В очередном выпуске цикла «Мир после пандемии» директор Музея Москвы Анна Трапкова рассказывает о жизни музеев в новой реальности и о том, как онлайн-опыт трансформировал традиционную музейную деятельность.
Интервью записано 13 апреля 2020 г.
Наши ведущие музеи, которые по уровню своей инфраструктуры не уступают западным, были подготовлены к выходу в онлайн и воспользовались тем багажом, который был накоплен за последние годы. Были систематизированы и представлены на суд публики многочисленные проекты с медиа, видеоэкскурсии, съемки выставок. А для тех музеев, у которых не было презентаций и программ в сети, карантин стал стимулом, поскольку в ситуации, когда двери для публики закрыты на неопределённый срок, ты должен выйти в онлайн, найти площадку для презентаций. Поэтому ситуация сейчас даёт очень мощный толчок для онлайн-развития.
Музей Москвы очень быстро сделал проекты в онлайн, но перейдя на формат работы по сути медиа, мы остановились, задумались и поняли, что нашу онлайн-жизнь готовы планировать вдолгую. Нам интересно во всемирной сети, и мы совершенно точно не будем эту жизнь оставлять как что-то вторичное.
Для людей от нуля и до ста лет я не вижу никакой депривации в онлайн-сфере. Пожилые люди сейчас либо уже освоили гаджеты, либо очень быстро их осваивают, и возникает удивительная ситуация, когда карантин атомизировал общество, но благодаря гаджетам все оказались ещё больше соединены между собой. Не могу сказать, что за время карантина мы все так соскучимся по музейному предмету, что все немедленно понесёмся смотреть на картины Рембрандта, но то, что онлайн станет для нас шире в повседневной жизни – это абсолютно точно.
Музеефикация коронавируса
Музей Москвы действует сейчас как вещательный канал. У нас каждый день происходят какие-то события, которые либо отражают меняющуюся ситуацию в городской повседневности, либо настроены на диалог с нашими посетителями, которые находятся дома в четырёх стенах и которым важно не потерять психологическое равновесие. Мы сейчас запустим онлайн-беседы, и это будут спокойные разговоры о Москве, поскольку горожане скучают по своему городу, будучи ограниченными в пределах стометрового радиуса вокруг своего дома. Мы хотим просто поговорить о том, что ждёт нас за окном, когда мы выйдем.
Музей Москвы очень активно обсуждает с коллегами и внутри своей команды идею архивации и музеефикации всего того, что происходит в городе в период карантина. Очевидно, что этот многоступенчатый проект должен включать некую привязку к технологической платформе, потому что сегодня "Яндекс" и Google постоянно фиксируют изменения образа жизни горожан. К примеру, индекс самоизоляции "Яндекса" показывает, чем отличаются Москва, Екатеринбург, Пермь и другие города на сегодняшний день. Пустые улицы и полный уход трафика с наших широких проспектов фиксируется и на панорамах больших платформ, и в таких сервисах как "Яндекс.Карты". Все законодательные акты, выпускаемые мэрией, тоже должны найти отражение в нашем архиве. Мы разговариваем с художниками по поводу того, каким образом задокументировать реальность и переосмыслить её с творческой точки зрения.
Сложность архивации сегодняшней реальности в том, чтобы сочетать материальное и нематериальное. Нужно понять не только как сохранить страницы информации, но и найти те самые защитные маски, рисунки, сделанные художниками в изоляции, те самые дневники, которые многие начали вести в таком старомодном стиле на бумаге от руки. И всё это каким-то образом сформировать в фонд.
Период турбулентности
Сегодня все музеи находятся в катастрофической ситуации, потому что отрезан внебюджетный доход. Конечно, есть подушка безопасности, которая позволяет как-то просуществовать полтора-два месяца. Но дальше мы не сможем платить людям обычный уровень зарплаты, последуют либо сокращения заработной платы, либо ещё какие-то другие нежелательные меры. Мы в неопределённости, поскольку не знаем, какими будут меры поддержки от государства. И сейчас ты должен сохранять психологическую стабильность, чтобы дать уверенность в завтрашнем дне команде, ты должен понимать, что так или иначе когда-нибудь этот период закончится и уже можно будет как-то реагировать на изменения. Поэтому нужно быть достаточно сильными и гибкими для того, чтобы с этой ситуацией справиться, чтобы придумать то, что будет адекватно новым условиям. Быть сильным и гибким – это сегодня тот самый совет, который применим ко всем людям и организациям, ко всему, что находится сейчас в турбулентной ситуации.
Все видео проекта «Мир после пандемии» на Youtube
Сегодня сложно давать прогнозы, но еще сложнее – их не давать. Как заставить себя не думать о том, каким будет мир после пандемии? Как изменится власть, отношения между странами, экономика, медицина, образование, культура, весь уклад жизни? Сумеет ли мир извлечь уроки из этого кризиса? И если да, какими они будут? В новом (пока онлайн) цикле Ельцин Центра «Мир после пандемии» лучшие российские и зарубежные эксперты размышляют над этими вопросами. Наивно ждать простых ответов, их не будет – зато будет честная попытка заглянуть в будущее.
Фото: Владимир Гердо/ТАСС



