Арина Бородина — о том, где лучше смотреть сериалы

3 июня 2024 г.Михаил Лузин
Арина Бородина — о том, где лучше смотреть сериалы

За последние годы в России всё активнее развиваются онлайн-кинотеатры, в их электронных библиотеках сотни сериалов, как последних, так и прошлых лет. При этом эфир основных телеканалов тоже постоянно пополняется сериальными премьерами. И рейтинги фиксируют, что зрители по-прежнему активно их смотрят. Какие-то сериалы сначала выходят в онлайн-кинотеатрах, а потом их можно увидеть в телеэфире, и наоборот.

Онлайн-кинотеатры и телеканалы — союзники или конкуренты в борьбе за аудиторию сериалов? В чём преимущество платформ и в чём слабость, в чём плюс телевизионного показа сериала и в чём минусы телепросмотров? Как удобнее и где лучше смотреть? Об особенностях сотрудничества онлайн-кинотеатров и телеканалов рассказала 18 мая на лекции в Ельцин Центре в Екатеринбурге Арина Бородина — медиаобозреватель, журналист, знаток сериаловедения.

По словам эксперта, онлайн-платформы очень востребованы, но в первую очередь в двух столицах и крупных городах. Это результат бурного развития цифровых технологий и изменения медийных предпочтений в последние годы. За пределами крупных центров телевидение традиционно остаётся главным источником информации, а сериалы там один из самых популярных форматов.

Платформы предполагают больше свободы и меньше цензуры по сравнению с телевидением, однако при этом существует ряд неудобств, главным из которых является необходимость оплаты подписки. Телеканалы, в отличие от платформ, бесплатны, но показы прерываются рекламными роликами, к тому же просмотр сериала растягивается на две-три недели, тогда как в ряде онлайн-кинотеатров, например на IVI, весь сезон выкладывается сразу.

Арина Бородина отметила тенденцию: в последние два года онлайн-кинотеатры и телеканалы взаимодействуют всё чаще. Растущее число продюсеров и площадок, сложная структура производства вынуждают эти миры сближаться, создавая новые форматы сотрудничества. В качестве примера эксперт привела сериал «Мосгаз» о первом серийном маньяке в СССР. Это один из хитов Первого канала, который выходит в эфире с 2012 года. При этом его последний (десятый) сезон вышел сначала на платформе Okko, и только предстоящей осенью планируется его телевизионный показ.

Эта «система сообщающихся сосудов» работает и в противоположном направлении. Например, сериал «Раневская» изначально вышел на платформе KION, а ретродетектив «Художник» — на Premier, что не помешало им собрать высокие рейтинги, соответственно, на Первом канале и на «России-1». Примером другой стратегии стал сериал «Шаляпин»: через два часа после эфира на «России-1» серии выкладывались на платформе Okko.

На резонный вопрос, не «подрубает» ли кроссплатформенность количество зрителей, эксперт ответила отрицательно. По мнению Арины Бородиной, аудитории у телеканалов и онлайн-кинотеатров не пересекаются. Соответственно, размещение сериалов и там, и там только увеличивает количество просмотров. Более того, в ряде случаев платформа может стать «спасательным кругом» для продюсеров. В качестве примера Арина Бородина привела сериал «Чиновница». Он снимался в 2021 году для Первого канала, но в эфир так и не вышел, лишь недавно появился на платформе KION.

По мнению эксперта, смена платформы связана с социально-политическим контекстом. Главная героиня сериала — чиновница Минздрава в некоем условном городе в Ленинградской области. В сюжете есть взятки, и героиня прямо говорит о том, что участвовала в коррупционной схеме.

— Это болезненная тема, острая и актуальная: там и поддельные лекарства, и непростая мелодраматическая линия с возлюбленным-бизнесменом. Ничего особенно вопиющего, но, честно говоря, я не очень понимаю, как создатели рассчитывали его показывать по государственному каналу, — сказала Арина Бородина.

Вместе с тем схожая проблематика не помешала выйти сериалу «Ваша честь». Это адаптация зарубежного продукта: изначально израильского, затем американской и скандинавской версии. В этом социальном детективе Олег Меньшиков играет судью, сын которого сбивает на мотоцикле сына криминального авторитета. Сериал вышел сначала на платформе More.tv (ныне — Wink). А спустя полтора года его показали на НТВ и Первом канале, собрав отличные рейтинги.

Ещё более характерный пример — это «Слово пацана. Кровь на асфальте». Сериал, произведённый Wink (соинвесторами выступили Институт развития интернета, Start и НТВ, — ред.) имел в интернете неимоверный успех. На НТВ, в силу требований законодательства, его показывали в 23 часа, растянув показ восьми эпизодов на две недели. И телевизионные рейтинги претендующего на культовость фильма Жоры Крыжовникова оказались неважными.

