В очередном выпуске цикла «Мир после пандемии» музыкальный критик и публицист Артемий Троицкий рассказывает о том, как мировая музыкальная индустрия отреагировала на повсеместный карантин и отмену концертов, призывает меломанов поддержать артистов отказом от пиратской продукции и рассуждает об уроках пандемии для общества в целом.
Интервью записано 6 апреля 2020 года.
Огромное количество артистов, а это десятки, сотни, тысячи людей во всех странах, лишились основного источника дохода точно также, как и туристические компании, авиаперевозчики, рестораторы. Надо сказать, что западный шоу бизнес очень быстро и эффективно сориентировался. Почти все крупнейшие интернет-компании и дистрибьюторы музыки встали на поддержку артистов. И это, разумеется, не только благородно, но и очень рационально, потому что ни Bandсamp, ни Spotify, ни SoundCloud и все другие гиганты цифровой индустрии без артистов, без музыкантов – ничто. Весь контент производят музыканты, поэтому они должны заботиться о том, чтобы музыканты выживали, чтобы музыканты не сидели голодные, чтобы музыканты выдавали продукцию. Поэтому они все сейчас перестроились и совершенно изменили схему распределения доходов.
К примеру, Bandсamp сказали, что если раньше они с артистами делили доходы от продаж в интернете 50 на 50, то теперь они все сто процентов прибыли отправляют музыкантам, поскольку издержки у них не слишком большие. Это очень здорово, красиво, высокоморально, это как бы знак солидарности между артистами и теми, кто на них зарабатывает. Это бизнес по-новому, это бизнес не алчный и не эксплуататорский, это партнерство.
Возникли различные фонды, которые поддерживают не только музыкантов, но и рекорд-индустрию, ритейлеров. Они обращаются к потребителям с очень простым месседжем: ребята, имейте совесть, давайте хотя бы на время не будем тащить музыку, воровать и закачивать её на халяву. У музыкантов тяжёлые времена и будьте добры платить хотя бы немного за то, что вы раньше у них спокойно и с удовольствием крали.
Мы платим деньги за цифровые сервисы, но точно также можно заказывать и покупать, в том числе и в России тоже, виниловые пластинки, CD-диски, кассеты. Служба доставки вам эти аудионосители с удовольствием привезёт. Это поддерживает собственно индустрию звукозаписи, без которой музыка мгновенно зачахнет.
Старые песни о главном
Мы видим на Западе такие своеобразные акции доброй воли, возникшие из желания артистов продемонстрировать свое неравнодушие или направить какой-то месседж, послание современному взбудораженному человечеству, чтобы люди успокоились. Есть очень трогательные примеры. Скажем, Нил Даймонд – один из главных американских сонграйдеров 60-х годов, который для группы Monkees написал их главный текст. У него есть такой знаменитый в Америке суперхит, очень любимый в караоке – песня Sweet Caroline. Нил Даймонд сел с гитарой и спел песню Sweet Caroline на камеру, но, естественно, с новым текстом. Новый смысл этой песни – то, что надо мыть руки. И таких случаев много, музыканты это делают просто потому, что они хорошие люди и ими владеет какое-то чувство солидарности, им хочется поделиться какими-то своими возможностями с простой публикой.
Светлая и тёмная сторона интернета
Моё отношение к интернету менялось со временем. Поначалу оно было абсолютно и безоблачно восторженным. В 2000 году я был одним из самых первых в России блогеров. Помню, что тогда думал, что интернет – это что-то совершенно потрясающее, что позволит всем людям объединиться, что позволит создать такой всеобщей пул свободного общения и счастья. Потом стали обнаруживаться всякие нюансы, и я начал постепенно проникаться тем, что интернет – это палка о двух концах. Последние новости об интернете меня уже в большей степени пугали, нежели радовали. В первую очередь, это касалось новостей из Китайской Народной Республики с её цифровой слежкой, всей этой цифровой полицейщиной, репрессиями.
На самом деле сейчас интернет играет как положительную, так и отрицательную роль. Положительная роль в том, что он объединяет людей, которые расселись по коморкам, и помогает им общаться. Друзья остаются друзьями, обмениваются информацией, поддерживают друг друга, шутят и распространяют анекдоты, распространяют информацию. Создается такое поле цифровой солидарности, это, конечно, очень здорово.
С другой стороны, цифровая полицейщина, слежка за людьми. Кто вышел из дома, кто куда пошёл, кто с кем связался, кто и что написал. Я уже где-то прочел хорошее выражение «цифровой ГУЛАГ». В ситуации такого полувоенного и чрезвычайного характера всё можно трактовать как вылазку врага, нарушение режима, как вызов карантину. И уже пошли штрафы, уже пошли аресты и так далее. И это всё опять же интернет.
Я был бы очень рад, если можно было бы каким-то образом отсечь светлую сторону интернета от его темной стороны, чтобы как на Луне, где постоянно есть светлая сторона и тёмная, которые никогда не смешиваются. А вот с интернетом, к сожалению, это не получается, и если ты используешь светлую сторону интернета, то будь готов к тому, что нехорошие ребята, то есть государство, будут эксплуатировать тёмную сторону интернета с тем, чтобы тебя размазать. Если, разумеется, государство этого захочет.
Уроки пандемии
Я не разделяю мнение тех людей, которые считают, что эпидемия коронавируса – явление сопоставимое по масштабам и последствиям с мировой войной. Думаю, что через полгода человечество будет вспоминать это как какой-то странный ночной кошмар. Мне не кажется, что эпидемия как-то сильно повлияет на дальнейшее устройство мирового бытования, а жаль, потому что человечество могло бы некоторые очень серьезные уроки извлечь из этой ситуации.
В кризисную ситуацию человечество вошло очень плохо подготовленным. Думаю, что главный косяк – то, что нынешние национальные политические лидеры и моральные авторитеты на самом деле никуда не годятся. Люди, принимающие решения, то есть президенты, премьер-министры и просто министры, оказались почти все, за редкими исключениями, абсолютно бесполезными, слабыми. Если бы человечество научилось в будущем более тщательно и более ответственно выбирать тех, от кого зависят жизни стран и народов, это конечно было бы очень хорошим и очень серьезным уроком этой самой пандемии.
Случившееся зимой и весной 2020 года очень сильно изменит приоритеты того, на что тратится вся денежная масса, накопленная странами, государствами, частными лицами. Очень надеюсь, что будут сокращены всякие идиотские расходы на вооружение, на роскошь и так далее. Полностью поддерживаю мнение испанского врача, которая сказала, что вместо зарплаты в десятки миллионов футболистам, теннисистам и гольфистам нужно тратить эти деньги на здравоохранение, на образование и научные исследования в области медицины – всего того, от чего собственно зависит жизнь всех людей. Вот это было бы очень хорошим уроком. Думаю, что может быть что-то изменится. По крайней мере, я уверен, что расходы на здравоохранение во всех странах мира возрастут многократно, и это будет очень хорошо.
Все видео проекта «Мир после пандемии» на Youtube
Сегодня сложно давать прогнозы, но еще сложнее – их не давать. Как заставить себя не думать о том, каким будет мир после пандемии? Как изменится власть, отношения между странами, экономика, медицина, образование, культура, весь уклад жизни? Сумеет ли мир извлечь уроки из этого кризиса? И если да, какими они будут? В новом (пока онлайн) цикле Ельцин Центра «Мир после пандемии» лучшие российские и зарубежные эксперты будут размышлять над этими вопросами. Наивно ждать простых ответов, их не будет – зато будет честная попытка заглянуть в будущее.
