здесь к чему.

По словам Артёма Зубова, иммерсивный тип более сложен для восприятия, чем портальный или интрузивный. И если посмотреть на фантастику исторически, то в XIX веке самые распространённые сюжеты — как раз о перемещении или о вторжении. А в XX веке уже развивается иммерсивная фантастика.

— О чём говорит такая последовательность? О том, что художественная форма меняется по мере того, как мы, читатели, учимся с ней взаимодействовать, — говорит эксперт.

Последний, четвёртый тип по данной классификации — пограничная фантастика. Это литература, в которой фантастическая реальность вторгается в наш привычный мир. Парадокс здесь в том, что она фантастическая только с точки зрения читателей, но не персонажей. Один из частых примеров этого типа — это магический реализм, к которому относятся «Сто лет одиночества» Габриэля Гарсии Маркеса. Происходящей в сюжете «бесовщине» никто, кроме читателей, не удивляется. Более того, именно на этом диссонансе такие сюжеты и строятся.

Артём Зубов завершил лекцию выводом: фантастика меняется, причём меняется вместе с читателями, зрителями и игроками. Мы привыкаем к прежним приёмам и сюжетам, перестаём их замечать, поэтому художники и писатели постоянно изобретают новые формы для вовлечения аудитории.

Другие новости

Театральная платформа "В Центре"

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.