Анна Пошивалова: «Плохих врачей мало, много непрофессионалов»

5 июля 2022 г.Наталья Шурмина
Анна Пошивалова: «Плохих врачей мало, много непрофессионалов»

Хороший, эффективный врач умеет разговаривать с пациентом, он всегда на связи и готов делиться с больными информацией, утверждает исполнительный директор Высшей школы онкологии Анна Пошивалова, которая 26 июня выступила в Ельцин Центре в рамках цикла лекций «Гиппократ в XXI веке: старая школа и новые реалии».

Просветительский цикл «Гиппократ в XXI веке: старая школа и новые реалии» — совместный проект Фонда медицинских решений «Не напрасно» и Президентского центра Бориса Ельцина. В рамках цикла ведущие эксперты в вопросах диагностики и лечения рака выступают в Екатеринбурге с лекциями, посвященными здоровью и медицине.

— Мы судим о врачах не только по своему житейскому опыту. Образ врача, к которому нам бы хотелось попасть, или наоборот, нам рисуют книги и многочисленные сериалы, — отметила Пошивалова. — Возможно, доктор Хауз из одноимённого сериала — гениальный ум, но нельзя исключать, что пациенты ему врут, потому что он разговаривает так, что не очень хочется отвечать на его вопросы. Врачу важно быть эмпатичным и обладать хорошими коммуникативными навыками, чтобы пациенты не боялись общения с ним и могли для качественного анамнеза подробно рассказать о том, что их беспокоит. Есть выражение «врач от Бога», но коммуникативные навыки — это не дар, а то, чему можно и нужно учиться.

В качестве примера лектор сослалась на исследования, которые показали, что если врач общается с пациентом в партнёрской манере, то больной склонен строго придерживаться его рекомендаций в семи случаях из десяти.

— Важно, чтобы общение было комфортным, чтобы не создавалось впечатление, что врач вас учит жизни или обвиняет в чём-либо. А если доктор кричит на вас, то это не показатель его вовлечённости, а патерналистское отношение, которое мы часто наблюдаем у докторов с опытом. Такое отношение — следствие системы, в которой они очень долго существовали, это их беда, а не вина. Основная задача врача — быть на стороне пациента против диагноза. Настаиваю на том, что плохих врачей мало, много непрофессионалов. Существующая система медицинского образования, на мой взгляд, нуждается в реформировании.

Пошивалова говорит, что не сумела найти отечественных исследований на тему того, как пациенты оценивают работу врачей и определяют, хороший доктор или нет, однако они проводились в Великобритании на основе выборочного анкетирования. Анализ ответов показал, что девять из десяти пациентов на первое место ставят качественные, работающие рекомендации по лечению и коммуникативные навыки врача, затем по важности следуют: уважение к больному, сохранение конфиденциальности, вовлечение пациента в принятие решений.

— Исследователи позже соотнесли эти анкеты с историями болезни, и выяснилось, что никакой корреляции нет. Оказалось, что мы оцениваем врача по принципу «понравился или не понравился», почти как потенциального партнёра в Tinder.

Ещё одно исследование, проведённое в Великобритании, показало, что пациенты на первое место ставят гуманность врача, способность видеть в больном человека, а не галочку в своей медицинской информационной системе. Компетентность и точность доктора оказалась важна для 64 процентов опрашиваемых, для 63 — участие в принятие решений и время, которое уделялось на лечение. Также пациенты отмечали, что для них большое значение имеет эффективность лечения, уважение их предпочтений, эмоциональная поддержка и сопереживание.

При этом к отрицательному опыту в процессе общения с врачами пациенты отнесли низкий уровень информирования о побочных эффектах выписываемых препаратов и отсутствие участия больного в принятии решения по выбору лекарств.

— Если суммировать эти исследования, то можно выделить три важных момента в оценке врача. Чтобы узнать, что доктор «хороший», мы интересуемся его образованием, коммуникативными навыками и вовлечённостью в проблемы пациента, — подчеркнула Пошивалова.

Она утверждает, что хороший врач должен быть готов к тому, что в современном мире у каждого есть доступ к любой информации, поэтому, отвечая, к примеру, на вопросы больного о пользе лечения рака содой, необходимо дать подробный ответ и развеять все сомнения пациента. Обращение на «ты», которым очень часто грешат врачи старшего поколения, уместно лишь в том случае, когда пациента нужно утешить. А намёки на вознаграждение, желание его получить, когда лечение идёт по полису ОМС, делают врача менее профессиональным, он начинает принимать решения о необходимости операции, основываясь не на симптоматике и клинических проявлениях, а на материальной стороне вопроса.

— Но общение пациента и врача — это дорога с двусторонним движением. Очень сложно быть хорошим врачом, если пациент делает всё для того, чтобы тебе помешать.

Пошивалова считает, что «идеальный» пациент хорошего врача должен соблюдать несколько несложных рекомендаций.

— Важно рассказывать о своём состоянии как можно подробнее — это ключ к анамнезу. При этом не нужно давать ложной информации.

— Бояться на приёме у врача — это нормально, поскольку речь идет о нашем здоровье.

— Грубость в общении недопустима, врач — не обслуживающий персонал, это человек, к которому мы обращаемся за помощью.

— Самолечение не должно быть тайной, поскольку всегда есть риск конфликта назначенных доктором и принимаемых самостоятельно препаратов.

— Перед приёмом лучше всего записать все симптомы и вопросы к врачу. Во время приёма важно уточнить, какие исследования нужны, в каком порядке их лучше проходить и как к ним готовиться.

— Необходимо уточнять у доктора все схемы приёма препаратов, их дозы, возможные побочные эффекты, а также что делать в случае, если выписанные лекарства не подойдут.

— Важно попросить совета о том, с какими специалистами ещё необходимо проконсультироваться.

— Не надо стесняться просить врача перевести всё сказанное им с медицинского на русский, нужно тщательно проговорить все последствия поставленного диагноза и то, как это может отразиться на привычном образе жизни.

— Суперважный вопрос: «А что ещё вы мне рекомендуете?». Врач — обыкновенный человек, он может о чём-то забыть, что-то упустить.

— Второе мнение — это нормально, если пациенту хочется какого-то дополнительного подтверждения поставленного диагноза.

В ходе своей интерактивной лекции «Как отличить хорошего врача от плохого» Анна Пошивалова также подробно рассказала о Фонде медицинских решений «Не напрасно», его проектах, ценностях и достижениях.

Другие новости

Спектакль

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.