Арина Бородина – о телевизионных ритуалах россиян

12 ноября 2019 г.Михаил Лузин
Арина Бородина – о телевизионных ритуалах россиян

Какие фильмы, события и шоу стали самыми популярными у россиян в последние десять лет, и перестанут ли смотреть телевизор в ближайшем будущем? На эти и другие вопросы ответила телеобозреватель радиостанции «Эхо Москвы» Арина Бородина в своей лекции в медиазале Ельцин Центра.

Забегая вперёд, ответим: не перестанут, хотя телеаудитория постепенно стареет и сокращается. А самая популярная трансляция на ТВ из года в год – это новогоднее поздравление президента, и исключение в этом правиле случилось лишь дважды.

Арина Бородина исследует телевизионные привычки россиян с 2002 года, за это время накопила огромную базу данных. Она много лет писала о телевидении в журнале Forbes, а сейчас ведет телепрограмму «Программное обеспечение» на «Эхе Москвы», проводит социологические расчеты, составляет рейтинги и время от времени выступает с лекциями.

Доля и рейтинг – в чём разница?

В начале лекции Арина рассказала о методологии телевизионных исследований. «В основе телевизионных рейтингов лежат данные компании Mediascope. Есть 29 городов страны: это города-миллионники и ряд областных центров: Москва, Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Тула, Тверь, Тюмень, Владивосток, Челябинск и другие. В них у некоторого количества семей, отобранных по специальной репрезентативной выборке, в квартирах стоят специальные приборы – пиплметры. Эти приборы считывают, что смотрят в семьях по ТВ.

В выборке – около 8000 домохозяйств. По ним формируется срез: что смотрят в стране. Данные пиплметров отражают привычки смотрения россиян в целом (смотрение – это профессиональный термин в телевизионной социологии). «Вся картина мира выливается в то, что являлось самым популярным, что больше всего смотрели. На самом деле, никакие рейтинги и социология не могут быть истиной в последней инстанции, но других данных нет. И конечно, рейтинги не дают ответа на вопрос, с каким настроением смотрели люди ту или иную программу», – говорит Арина.

Наконец, все телевизионные рейтинги включают в себя два основных показателя. Доля аудитории – процент от всех включивших в данный момент телевизор. Рейтинг – процент смотревших от общей численности населения. На основании этих данных телеканалы и делают выводы, что было успешно, а что – нет.

Телевизионные ритуалы

Исследования показывают, что из года в год наиболее рейтинговая телевизионная трансляция – новогоднее поздравление президента. Причем, фамилия президента не имеет большого значения, поскольку для большинства россиян встреча Нового года под напутственную речь первого лица и бой курантов из телевизора – это ритуал.

Новогодние поздравления Владимира Путина на Первом канале и канале «Россия» в 2013–2017 годах смотрели в общей сложности около 60 процентов телеаудитории, или около 28 процентов всех россиян.

К телевизионным традициям также можно отнести любовь россиян к парадам Победы. В 2017 году парад 9 мая стал второй после новогоднего поздравления по популярности телетрансляцией, собрав долю в 44 процента и абсолютный рейтинг в 13 процентов. Да и в другие годы показ парада неизменно занимает строчки в топ-10 самых популярных телепрограмм. «День Победы» – особенный день, Парад Победы – это поколенческая история, – комментирует феномен Арина Бородина. – Тема войны в стране очень важна. Нет семьи, которой не коснулась война».

В 2017 году очень рейтинговой также стала прямая трансляция празднования Дня ВМФ в Санкт-Петербурге. Доля аудитории составила 40 процентов.

– Это был новый формат, своего рода оффтоп ко Дню Победы, – сказала Арина. – Завораживающая съемка акватории Невы, разводные мосты, уровень красоты Петербурга зашкаливает, включения из Кронштадта, Путин на катере.

Арина отметила, что парад Победы и День ВМФ – это не только важные с символической точки зрения трансляции, но и большие телевизионные события, требующее от съемочной команды (а снимают в основном люди с Первого канала) огромного мастерства. Все процессы идут в прямом эфире, траектории камер проработаны до миллиметра, и всё это требует невероятной слаженности работы и профессионализма.

Спорт как скрепа

Точно такая же отдача потребовалась от телевизионщиков при съемках церемоний открытия и закрытия олимпиады в Сочи. Олимпийский 2014 год стал годом, в который новогоднее поздравление президента не стало главным телесобытием. Более того: оно не вошло даже в пятёрку.

