Анна Терехова: «Мы не унывали и верили в будущее»

15 мая 2019 г.Татьяна Филиппова
Анна Терехова: «Мы не унывали и верили в будущее»

В Киноклубе Ельцин Центра 27 апреля программу «Маргарита Терехова — миледи из Туринска» представила дочь актрисы, заслуженная артистка России Анна Терехова.

В программу вошли показ восстановленной копии фильма Андрея Тарковского «Зеркало», вышедшего на экраны сорок пять лет назад, где Маргарита Терехова сыграла сразу две роли — жены и матери главного героя, — и знакомство с единственной режиссерской работы актрисы — фильмом «Чайка», в котором она одновременно ещё и сценарист, и исполнительница главной роли.

Ее «Чайка» — семейный проект, в котором главные роли сыграли дети актрисы. Треплева — Александр Терехов, Заречную — Анна Терехова. С исторической достоверностью Маргарита Терехова воссоздаёт самую известную чеховскую пьесу. Съемки проходят в Мелихове, где жил Чехов. Там, в чудом сохранившемся флигеле, и была написана «комедия заблуждений», как называл её сам автор. Терехова — единственный режиссер, кому позволили снимать на территории музея-заповедника и в его интерьерах. Часть сцен снималась в национальном парке «Плещеево озеро», о чем рассказала дочь актрисы.

Кроме Тереховых в фильме снимались Юрий Соломин (Сорин), Андрей Соколов (Тригорин) и Алексей Солоницын (Медведенко) — сын одного из любимых актеров Андрея Тарковского Анатолия Солоницына. Участники киноклуба отметили работу оператора фильма Григория Яблочникова, который сумел создать эффект зрительского присутствия.

После просмотра фильма состоялось обсуждение, в котором участвовали постоянный ведущий киноклуба, киновед, член Российской академии кинематографических искусств Вячеслав Шмыров, заслуженная артистка РФ Анна Терехова и участники киноклуба — а первый вопрос был о здоровье Маргариты Тереховой. Зрители не могли обойти его стороной.

Незадолго до творческой встречи Анна посетила Музей Бориса Ельцина и призналась, что была поражена экспозицией.

— Честно скажу, так растрогалась, что даже не ожидала таких эмоций от себя. Это моя молодость и воспоминания о маме. Совершенно потрясающие впечатления. Я впервые в Ельцин Центре, и мне всё здесь очень нравится. Само здание. И то, как рассказано о личности Бориса Николаевича — незаурядной, необыкновенной, замечательной.

Здесь в музее всё открывается по-новому. Я не знала Бориса Николаевича, но знакома с Наиной Иосифовной. Она как-то была на моём выступлении, и мы познакомились. Она оказалась добрым, открытой души человеком, с мягкой улыбкой, очень приятная, говорила про маму какие-то тёплые слова. И про Бориса Николаевича. Я поняла, что эта женщина совершенно необыкновенная — она всю жизнь посвятила мужу. Это очень чувствуется здесь — её любовь, которая до сих пор в ней живет.

Музей потрясающий! Я пыталась записывать на телефон, хотела выложить эти истории у себя на страничке, потому что люблю делиться такими необыкновенными впечатлениями. В экспозиции штурма Белого дома я увидела документальные кадры режиссёра Владимира Алейникова, который снимал, когда мы были там с мамой и Колей.

В тот день нам позвонили, и мама сказала: «Собираемся и идём!». Мой муж, актер Николай Добрынин, начал останавливать: «Маргарита Борисовна, я вас умоляю. Не ходите, у нас же дети!». Но мама сказала, что всё будет нормально. Она так чувствовала, и мы пошли к Белому дому. Я никогда не забуду эти впечатления. Ночь. Собралось много людей. Сидим, общаемся. Володя Алейников всё это снимал и потом сделал замечательный документальный фильм. Он взял интервью у мамы, у меня, у Коли, у многих известных и неизвестных людей. Мы были в растерянности, неведении и не понимали, что будет с нами и со страной. Было очень страшно, но все продолжали общаться, улыбаться и всё это обсуждать. Потом пришла какая-то женщина и сказала: «Если будет штурм, вот вам марлевые салфетки, смочите их водой и приложите к лицу!» Там рядом был какой-то искусственный прудик. Уже потом маме объяснили понимающие люди: «Если бы был штурм, вы не то чтобы намочить, вы бы понять не успели, что происходит».

Много впечатлений. О том, каким был Борис Николаевич, какими были его детство и юность. Я ничего этого не знала. С удовольствием купила его книгу и надеюсь её прочитать. Всё это очень интересно, и то, что здесь задействован такой интерактив, – это захватывает. У меня появилось желание — когда я в следующий раз приеду, обязательно сюда приду со своими коллегами. Я бываю здесь со спектаклями, мы нашим маленьким коллективом обязательно придём.

— Значит, то, что вы увидели в музее, совпало с вашим восприятием 90-х?

— Конечно. Со временем многое стирается из памяти, но сегодня я очень много вспомнила и как будто заново пережила.

— Расскажите, какими были ваши 90-е?

— Я закончила ГИТИС в 1991 году. У меня уже был сын, которого я родила на втором курсе. Можете себе представить, как поднимать ребёнка, когда в магазинах пустые полки. У меня был маленький сын и у мамы был маленький сын, мой младший брат. Какие были проблемы? В основном — чем кормить. Ничего же не было. Это занимало всё наше время. Были проблемы с работой. Мама пыталась работать и зарабатывать. Это было очень сложно. Но главное, что хочу сказать, мы не унывали и верили в будущее, как это ни банально сегодня звучит.

