За последние годы в России всё активнее развиваются онлайн-кинотеатры, в их электронных библиотеках сотни сериалов, как последних, так и прошлых лет. При этом эфир основных телеканалов тоже постоянно пополняется сериальными премьерами. И рейтинги фиксируют, что зрители по-прежнему активно их смотрят. Какие-то сериалы сначала выходят в онлайн-кинотеатрах, а потом их можно увидеть в телеэфире, и наоборот.
Онлайн-кинотеатры и телеканалы — союзники или конкуренты в борьбе за аудиторию сериалов? В чём преимущество платформ и в чём слабость, в чём плюс телевизионного показа сериала и в чём минусы телепросмотров? Как удобнее и где лучше смотреть? Об особенностях сотрудничества онлайн-кинотеатров и телеканалов рассказала 18 мая на лекции в Ельцин Центре в Екатеринбурге Арина Бородина — медиаобозреватель, журналист, знаток сериаловедения.
По словам эксперта, онлайн-платформы очень востребованы, но в первую очередь в двух столицах и крупных городах. Это результат бурного развития цифровых технологий и изменения медийных предпочтений в последние годы. За пределами крупных центров телевидение традиционно остаётся главным источником информации, а сериалы там один из самых популярных форматов.
Платформы предполагают больше свободы и меньше цензуры по сравнению с телевидением, однако при этом существует ряд неудобств, главным из которых является необходимость оплаты подписки. Телеканалы, в отличие от платформ, бесплатны, но показы прерываются рекламными роликами, к тому же просмотр сериала растягивается на две-три недели, тогда как в ряде онлайн-кинотеатров, например на IVI, весь сезон выкладывается сразу.
Арина Бородина отметила тенденцию: в последние два года онлайн-кинотеатры и телеканалы взаимодействуют всё чаще. Растущее число продюсеров и площадок, сложная структура производства вынуждают эти миры сближаться, создавая новые форматы сотрудничества. В качестве примера эксперт привела сериал «Мосгаз» о первом серийном маньяке в СССР. Это один из хитов Первого канала, который выходит в эфире с 2012 года. При этом его последний (десятый) сезон вышел сначала на платформе Okko, и только предстоящей осенью планируется его телевизионный показ.
Эта «система сообщающихся сосудов» работает и в противоположном направлении. Например, сериал «Раневская» изначально вышел на платформе KION, а ретродетектив «Художник» — на Premier, что не помешало им собрать высокие рейтинги, соответственно, на Первом канале и на «России-1». Примером другой стратегии стал сериал «Шаляпин»: через два часа после эфира на «России-1» серии выкладывались на платформе Okko.
На резонный вопрос, не «подрубает» ли кроссплатформенность количество зрителей, эксперт ответила отрицательно. По мнению Арины Бородиной, аудитории у телеканалов и онлайн-кинотеатров не пересекаются. Соответственно, размещение сериалов и там, и там только увеличивает количество просмотров. Более того, в ряде случаев платформа может стать «спасательным кругом» для продюсеров. В качестве примера Арина Бородина привела сериал «Чиновница». Он снимался в 2021 году для Первого канала, но в эфир так и не вышел, лишь недавно появился на платформе KION.
По мнению эксперта, смена платформы связана с социально-политическим контекстом. Главная героиня сериала — чиновница Минздрава в некоем условном городе в Ленинградской области. В сюжете есть взятки, и героиня прямо говорит о том, что участвовала в коррупционной схеме.
— Это болезненная тема, острая и актуальная: там и поддельные лекарства, и непростая мелодраматическая линия с возлюбленным-бизнесменом. Ничего особенно вопиющего, но, честно говоря, я не очень понимаю, как создатели рассчитывали его показывать по государственному каналу, — сказала Арина Бородина.
Вместе с тем схожая проблематика не помешала выйти сериалу «Ваша честь». Это адаптация зарубежного продукта: изначально израильского, затем американской и скандинавской версии. В этом социальном детективе Олег Меньшиков играет судью, сын которого сбивает на мотоцикле сына криминального авторитета. Сериал вышел сначала на платформе More.tv (ныне — Wink). А спустя полтора года его показали на НТВ и Первом канале, собрав отличные рейтинги.