Более 70 процентов телезрителей, или около 33 процентов россиян, смотрели церемонию открытия Игр на Первом канале и «России». Это первое место в рейтинге. Вторую строчку заняла трансляции церемонии закрытия на Первом – 16,4% рейтинг и 36,2% доля.

Что интересно, четвертую строчку в рейтинге занял олимпийский матч по хоккею между сборными России и США.

– Это был даже не финал, но исторически так сложилось, что любая игра с американцами для российских телезрителей – это больше, чем просто хоккей, это эпизод борьбы с давним противником, – говорит Арина Бородина.

Пятую, восьмую, девятую и десятую строчки рейтинга заняли трансляции фигурного катания – этот вид спорта воспринимается россиянами как наиболее «свой».

Ситуация олимпийского года в точности повторилась в 2018-м, в год чемпионата мира по футболу, который проходил в России. Новогоднее поздравление – лишь на пятом месте рейтинга.

На первой строчке – матч Россия – Хорватия с рейтингом 20 процентов и долей 63,6. У молодого поколения (25 – 35 лет) доля доходила до 80 процентов. На втором месте – матч Испания – Россия. Интересно, что финальный матч Франция – Хорватия оказался на третьем месте. На четвертой строчке – матч Россия – Египет.

– Мы не самая футбольная нация в мире, но неистовая любовь российских людей к международным турнирам по футболу просто удивительна, – говорит Арина Бородина.

Самая популярная телетрансляция за всё время наблюдений – это матч чемпионата мира по футболу 2002 года между Россией и Японией, который спровоцировал беспорядки на Манежной площади. В 2008 году, когда российская сборная играла с Испанией за третье место в чемпионате Европы, доля смотревших матчи доходила до 62 процентов. В 2009-м отборочный матч между Россией и Германией за право принять участие в мировом турнире (мы тогда проиграли) стал второй по популярности трансляцией после новогоднего поздравления.

– Это прямой эфир, которого на российском ТВ мало, это настоящие эмоции. Даже если вы не смотрите телевизор, вы наверняка вы болели за наших. Для чего нужен телевизор? Да хотя бы для этого: подавляющее большинство зрителей смотрит футбольные матчи именно по ТВ, – резюмирует Арина.

Без наших не интересно

Ещё одна популярная трансляция по ТВ из года в год – это Евровидение. Причём, не имеет значения, какое место занял российский участник. Главное – сам факт его присутствия.

Самый высокий показатель Евровидения с 2002 по 2018 годы – выступление Юлии Савичевой в 2004-м. Она заняла 11-е место, но доля смотревших достигла 53,6%. Аналогично, в 2005 году занявшая 15-е место Наталья Подольская получила долю в 50% телеаудитории. А вот победное выступление Димы Билана в 2008-м, после которого Россия стала страной-хозяйкой Евровидения – лишь на пятом месте в рейтинге самых популярных у россиян выступлений конкурса.

В 2009 году, когда Россия принимала Евровидение, доля аудитории превышала 50 процентов. А вот когда нашу конкурсантку Юлию Самойлову не допустили до участия в Киеве, Евровидение в России практически никто не смотрел. Аналогично, низкими были и рейтинги Олимпиады в бразильском Рио-де-Жанейро в 2016 году и южнокорейском Пхёнчхане и 2018-м из-за недопуска российских спортсменов к соревнованиям вследствие допингового скандала.

– Российские зрители не смотрят международные соревнования и события без участия России. Без наших не интересно, – говорит Арина Бородина.

Бенефис Путина

Главный герой российского телевидения – это, безусловно, президент Владимир Путин. – Путин чрезвычайно популярен у телеаудитории, – говорит Арина Бородина. – Не важно, каких мы взглядов, как бренд он очень востребован. Будь то ежегодная пресс-конференция с журналистами, «Прямая линия», новогодние поздравления, фильмы про него – всё это собирает хорошие рейтинги.

Взлёт телевизионной популярности Владимира Путина начался в 2012-м. На 6-м месте рейтинга самых просматриваемых трансляций того года – его выступление на Манежной площади 4 марта после объявления результатов президентских выборов. Путин избрался на третий срок. Тогда Владимир Владимирович, как показалось ряду наблюдателей, не сдержал эмоций и «пустил слезу»” (пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков утверждает, что слезы не было).

