В образовательном центре Ельцин Центра 19 мая тележурналист и критик Арина Бородина рассказала о том, что и как сегодня смотрят российские телезрители, какие темы и форматы пользуются популярностью у телевизионной аудитории и как телезрители отвечают за свой выбор.
Ответственность зрителя за свой выбор
Может ли аудитория влиять на телевизионную повестку дня? Узнать об этом пришли будущие социологи и журналисты, преподаватели екатеринбургских ВУЗов, редакторы и менеджеры местных телеканалов. Как телевидение влияет на мировоззрение, как оно манипулирует сознанием граждан, как формирует настроения в обществе? С помощью Арины Бородиной у аудитории появилась возможность разобраться в простом и сложном, отделить правду от неправды, информацию от пропаганды в той огромной сфере, которая имеет огромное значение в нашей жизни и называется телевидением.
Арина Бородина писала о телевидении для «Аргументов и фактов», «ТВ Парка» и «Ведомостей». Двенадцать лет работала в Издательском доме «Коммерсантъ». Сегодня она сотрудничает с престижными изданиями как фрилансер. Бородина исследует телевидение, опираясь на сухие цифры и факты, которые предоставляет компания ТNS-Россия. Высокая компетентность и уникальная методика позволяют ей представить наиболее полную картину того, как устроено телевидение, и каким образом оно воздействует на аудиторию.
– Я пишу о телевидении в разных форматах последние двадцать лет. Компания ТNS-Россия измеряет зрительские предпочтения (телевизионные рейтинги): как зрители реагируют на те или иные программы. С 2005 года я наблюдаю за тем, как распределяются зрительские предпочтения, и я неплохо представляю, как выглядит телевидение по ту сторону экрана? - говорит Бородина.
Каждую неделю на «Эхе Москвы» я рассказываю о том, что было самым популярным на прошедшей неделе и отмечаю знаковые события: либо с точки зрения их популярности, либо по актуализации, либо то, как их воспринимают зрители. Арина Бородина занимается общероссийскими федеральными телеканалами. Поэтому и говорит прежде всего о том, что мы сегодня имеем в «большом» телеэфире. Речь не о различных кабельных, спутниковых и интернет-каналах – их сейчас очень много. И чем их больше, тем лучше способ доставки информации. Хотя и тут не все просто. В эфирном телевидении в открытом доступе у нас в России сейчас более двух десятков каналов. Из них самые крупные – два госканала, на которые монополия государства распространяется абсолютно. Это Первый канал и «Россия 1». На третьем месте по охвату и доле аудитории – НТВ. И это также контролируемый канал. Второй эшелон каналов – сетевые, которые, как правило, адресуются очень разным аудиториям: ТНТ, СТС, 5 канал, ТВ-центр. Дальше идет третий эшелон со своей, очень плотной конкуренцией между «Домашним», ТВ3, «Звездой» и «Россией 24». Недавно появился «Матч ТВ», который занял место «России 2». Есть отдельный канал «Культура». Есть каналы, адресованные совсем молодым зрителям – «Пятница», «Дисней» и «Карусель».
Аудитория снижается, но не сокращается
Каналы, о которых говорит Арина Бородина, присутствуют в каждом регионе. Но большинство людей утверждают, что уже очень давно не смотрят телевизор и не знают, что там происходит. При этом практически все имеют о телевидении мнение. Телевизионный процент аудитории снижается, но не сокращается. Это абсолютная иллюзия, что люди перестали смотреть телевизор. Лектор уверена, что среди молодых зрителей, которые смотрят канал ТНТ, этого оттока аудитории вообще не наблюдается. Статистика не совершенна, но других данных нет, поэтому экспертам приходится опираться на нее. Компания TNS-Россия измеряет телеаудиторию в 29 городах России, в том числе во всех 15 городах-миллионниках, включая Екатеринбург. Пиплметры (электронный приборчик, подключенный к телевизору) дают среднестатистическую картину по каждому из этих больших городов и областных центров, и даже в городах маленьких, численностью не более двухсот тысяч. По ним аналитики узнают телевизионную картину мира.
Сейчас количество зрителей распределяется по разным каналам и отток от больших – Первого, «России 1» и НТВ зависит от разных факторов, не только от количества пропаганды в эфире, но и потому, что другие каналы предоставляют зрителю программы, сериалы и фильмы, которые тому хочется видеть. Например, за последний год значительно выросла доля канала «Домашний». Это зависит от умелого управления каналом, сериала «Великолепный век», о котором женская половина этой аудитории наверняка слышала, а кто-то смотрел и продолжает смотреть. Рейтинги сериалов и всей продукции, которая идет на канале «Домашний», дает процент увеличения зрительской аудитории канала.