Ещё более характерный пример — это «Слово пацана. Кровь на асфальте». Сериал, произведённый Wink (соинвесторами выступили Институт развития интернета, Start и НТВ, — ред.) имел в интернете неимоверный успех. На НТВ, в силу требований законодательства, его показывали в 23 часа, растянув показ восьми эпизодов на две недели. И телевизионные рейтинги претендующего на культовость фильма Жоры Крыжовникова оказались неважными.
— Это тоже следствие разницы между платформами и телеканалами. На платформах тоже есть ограничения, сериалы снимают с показа или прерывают, но свободы в выборе темы больше. А ещё сериал на платформе ты можешь смотреть в любое время — хоть утром, хоть вечером. И на любом устройстве: планшет, компьютер, телевизор — как угодно. Телевидение более ограничено законодательством: сериал, который идёт с маркировкой 18+, нельзя поставить в прайм-тайм. А в 23 часа большая часть аудитории или уже спит, или сворачивает свои дела, — комментирует Арина Бородина.
В аналогичной ситуации оказался сериал «Плакса», продюсером и автором идеи которого стал Сергей Жуков из группы «Руки вверх». Героиня, которую играет дочь артиста, возвращается из-за границы в маленький приморский город, становится объектом травли со стороны сверстников и находит спасение в музыке. Восемь серий вышли на платформе Wink. В декабре 2023 года его показали на СТС, но высоких рейтингов он не получил, несмотря на резонанс вокруг показа.
Сериал «ГДР», действие которого разворачивается в 1989 году, также показал скромные результаты на ТВ. В последнем много исторических персонажей: Михаил Горбачёв и Раиса Горбачёва, Эдуард Шеварднадзе, Борис Ельцин.
— Он очень дорого снят: там гонки, политика, шпионский детектив. У него была неимоверная раскрутка: платформа Wink, «Национальная Медиа Группа», десятки продюсеров. На мой взгляд, получилась просто невыносимая политическая конъюнктура. Его показали на платформе Wink все 14 серий сразу, а спустя 10 дней показали на НТВ, и вот как раз на телевидении рейтинги были не лучшие, — прокомментировала эксперт.
Видеозапись лекции Арины Бородиной "Где лучше смотреть сериалы — в онлайн-кинотеатрах или в телеэфире?"
По мнению Арины Бородиной, продюсеры хотели «сорвать банк», но аудитория НТВ привыкла к сериалам одного уровня, и «ГДР» в её вкусы не вписался.
Эксперт отметила, что наибольшее количество успешных сериалов производят такие каналы, как ТНТ и СТС, что связано с их принадлежностью к крупным медийным холдингам и наличием активной молодой аудитории. Первый канал и канал «Россия» также успешно взаимодействуют с платформами, однако их аудитория более консервативна.
Важной темой для обсуждения на лекции стали фантастические сюжеты. Например, комедийный сериал «Два холма» вызывал интерес у зрителей своим оригинальным подходом к описанию постапокалиптического будущего — через сто лет после того, как в результате применения биологического оружия на Земле вымерли практически все мужчины. Оставшиеся женщины создали идеальный мир, в котором нет войн, болезней и насилия. Эпизоды выходили на платформе START и не попали в эфир основных телеканалов. Но обсуждения в социальных сетях и отзывы свидетельствуют о его популярности.
Ещё одним примером успешного научно-фантастического сюжета является «Кибердеревня», доступная на платформе «Кинопоиск». Этот комедийный сериал, рассказывающий о приключениях героев, попавших на Марс, представляет собой смесь реальных современных проблем и элементов «мира будущего» с роботами и технологически модифицированным сельским хозяйством. Фантастические элементы присутствуют и в сериале «Калимба», доступном на платформе Okko. Биллборды с его рекламой заполнили Москву, что говорит о высоких ожиданиях от проекта, отметила Арина Бородина. Хотя «Калимба» не является научной фантастикой в чистом виде, её сюжет также основывается на вымышленных историях и смоделированных ситуациях.
По словам эксперта, современные сериалы всё чаще включают в себя элементы фантастики. Даже если действие происходит в наше время, элементы вымышленной реальности делают сюжет более захватывающим. Это отражает стремление зрителей уйти от повседневной рутины и погрузиться в увлекательные вымышленные миры.
Завершая лекцию, Арина Бородина отметила, что, благодаря многослойному процессу взаимодействия онлайн-кинотеатров и телевизионных каналов, формат сериала продолжает эволюционировать, а зрители получают свободу в выборе платформы для просмотра и новые интересные сюжеты.