Случайно или нет, но сразу после «слёз Путина» Первый канал показал фильм «Москва слезам не верит», и этот показ стал девятым в рейтинге телепрограмм. А новогоднее поздравление Путина в 2012 году на двух государственных каналах тогда впервые заняло первые строчки рейтинга, его посмотрели больше половины телезрителей. –Путин вернулся после Дмитрия Медведева, народ соскучился, зрители ожидали его появления, – прокомментировала это Арина Бородина.

Следующим знаковым для Путина телевизионным годом стал 2015-й. В 2014 году произошли украинские события, потом был Крым. В 2015-м четвертое место телерейтинга занял фильм Андрея Кондрашова «Крым. Путь на родину», в котором Путин впервые рассказал об участии в операции по присоединению Крыма российских военных. Доля аудитории – больше 40 процентов. А на пятой строчке – фильм Владимира Соловьева «Президент».

В 2016 году Путин взял первые три строчки телерейтинга. Первое и второе места – это новогоднее поздравление на Первом канале и «России», а третье – юбилейный выпуск, посвященный 55-летию КВН. – Кто-нибудь из вас смотрит КВН? – обратилась к аудитории Арина Бородина. И не увидев поднятых рук, продолжила, – Там уже не смешно давно. Но там был Путин. И этот выпуск стал очень популярным.

Наконец, в 2017-м вышел еще один фильм про Путина. Его снял прославленный американский режиссёр Оливер Стоун. Фильм состоял из четырёх серий, показывали его в июне, на Первом канале, четыре вечера подряд, в 21.30, вместо сериалов. И несмотря на летний спад телеаудитории, фильм занял пятое место в рейтинге телепрограмм. – Там было много эксклюзивного материала, – объясняет этот итог Арина Бородина. – Например, Путин впервые признался Оливеру Стоуну, что он – дедушка.

Личное – интересно

Россиянам крайне интересна частная жизнь знаменитостей. Из года в год в топ-10 телепрограмм неизменно попадают выпуски различных ток-шоу, например, «Пусть говорят» с Андреем Малаховым. В 2010 году самым популярным его выпуском стал репортаж из психиатрической клиники в Израиле, куда обратился за помощью Филипп Киркоров, в 2011-м – исповедь Маши Распутиной, в 2012-м – бенефис певца Витаса.

В 2013-м все рейтинговые рекорды побил спецвыпуск новостей, в котором рассказали подлинную историю двух женщин, у которых в роддоме поменяли местами детей, и известно об этом стало только спустя 35 лет. Доля составила 40 процентов.

По итогам 2019 года, считает Арина Бородина, в топ точно войдет программа на НТВ, в которой Сергей Лазарев признался, что год назад у него родилась дочь. Высокий рейтинг был и у программы про Анастасию Заворотнюк, где говорили, что она тяжело больна.

Один из самых высоких рейтингов за всю историю российского ТВ получила прямая трансляция похорон Бориса Ельцина.

– Не было традиции, как показывать это событие. Телевизионщики действовали наощупь. Камера сопровождала процессию от Храма Христа Спасителя до погребения на Новодевичьем кладбище, и была большая дискуссия: как показывать момент, когда Наина Иосифовна будет прощаться с мужем у гроба один на один? Должна камера наезжать на неё, или нет? Были споры, даже скандал. С одной стороны, это что-то очень личное, жена прощается с мужем. С другой стороны, это президент страны. Люди так устроены, что личное им очень интересно. Показали в итоге на отдаленном плане, но эмоции все равно были видны. Этот церемониал вызвал очень большой интерес у аудитории, – рассказала Арина.

Сериалы, фильмы, «Голос»

Сериалы – основа вещательной сетки российских телеканалов, из года в год они неизменно оказываются в лидерах по популярности программ. В 2009-м в топ-10 вошли «Доярка из Хацапетовки» и «Ключи от счастья». В 2010-м – «Глухарь» с Максимом Авериным, в 2013-м – украинский «Нюхач», в 2014-м – «Улыбка пересмешника», в 2016-м – «Мажор-2». Арина отметила высокую популярность у россиян сериалов на криминальную и медицинскую тематику.

