В этом году исполнилось десять лет многим социальным сетям. Пришло время порассуждать о прошлом, настоящем и необычном будущем этих онлайн-сервисов. Об этом посетителям Ельцин Центра рассказал четвертый участник телепроекта «Интеллекции» Арсен Исрапилов, директор по маркетингу социальной сети «Одноклассники».
«Интеллекции» – телевизионный проект, который реализует телеканал Malina.am совместно с Фондом Потанина, Уральским федеральным университетом и Ельцин Центром в Екатеринбурге. Любой желающий может прийти на лекцию и стать участником телешоу, можно не только прослушать лекцию, но и задать вопрос спикеру. Ведется прямая трансляция на телеканале Malina.am, после там же публикуется видеоверсия.
О прошлом
Для многих социальных сетей история начиналась с малого: с поиска друзей, родственников и знакомых по всему миру с одной лишь поправкой – на определенный вид социальных групп. «ВКонтакте» – это школьники и молодые люди. «Одноклассники» – школьные и родственные сообщества, люди со «слабыми связями». В Facebook – студенты и взрослые с более высоким образовательным цензом.
– Начиналось именно с создания социального графа. В 2006 году пенетрация интернета в мире насчитывала 20 процентов от числа активных пользователей персональных компьютеров. В текущем году мы говорим о 68 процентах», – рассказывает докладчик. – В этот период развивается рынок мобильного интернета и самих технологий. В 2006 году только дорогие профессиональные камеры давали качественные изображения, сегодня для этого достаточно иметь смартфон. Благодаря такому глобальному развитию в 2016 году количество потребителей интернет-трафика через смартфоны превысило число потребителей с «рабочих столов» и ноутбуков. Есть исследования, которые говорят, что, просыпаясь, люди, прежде чем почистить зубы и позавтракать, проверяют обновления своей социальной сети. По мнению докладчика, мобильность изменила скорость распространение информации и ее восприятие. Развитие технологий привело к тому, что количество генерируемого контента продолжает лавинообразно расти. Этот виток эволюции одних изменил жизнь других, например, работу СМИ. За последние десять лет некоторые печатные издания прекратили существование в силу экономических и технологических причин. Изменилась среда распространения информации и способы трансляции: теперь контент пользователей конкурирует со СМИ за скорость распространения.
О настоящем
– Сейчас все социальные сети работают над развитием внутренних видеоплатформ, поскольку сам видеоконтент стал основным трендом общения пользователей. Если вспомнить 2006 год, то тогда было четкое деление на видеоплатформы и социальные сети. Сейчас такого деления практически не осталось, хотя есть успешная платформа, которая так и не стала социальной сетью – YouTube. Востребованность видео растет, и оно будет активно развиваться дальше, – прогнозирует Арсен Исрапилов.
Что касается самого контента, то социальные сети пошли дальше, в соседние ниши. Как минимум три участника рынка (FB, «ВК» и «ОК») заявили, что работают в направлении игрового стриминга и киберспорта. Социальные сети вбирают в себя все больший функционал и те сервисы, которые раньше им были не свойственны: переводы денег, услуги и продажа товаров. Мы приходим к тому, что помимо контента и социальной составляющей социальные сети превращаются в сервисные платформы, в которых можно будет делать абсолютно все, не расточая время на глобальный поиск.
Месячная аудитория «Одноклассников» – 73 миллиона. С таким охватом уже уместно говорить о реальной общественно значимой пользе. Буквально на прошлой неделе было объявлено о совместном проекте этой социальной сети с Министерством по чрезвычайным ситуациям России, который реализуется в виде приложения, позволяющее узнать о ЧС в регионе и поинтересоваться судьбой близких и родственников.
Докладчик рассказал о развитии просветительской деятельности социальных сетей. Это направление может стать частью бизнеса в будущем с учетом таргетированного подбора аудитории. «ВК» реализовали интересный проект ко дню людей с синдромом Дауна: если кто-то писал это словосочетание, ему выскакивала ссылка на более подробную информацию о синдроме.
О будущем
– Развивается направление Big Data (большие данные). Последние два года многие жалуются на то, что группы и публичные странички просто так не растут. Естественный рост резко упал. Не так уж много видеоблогеров выросло на YouTube, – подытоживает Исрапилов. – Мы оказались в ситуации, когда контента слишком много. В ответ на это появилась алгоритмизация, анализ статистики ленты пользователя. Глобальный объем неупорядоченного контента потреблять неэффективно. Big data – новая «нефть» в гонке социальных сетей за первенство.
Королем ситуации останется не контент в целом, а именно фото и видео. Будут меняться форматы подачи и формы их обработки в сторону дополненной реальности. Но и они станут инструментом рекламы и пропаганды, которая мастерски встраивается в эту информацию и становится ее частью.
В скором времени развернется конкуренция поисковиков и социальных сетей. Вторые уже делают шаги по созданию умного поиска внутри себя, но еще не научились делать это качественно. Когда они все же научатся, начнется глобальная конкуренция и борьба за пользователей между двумя большими кусками интернет-бизнеса.
Изменился фактор дистрибуции. Идеи больше не играют роли в становлении технологий, куда важнее их реализация.
– Мы получили таких игроков рынка интернета, которые могут легко внедрять эти идеи наиболее эффективно с учетом наработанной базы и опыта дистрибуции. Стартапы уходят в прошлое. Отвлеченные идеи тоже ничего не стоят. У крупных компаний есть все необходимые ресурсы, чтобы повторить любой из стартапов, – констатирует Арсен Исрапилов.
Каким бы ни был грустным тот факт, что все решает дистрибуция, история социальных сетей продолжается, считает докладчик. За тем, как они будут выглядеть через 5, 10, 15 лет, важно и нужно будет наблюдать. Потому что уже сейчас они превратились в полноправную часть общественной и гражданской жизни.
Следующая программа проекта «Интеллекции» пройдет 22 ноября в 19:00.
Вход свободный, но требуется предварительная регистрация.
О медицине будущего, о безграничных возможностях человека по управлению собственным телом расскажет молодой инженер, основатель компании «Моторика» Илья Чех. Илья был участником проекта «Селеноход». Вместе с другими двадцатью инженерами-энтузиастами в рамках международного конкурса, объявленного Google, мечтал выиграть $25 млн. Для этого на частные деньги нужно было построить и запустить на спутнике Земли луноход. До цели пока не добралась ни одна из трех десятков участвовавших в Lunar X Prize команд. Но проигрышем дело «Селенохода» считать нельзя.