В Киноклубе Ельцин Центра 27 апреля программу «Маргарита Терехова — миледи из Туринска» представила дочь актрисы, заслуженная артистка России Анна Терехова.
В программу вошли показ восстановленной копии фильма Андрея Тарковского «Зеркало», вышедшего на экраны сорок пять лет назад, где Маргарита Терехова сыграла сразу две роли — жены и матери главного героя, — и знакомство с единственной режиссерской работы актрисы — фильмом «Чайка», в котором она одновременно ещё и сценарист, и исполнительница главной роли.
Ее «Чайка» — семейный проект, в котором главные роли сыграли дети актрисы. Треплева — Александр Терехов, Заречную — Анна Терехова. С исторической достоверностью Маргарита Терехова воссоздаёт самую известную чеховскую пьесу. Съемки проходят в Мелихове, где жил Чехов. Там, в чудом сохранившемся флигеле, и была написана «комедия заблуждений», как называл её сам автор. Терехова — единственный режиссер, кому позволили снимать на территории музея-заповедника и в его интерьерах. Часть сцен снималась в национальном парке «Плещеево озеро», о чем рассказала дочь актрисы.
Кроме Тереховых в фильме снимались Юрий Соломин (Сорин), Андрей Соколов (Тригорин) и Алексей Солоницын (Медведенко) — сын одного из любимых актеров Андрея Тарковского Анатолия Солоницына. Участники киноклуба отметили работу оператора фильма Григория Яблочникова, который сумел создать эффект зрительского присутствия.
После просмотра фильма состоялось обсуждение, в котором участвовали постоянный ведущий киноклуба, киновед, член Российской академии кинематографических искусств Вячеслав Шмыров, заслуженная артистка РФ Анна Терехова и участники киноклуба — а первый вопрос был о здоровье Маргариты Тереховой. Зрители не могли обойти его стороной.
Незадолго до творческой встречи Анна посетила Музей Бориса Ельцина и призналась, что была поражена экспозицией.
— Честно скажу, так растрогалась, что даже не ожидала таких эмоций от себя. Это моя молодость и воспоминания о маме. Совершенно потрясающие впечатления. Я впервые в Ельцин Центре, и мне всё здесь очень нравится. Само здание. И то, как рассказано о личности Бориса Николаевича — незаурядной, необыкновенной, замечательной.
Здесь в музее всё открывается по-новому. Я не знала Бориса Николаевича, но знакома с Наиной Иосифовной. Она как-то была на моём выступлении, и мы познакомились. Она оказалась добрым, открытой души человеком, с мягкой улыбкой, очень приятная, говорила про маму какие-то тёплые слова. И про Бориса Николаевича. Я поняла, что эта женщина совершенно необыкновенная — она всю жизнь посвятила мужу. Это очень чувствуется здесь — её любовь, которая до сих пор в ней живет.
Музей потрясающий! Я пыталась записывать на телефон, хотела выложить эти истории у себя на страничке, потому что люблю делиться такими необыкновенными впечатлениями. В экспозиции штурма Белого дома я увидела документальные кадры режиссёра Владимира Алейникова, который снимал, когда мы были там с мамой и Колей.
В тот день нам позвонили, и мама сказала: «Собираемся и идём!». Мой муж, актер Николай Добрынин, начал останавливать: «Маргарита Борисовна, я вас умоляю. Не ходите, у нас же дети!». Но мама сказала, что всё будет нормально. Она так чувствовала, и мы пошли к Белому дому. Я никогда не забуду эти впечатления. Ночь. Собралось много людей. Сидим, общаемся. Володя Алейников всё это снимал и потом сделал замечательный документальный фильм. Он взял интервью у мамы, у меня, у Коли, у многих известных и неизвестных людей. Мы были в растерянности, неведении и не понимали, что будет с нами и со страной. Было очень страшно, но все продолжали общаться, улыбаться и всё это обсуждать. Потом пришла какая-то женщина и сказала: «Если будет штурм, вот вам марлевые салфетки, смочите их водой и приложите к лицу!» Там рядом был какой-то искусственный прудик. Уже потом маме объяснили понимающие люди: «Если бы был штурм, вы не то чтобы намочить, вы бы понять не успели, что происходит».
Много впечатлений. О том, каким был Борис Николаевич, какими были его детство и юность. Я ничего этого не знала. С удовольствием купила его книгу и надеюсь её прочитать. Всё это очень интересно, и то, что здесь задействован такой интерактив, – это захватывает. У меня появилось желание — когда я в следующий раз приеду, обязательно сюда приду со своими коллегами. Я бываю здесь со спектаклями, мы нашим маленьким коллективом обязательно придём.
— Значит, то, что вы увидели в музее, совпало с вашим восприятием 90-х?
— Конечно. Со временем многое стирается из памяти, но сегодня я очень много вспомнила и как будто заново пережила.
— Расскажите, какими были ваши 90-е?
— Я закончила ГИТИС в 1991 году. У меня уже был сын, которого я родила на втором курсе. Можете себе представить, как поднимать ребёнка, когда в магазинах пустые полки. У меня был маленький сын и у мамы был маленький сын, мой младший брат. Какие были проблемы? В основном — чем кормить. Ничего же не было. Это занимало всё наше время. Были проблемы с работой. Мама пыталась работать и зарабатывать. Это было очень сложно. Но главное, что хочу сказать, мы не унывали и верили в будущее, как это ни банально сегодня звучит.