— Это тоже следствие разницы между платформами и телеканалами. На платформах тоже есть ограничения, сериалы снимают с показа или прерывают, но свободы в выборе темы больше. А ещё сериал на платформе ты можешь смотреть в любое время — хоть утром, хоть вечером. И на любом устройстве: планшет, компьютер, телевизор — как угодно. Телевидение более ограничено законодательством: сериал, который идёт с маркировкой 18+, нельзя поставить в прайм-тайм. А в 23 часа большая часть аудитории или уже спит, или сворачивает свои дела, — комментирует Арина Бородина.

В аналогичной ситуации оказался сериал «Плакса», продюсером и автором идеи которого стал Сергей Жуков из группы «Руки вверх». Героиня, которую играет дочь артиста, возвращается из-за границы в маленький приморский город, становится объектом травли со стороны сверстников и находит спасение в музыке. Восемь серий вышли на платформе Wink. В декабре 2023 года его показали на СТС, но высоких рейтингов он не получил, несмотря на резонанс вокруг показа.

Сериал «ГДР», действие которого разворачивается в 1989 году, также показал скромные результаты на ТВ. В последнем много исторических персонажей: Михаил Горбачёв и Раиса Горбачёва, Эдуард Шеварднадзе, Борис Ельцин.

— Он очень дорого снят: там гонки, политика, шпионский детектив. У него была неимоверная раскрутка: платформа Wink, «Национальная Медиа Группа», десятки продюсеров. На мой взгляд, получилась просто невыносимая политическая конъюнктура. Его показали на платформе Wink все 14 серий сразу, а спустя 10 дней показали на НТВ, и вот как раз на телевидении рейтинги были не лучшие, — прокомментировала эксперт.

Видеозапись лекции Арины Бородиной "Где лучше смотреть сериалы — в онлайн-кинотеатрах или в телеэфире?"

По мнению Арины Бородиной, продюсеры хотели «сорвать банк», но аудитория НТВ привыкла к сериалам одного уровня, и «ГДР» в её вкусы не вписался.

Эксперт отметила, что наибольшее количество успешных сериалов производят такие каналы, как ТНТ и СТС, что связано с их принадлежностью к крупным медийным холдингам и наличием активной молодой аудитории. Первый канал и канал «Россия» также успешно взаимодействуют с платформами, однако их аудитория более консервативна.

Важной темой для обсуждения на лекции стали фантастические сюжеты. Например, комедийный сериал «Два холма» вызывал интерес у зрителей своим оригинальным подходом к описанию постапокалиптического будущего — через сто лет после того, как в результате применения биологического оружия на Земле вымерли практически все мужчины. Оставшиеся женщины создали идеальный мир, в котором нет войн, болезней и насилия. Эпизоды выходили на платформе START и не попали в эфир основных телеканалов. Но обсуждения в социальных сетях и отзывы свидетельствуют о его популярности.

Ещё одним примером успешного научно-фантастического сюжета является «Кибердеревня», доступная на платформе «Кинопоиск». Этот комедийный сериал, рассказывающий о приключениях героев, попавших на Марс, представляет собой смесь реальных современных проблем и элементов «мира будущего» с роботами и технологически модифицированным сельским хозяйством. Фантастические элементы присутствуют и в сериале «Калимба», доступном на платформе Okko. Биллборды с его рекламой заполнили Москву, что говорит о высоких ожиданиях от проекта, отметила Арина Бородина. Хотя «Калимба» не является научной фантастикой в чистом виде, её сюжет также основывается на вымышленных историях и смоделированных ситуациях.

По словам эксперта, современные сериалы всё чаще включают в себя элементы фантастики. Даже если действие происходит в наше время, элементы вымышленной реальности делают сюжет более захватывающим. Это отражает стремление зрителей уйти от повседневной рутины и погрузиться в увлекательные вымышленные миры.

Завершая лекцию, Арина Бородина отметила, что, благодаря многослойному процессу взаимодействия онлайн-кинотеатров и телевизионных каналов, формат сериала продолжает эволюционировать, а зрители получают свободу в выборе платформы для просмотра и новые интересные сюжеты.

Другие новости

Лекция

Ботанические сады — музеи живой природы

Ботанические сады — музеи живой природы
В Ельцин Центре в Екатеринбурге 7 июня в рамках специальной программы летнего сезона Сада трав прочла лекцию о красоте и пользе ботанических садов Алёна Третьякова — директор Ботанического сада УрО РА…
29 июня 2024 г.
Конференция

«История сталинизма»: советские регионы в 1930–1950-е

«История сталинизма»: советские регионы в 1930–1950-е
В Ельцин Центре в Екатеринбурге 21-23 июня прошла XVI Международная научная конференция «История сталинизма». Тема конференции в 2024 году — «Советские регионы: политика, экономика, повседневность. 19…
28 июня 2024 г.
Лекция

Фотопортрет в литературе: идентичность, присутствие, память

Фотопортрет в литературе: идентичность, присутствие, память
Елена Глуховская и Мария Гурьева — кандидаты филологических наук, доценты Школы искусств и культурного наследия ЕУСПб — рассмотрели примеры появления фотографических портретов в литературных произведе…
26 июня 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.