– Для меня иногда бывает совершенной загадкой, – признается Арина Бородина, – почему тот или иной канал смотрят так активно. Это к теме ответственности зрителя за свой выбор. Конечно, удобней и приятней ругать телевидение.
Я привожу примеры зрительского и читательского недовольства, которые мне на протяжении долгого времени приходилось слушать. Телевидение несет за это ответственность, как и за все, что показывает. Но в данном случае заступлюсь за телевидение. Если бы, например, программа «Дом 2», которую запрещали, на которую подавали в Верховный суд, не имела бы за десять лет эфира таких сногсшибательных рейтингов, не существовала бы. Если бы качественное кино, которое иногда ставят на хорошее время, собирало огромный рейтинг, какой приносят российские сериалы (это безусловный хит всегда и локомотив любого канала), то что-то бы менялось. Каналы, даже ВГТРК, финансируемая из бюджета, большую часть денег зарабатывают на рекламе. Первый канал и НТВ получают какие-то субсидии и скидки, но все равно живут главным образом за счет рекламы. Остальные каналы – тем более, потому что они коммерческие. Прошел сериал или какая-то программа хорошо, получила хороший рейтинг – соответственно, больше рекламы. Возможно вы удивитесь, но «Вести недели» с Дмитрием Киселевым (на мой взгляд, одна из самых одиозных и страшных программ) имеет высочайший рейтинг. По итогам последней недели она занимает третье-четвертое место среди всех программ, вышедших в России и на российском телевидении.
Рейтинги не дают готовых ответов на вопрос, нравится ли зрителям программа, согласны ли они с ведущим, понимают ли они концепцию. Но они говорят, насколько эта программа вызывает интерес у аудитории. Поэтому тот формат и тот накал ужасов, с которым выходит программа Киселева, востребован аудиторией.
Лидеры пиплметров
Еженедельные и ежедневные замеры ТNS-Россия позволяют увидеть, что было популярно на прошлой неделе у российской аудитории старше 18 лет. На первом месте – финал Евровидения, который показывал канал «Россия-1». Сумасшедший рейтинг. В Москве доля смотрящих была под 50%. Общероссийская доля – почти 40%. Это почти половина от всех, кто включил телевизор этим вечером. Все смотрели Евровидение. А у молодой аудитории более 50%, включивших телевизор, смотрели Евровидение.
На втором месте – прямой эфир обсуждения результатов Евровидения. Вакханалия, которая творилась после финала, тоже собрала большое количество зрителей.
Третья позиция у «Пусть говорят» Андрея Малахова, Передача – традиционный, многолетний хит, собирающий самую большую аудиторию в стране с понедельника по четверг.
На четвертом месте – «Вести недели» с Дмитрием Киселевым.
На пятом – программа «Время».
Далее «пьедестал» выглядит следующим образом:
- «Воскресное время»
- два полуфинала Евровидения,
- «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым»
- программа «Поле чудес»
- телесериал ВВС «Война и мир»
Лектор уверяет, что сериал ВВС – редкий случай, когда зарубежный сериал собирает такую большую аудиторию.
В пятерке наиболее популярных программ за последний сезон, по оценке Бородиной, шоу «Голос» и «Голос-дети». С большим отрывом и у разных возрастных групп. Это самый популярный российский телепроект. Затем идут «Время», «Вести недели» и Владимир Соловьев со своими дискуссионными программами.
Арина обращается к заинтересованной публике:
– Поднимите руки, кто смотрит программу «Время» хотя бы раз в неделю. Немного, но все-таки есть. «Пусть говорят» с Андреем Малаховым? Всего две руки. У вас очень прогрессивное зрительское мнение. Обычно везде, где я выступаю, и где широкая, смешанная по возрасту аудитория, таких больше половины. Я горжусь, что моя личная социология совпадает с официальной статистикой. Хотя у каждого региона есть свои особенности.
Бородина рассказала о традиционных хитах, которые в течении 10-15 лет собирают рекордное количество зрителей. Понятно, что есть особые события – такие, как Олимпиада в Сочи. На каждом из каналов Олимпиада собрала рекордные рейтинги. Церемония открытия – более 70% зрителей, которые одновременно смотрели и Олимпиаду.
В нашей стране много смотрят Евровидение, новогоднее поздравление президента, крупные чемпионаты, олимпийские соревнования по фигурному катанью, биатлону, хоккею – где наши спортсмены занимают лидирующие позиции.