— В 90-е появилась возможность делать какие-то частные независимые театральные проекты.
— Точно, такая возможность появилась. Мама могла работать самостоятельно, у неё был свой маленький коллектив и программа «Любовь, талант, призвание». Мне было не до независимых проектов, я сразу из института попала в труппу Аллы Сигаловой. Мы жили своим театром. Мама жила своим театром. Съёмок почти не было. Моему мужу Николаю Добрынину с этим больше повезло. Он снимался в хороших фильмах и сериалах: «Прощай, шпана замоскворецкая», «Русский регтайм», где я тоже снялась в эпизодической роли. Потом мы снялись вместе в фильме «Всё то, о чём мы так долго мечтали».
— Вы записали в студии свои мысли по поводу свободы. Запись потом будет транслироваться на интерактивные колонны. О чём вам захотелось сказать?
– Я просто поблагодарила музей и тех, кто меня позвал сюда в Ельцин Центр с фильмом «Чайка», который сняла мама. Записала благодарность. В «Шестом дне» обратилась к россиянам, как это делал президент. Я люблю Бориса Николаевича и помню его, мне хотелось понять, что чувствовал он.
— Сегодня мы увидели восстановленную копию «Зеркала». Скажите, ваша мама действительно была похожа на маму Андрея Тарковского?
— В молодости — да. Есть кадры, где они вместе сидят и смотрят фотографии. Сходство есть. Андрей Арсеньевич не зря их так соединял в фильме через зеркало, через отражение, через руку его мамы. В этом была определённая магия.
— Чем вы заняты сейчас? В каких проектах участвуете? Где мы увидим вас в ближайшее время?
— Меня можно увидеть в театре Романа Виктюка. Кроме того, работаю с Театром Луны. Есть антрепризные проекты и два хороших предложения. В конце мая состоится премьера английской комедии «Весёлый вдовец». В спектакле Виктюка «Сергей и Айседора», где я играю, у меня замечательный партнёр, который играет Есенина — Игорь Неведров. Он же и режиссёр, поставил в театре два спектакля, снимал короткий метр, а сейчас снимает фильм по рассказу Петрушевской «Чёрное пальто», куда пригласил и меня. Позавчера ночью у меня были съёмки, и сейчас прилечу и продолжу сниматься.
— А что-то литературное?
— Я бы с удовольствием, но пока на это нет времени, хотя мысли есть и желание. Есть книга о маме, по маминым воспоминаниям, интервью, её выступлениям на телевидении и в прессе. Эта книга составлена не мной, я просто помогала замечательному филологу и человеку Марии Воробьевой. Она — поклонница мамы и предложила сделать такую книгу. Мы начали работать — одна книга уже есть. Сейчас потихоньку собирается вторая книга — более обширная, с уточненными датами, ролями. Там всё, что касается творческой жизни мамы. Автор — Юлия Анохина, кандидат искусствоведения, биограф и исследователь творчества моей мамы и Андрея Тарковского. Мне хотелось бы оставить воспоминания дочери от первого лица, и мне поступали такие предложения, но пока нет возможности этим плотно заниматься, хотя я очень надеюсь на это.
— Вы назвали программу «Миледи из Туринска». Ваши дед и бабушка были актерами свердловского Драматического театра. Ощущаете связь с этими местами?
— Моя бабушка попала сюда волею судеб. Дедушка – сибиряк. А бабушка из Польши. Сначала она попала в Крым, в детский дом. С детства мечтала быть актрисой. Поступила в Симферополе в студию при драматическом театре. Потом с рекомендательным письмом отправилась в Москву к Таирову, в труппу Камерного театра. Но к этому моменту у Таирова уже начались проблемы с советской властью, и бабушке пришлось пойти на актерскую биржу, где ей предложили поехать в Драматический театр в Свердловске. Там же, на бирже, она познакомилась с Борисом Тереховым. Когда бабушка уезжала, друг, который пришёл её провожать, увидев на вокзале Бориса Ивановича, сказал: «Ну, против таких плеч ты не устоишь!» Так они начали служить в одном театре, полюбили друг друга. Когда началась война, театр стал оборонным. Актеры ездили по всему Уралу, давали спектакли в госпиталях, чтобы раненые быстрее выздоравливали. Конечно, было страшно рожать в войну, но бабушка мечтала о ребенке и хотела его сохранить. Выступала до последнего, и как раз на момент рождения мамы оказалась в Туринске.
— Можно сказать, что Маргарита уже в утробе матери выходила на сцену?
— Совершенно верно.
Творческий вечер Анны Тереховой
— Вы — актриса в третьем поколении. Есть у вас какой-то девиз или правила жизни, которые передались от бабушки или мамы и которым вы не изменяете?
— Есть такие правила, которые идут от бабушки, от ее польского воспитания. Она терпеть не могла хамского отношения. Никогда не позволяла себе небрежности в общении. В театре играла только главные роли, но при этом не была заносчивой. Наоборот — мудрой, сдержанной, тактичной. Она очень много дала и мне, и маме.
Ночью Анна Терехова посетила пасхальную службу в Свято-Троицком кафедральном соборе, а также собор Александра Невского в Ново-Тихвинском женском монастыре Екатеринбурга.