— В 90-е появилась возможность делать какие-то частные независимые театральные проекты.

— Точно, такая возможность появилась. Мама могла работать самостоятельно, у неё был свой маленький коллектив и программа «Любовь, талант, призвание». Мне было не до независимых проектов, я сразу из института попала в труппу Аллы Сигаловой. Мы жили своим театром. Мама жила своим театром. Съёмок почти не было. Моему мужу Николаю Добрынину с этим больше повезло. Он снимался в хороших фильмах и сериалах: «Прощай, шпана замоскворецкая», «Русский регтайм», где я тоже снялась в эпизодической роли. Потом мы снялись вместе в фильме «Всё то, о чём мы так долго мечтали».

— Вы записали в студии свои мысли по поводу свободы. Запись потом будет транслироваться на интерактивные колонны. О чём вам захотелось сказать?

– Я просто поблагодарила музей и тех, кто меня позвал сюда в Ельцин Центр с фильмом «Чайка», который сняла мама. Записала благодарность. В «Шестом дне» обратилась к россиянам, как это делал президент. Я люблю Бориса Николаевича и помню его, мне хотелось понять, что чувствовал он.

— Сегодня мы увидели восстановленную копию «Зеркала». Скажите, ваша мама действительно была похожа на маму Андрея Тарковского?

— В молодости — да. Есть кадры, где они вместе сидят и смотрят фотографии. Сходство есть. Андрей Арсеньевич не зря их так соединял в фильме через зеркало, через отражение, через руку его мамы. В этом была определённая магия.

— Чем вы заняты сейчас? В каких проектах участвуете? Где мы увидим вас в ближайшее время?

— Меня можно увидеть в театре Романа Виктюка. Кроме того, работаю с Театром Луны. Есть антрепризные проекты и два хороших предложения. В конце мая состоится премьера английской комедии «Весёлый вдовец». В спектакле Виктюка «Сергей и Айседора», где я играю, у меня замечательный партнёр, который играет Есенина — Игорь Неведров. Он же и режиссёр, поставил в театре два спектакля, снимал короткий метр, а сейчас снимает фильм по рассказу Петрушевской «Чёрное пальто», куда пригласил и меня. Позавчера ночью у меня были съёмки, и сейчас прилечу и продолжу сниматься.

— А что-то литературное?

— Я бы с удовольствием, но пока на это нет времени, хотя мысли есть и желание. Есть книга о маме, по маминым воспоминаниям, интервью, её выступлениям на телевидении и в прессе. Эта книга составлена не мной, я просто помогала замечательному филологу и человеку Марии Воробьевой. Она — поклонница мамы и предложила сделать такую книгу. Мы начали работать — одна книга уже есть. Сейчас потихоньку собирается вторая книга — более обширная, с уточненными датами, ролями. Там всё, что касается творческой жизни мамы. Автор — Юлия Анохина, кандидат искусствоведения, биограф и исследователь творчества моей мамы и Андрея Тарковского. Мне хотелось бы оставить воспоминания дочери от первого лица, и мне поступали такие предложения, но пока нет возможности этим плотно заниматься, хотя я очень надеюсь на это.

— Вы назвали программу «Миледи из Туринска». Ваши дед и бабушка были актерами свердловского Драматического театра. Ощущаете связь с этими местами?

— Моя бабушка попала сюда волею судеб. Дедушка – сибиряк. А бабушка из Польши. Сначала она попала в Крым, в детский дом. С детства мечтала быть актрисой. Поступила в Симферополе в студию при драматическом театре. Потом с рекомендательным письмом отправилась в Москву к Таирову, в труппу Камерного театра. Но к этому моменту у Таирова уже начались проблемы с советской властью, и бабушке пришлось пойти на актерскую биржу, где ей предложили поехать в Драматический театр в Свердловске. Там же, на бирже, она познакомилась с Борисом Тереховым. Когда бабушка уезжала, друг, который пришёл её провожать, увидев на вокзале Бориса Ивановича, сказал: «Ну, против таких плеч ты не устоишь!» Так они начали служить в одном театре, полюбили друг друга. Когда началась война, театр стал оборонным. Актеры ездили по всему Уралу, давали спектакли в госпиталях, чтобы раненые быстрее выздоравливали. Конечно, было страшно рожать в войну, но бабушка мечтала о ребенке и хотела его сохранить. Выступала до последнего, и как раз на момент рождения мамы оказалась в Туринске.

— Можно сказать, что Маргарита уже в утробе матери выходила на сцену?

— Совершенно верно.

Творческий вечер Анны Тереховой

— Вы — актриса в третьем поколении. Есть у вас какой-то девиз или правила жизни, которые передались от бабушки или мамы и которым вы не изменяете?

— Есть такие правила, которые идут от бабушки, от ее польского воспитания. Она терпеть не могла хамского отношения. Никогда не позволяла себе небрежности в общении. В театре играла только главные роли, но при этом не была заносчивой. Наоборот — мудрой, сдержанной, тактичной. Она очень много дала и мне, и маме.

Ночью Анна Терехова посетила пасхальную службу в Свято-Троицком кафедральном соборе, а также собор Александра Невского в Ново-Тихвинском женском монастыре Екатеринбурга.

Другие новости

Спектакль

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.