Главным телевизионным хитом оказался День Победы. Уникальная ситуация – парад Победы на Красной площади в 10 утра. Его смотрит огромное количество российских зрителей.
В Москве доля аудитории трансляции военного парада на Первом канале, хотя его показывали еще четыре канала, составила 55% – это больше половины тех, кто находился в это время у телевизоров.
И то же с общероссийскими показателями на 9 мая. Это не зависит от идеологии, политических взглядов. Парад Победы смотрят много молодых зрителей: мы не знаем их взглядов, не знаем социальный статус их семей, но востребованность аудитории есть. Конечно, за этим стоит социальная характеристика: каждую семью в стране затронула война.
Неизменный рекордсмен
Неизменный рекордсмен рейтингов – Прямая линия с президентом. Хотя идет в будний день, в рабочее время и почти четыре часа! Среди тех, кто смотрит трансляцию от начала до конца, может быть половина тех, кто не разделяет взглядов Путина. Но это не характеристика отношения к Путину, это показатель востребованности формата. Поэтому он каждый год будет идти три-четыре часа. Специально для «Эха Москвы» Арина прохронометрировала, сколько программ в день Прямой линии Путина посвящены обсуждению этой трансляции.
– Можно чокнуться, – изумляется Бородина, – для нормального восприятия это слишком. Но большинство этих форматов тоже имеет рейтинги. Три часа идет Прямая линия. Доля аудитории больше двадцати процентов, то есть совокупно на двух каналах ее смотрят более половины включивших телевизор в это время. На Первом сразу после трансляции – выпуск новостей с дайджестом только что показанного на двадцать минут. Тут же следом «Время покажет», в которой Петр Толстой и традиционный набор гостей два часа обсуждают только что показанное. Следом за Толстым еще выпуск новостей, где сорок семь минут посвящены обсуждению Прямой линии. Далее – после программы «Пусть говорят» – программа «Время» на 54 минуты с дайджестом Прямой линии, которая шла три часа днем. Затем – сериал, и после этого программа «Политика», где Петр Толстой и Александр Гордон еще два часа обсуждают с гостями, что же говорил Путин на Прямой линии. Я насчитала – 6 часов эфира только на Первом канале отдано под обсуждение Прямой линии с президентом. Параллельно на канале «Россия 1» три часа сорок минут идет Прямая линия с президентом, выпуск новостей (два часа), из них половина – дайджест Прямой линии. Затем программа Владимира Соловьева: два с половиной часа посвящены Прямой линии. Потом в эфир выходят «Вести» в 20.00 – сорок минут обсуждают Прямую линию. Дальше, после сериала, Владимир Соловьев еще два с половиной часа разговоров о том, что говорил Путин во время Прямой линии. На «России 1»– восемь часов эфирного времени.
Итого: 6 часов на Первом канале, 8 часов на «России 1». Всего 14 часов в этот день отдается под Прямую линию с президентом.
Хорошо это или плохо – не знаю. Выводы делайте сами.
Как телевидение влияет на нас
Очень часто хорошее кино и наше, и зарубежное идет поздно. Например, фильм Андрея Смирнова «Белорусский вокзал» – в двадцать минут первого, и у него была очень большая доля зрительской аудитории. Выше, чем у новой версии «А зори здесь тихие», которые шли в разгар вечера, а уж «В бой идут одни старики» собрали просто огромные цифры.
У нас очень развитая телевизионная индустрия, у нас качественные российские сериалы, прекрасные развлекательные шоу (с точки зрения качества), но у нас совершенно безальтернативная информационная повестка дня. После «закрытия» на Рен-ТВ Марианны Максимовской нет ни одной программы в федеральном эфире, подчеркиваю – в федеральном, где бы звучала альтернативная власти точка зрения. Не важно, поддерживаем мы власть, или с ней не согласны, но журналистика устроена так, что должны быть альтернативные точки зрения. Есть провластная, есть альтернативная, есть экспертная. В «Коммерсанте», где работала и я, любая качественная заметка строилась следующим образом: один герой – второй герой, одна точка зрения – вторая точка зрения и независимый эксперт, желательно два. Без этого набора персонажей заметка никогда не ставилась в номер. Таковы были стандарты в газете, которая считалась одной из лучших, если не лучшей в стране. Сейчас, к сожалению, альтернативной точки зрения у нас в новостях нет. В этом смысле ситуация, на мой взгляд, очень драматичная и тяжелая. Есть сетевые каналы, есть интернет, но большая часть страны имеет те новости и ту информационную повестку дня, которая отражена в телевизоре. Она, увы, безальтернативная.
Лекция Арины Бородиной в Ельцин Центре
Видео: Александр Поляков