– С сериалами у нас всё неплохо, – резюмировала она, – и среди тех, что имеют шансы на успех по итогам 2019 года, сериалы «Знахарь», «Дылды» (СТС), «Екатерина. Самозванцы» (Первый канал), «Полярный» с Михаилом Пореченковым, а также «Шторм» Бориса Хлебникова и «Содержанки» Константина Богомолова.

Самыми популярными фильмами за «историю наблюдений», не считая фильмов про Путина, стали «Ирония судьбы. Продолжение», занявшая вторую строчку телерейтинга в 2010 году, «Аватар» Дж.Кэмерона в 2011–2013-м, «Иван Васильевич меняет профессию», ставший чрезвычайно популярным в 2015 году у молодой аудитории, и «Последний Богатырь» в 2018-м. Фильмы неизменно собирают рейтинги в новогодние праздники.

Взлёт популярности телевизионных шоу пришелся на 2013 год, по итогам которого шоу «Один в один» заняло третье место, а второй сезон «Голоса» – пятое, с рейтингом 10 % и долей 30. В 2016–2017-м на высоких позициях держался «Голос. Дети», и скандал с дочерью певицы Алсу только подогревает к нему интерес: по итогам 2019 года оно наверняка также окажется в верхних строчках.

Из казусов Арина отметила четвертую позицию фильма «Плесень», вышедшего в 2009-м году на НТВ и очень напугавшего российского обывателя, а также второе место фильма «Ванга возвращается. Секретный архив прорицательницы» в 2011-м (тоже НТВ).

– Зачем взрослые люди смотрят это в пятницу вечером? Наверное, дело в неуверенности в завтрашнем дне. Люди хотят знать, что нас ждет. Но в фильме ничего такого не было, просто история Ванги и всё. Но это, конечно, уникальный случай, самый популярный проект 2011 года, не считая новогоднего поздравления, – считает Арина.

Арина Бородина - о предпочтениях российского телезрителя

Что будет с телевидением?

Три часа двадцать шесть минут в сутки, – столько в среднем уделяет просмотру телевизора среднестатистический россиянин, согласно данным компании Mediascope. Больше всего смотрят телевизор люди старше 65 лет. У этой возрастной категории пользуются популярностью политические ток-шоу Владимира Соловьева, «60 минут» и «Время покажет», их рейтинг достигает 20 процентов. – К моему лично сожалению, идеологические шоу – это востребованный формат, – говорит Арина.

В возрастных группах от 45 до 64 лет и от 4 до 11 лет интерес к ТВ также высокий, а вот подростки и молодёжь от 12 до 24-х имеют к телевидению крайне низкий интерес, и скорее всего с телевидением не останутся, – говорит Арина.

Более молодые телезрители устали от политики. Новостей в рейтингах у аудитории до 44 лет практически нет, а самые высокие показатели имеет шоу «Форт Боярд» на СТС.

Очевидно, телевизионная аудитория сокращается и стареет, однако списывать телевидение со счетов не стоит, – уверена Арина.

– Телевидение остается и средством досуга, и средством информации, и средством коммуникации. Большие события – парады, церемонии, спортивные матчи и так далее –смотрят больше людей, чем обычно смотрят ТВ, и интернет с этим никогда не сравнится. YouTube – это прекрасно, но стоит отъехать 100 километров от большого города, и там интернета уже либо нет, либо низкая скорость сигнала, либо дорого.

Арина отметила, что Россия находится в абсолютном тренде с европейской аудиторией. – У нас популярны те же шоу: танцы на льду, «Как стать миллионером», «Последний герой» и так далее. В Европе ТВ не менее популярно: во Франции, США и Англии телевизор смотрят даже дольше, чем у нас.

– Российское ТВ очень сильно оснащено, располагает хорошими бюджетами, и качество программ очень приличное. Главное отличие от Европы в том, что у нас плохо с информацией, она тотально вытеснена. У нас в новостях – пропаганда и одна точка зрения – та, что транслирует государство. Это плохо: людям не поступает альтернативной информации. Должно быть две или три точки зрения. В Европе с эти все в порядке, звучат разные мнения. У нас же практически нет интервью, если не считать идеологических и развлекательных ток-шоу, а также дебатов и прямого эфира. А это вызывает у зрителя повышенный интерес, потому что прямой эфир – это всегда живые эмоции. Нам не хватает честной повестки дня, – подвела черту Арина.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.