Как цифровая культура формирует представления о счастье и какие вызовы это влечёт для общества и личности? Об этом и многом другом смогут узнать посетители авторского курса «Цифровая культура: как не потерять себя в современном мире?». Его начала вести в Ельцин Центре в Екатеринбурге Анна Новикова — доктор культурологии, кандидат искусствоведения, антрополог медиа, профессор факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ, ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания.
Лекция сопровождается семинаром, на котором есть возможность обменяться мнениями по спорным вопросам, провести чек-ап «навыков будущего» и наметить индивидуальные пути изменений. Задача цикла — дать возможность каждому почувствовать себя больше и интереснее, чем он сам о себе думал. Первая лекция цикла состоялась 5 октября и была посвящена личной эффективности и медиаграмотности в эпоху цифровых медиа.
— Сегодня социальные сети создают наши мечты, — уверена эксперт. — Они предлагают новую норму: стремление к самореализации и перманентному комфорту, который часто называют «счастьем». Желание людей быть современными и успешными эксплуатируют популярные интернет-курсы и «марафоны», обещающие сделать нас счастливее, эффективнее, богаче.
Не является ли такое «счастье» социальным конструктом и современным мифом? Какую роль играют медиа в работе «фабрики счастья»? И как они же могут стать противоядием и помочь начать жить в мире с самими собой? На эти и другие вопросы лектор постаралась дать интересные ответы.
Анна Новикова начала исследование темы счастья и эффективности после того, как ощутила нехватку инструментов для общения со студентами и растущее различие в ценностях между поколениями. Чтобы наладить успешное взаимодействие с молодёжью, ей потребовались не только психология и антропология, но и дополнительные знания, включая курсы по коучингу, менторству и фасилитации. Этот опыт, по её словам, стал «мостом» между её основным полем научного интереса и новыми вызовами.
Образ счастья в соцсетях
Одной из главных тем лекции стал разбор влияния современных медиа на наши представления о счастье. С одной стороны, цифровая культура создаёт множество возможностей для самовыражения, но с другой — формирует шаблоны успеха, часто недостижимые для большинства.
— Мы живём в цифровой реальности, где каждая личность создаёт свои собственные интерпретации счастья, и при этом мы все сталкиваемся с давлением социальных норм и ожиданий, — отметила исследовательница.
Особое внимание она уделила роли социальных сетей, в которых изображение счастливой жизни становится инструментом самопрезентации. Фотографии в них создают идеальную картинку, которую трудно поддерживать в реальности. Это может вызывать чувство неполноценности у тех, кто не соответствует этому образу.
— Новые медиа дополняют и усложняют социально-антропологический портрет общества. Например, фотографии в соцсетях — это не просто воспоминания, а важный социальный маркер: они отражают те ценности, которые те или иные слои считают значимыми, — считает Анна Новикова.
«Путь героя»
Ещё одним важным маркером сегодняшнего дня является массовое использование для самопрезентации концепции «пути героя», разработанной американским учёным Джозефом Кэмпбеллом. В этом формате жизнь представляется как последовательность испытаний и побед, завершающихся успехом.
— Многие наши рассказы о себе, даже в повседневной жизни, выстраиваются по принципу «пути героя»: сначала трудности, затем преодоление и, наконец, успех, — говорит Анна Новикова.
На «пути героя» базируются многие современные культурные нарративы, однако они далеко не всегда соответствуют реальности. Лектор предостерегла от чрезмерной романтизации такого подхода, отметив, что некоторые жизненные истории не имеют счастливого конца.
Опасности позитивной психологии
Позитивная психология и курсы личной эффективности — ещё один важный сегодняшний тренд. Декларируемая многими «звёздами» соцсетей ориентация на достижение счастья может создать ложные ожидания. Более того, она может обернуться чувством вины и неудовлетворённостью за неспособность его достичь.
Лектор также подвергла критике тенденцию разделять эмоции на «положительные» и «отрицательные», объяснив, что каждое чувство является многогранным.
— Даже такие эмоции, как гнев или ностальгия, могут приносить положительные эффекты, укрепляя связи и подталкивая к изменениям, — считает она.
Новикова обсудила феномен создания личного бренда в социальных сетях. По её словам, современная молодёжь стремится к формированию узнаваемого образа для успеха в цифровом мире с раннего возраста. Личный бренд становится необходимостью, чтобы не потеряться в цифровом пространстве, однако не каждому удаётся создать такой образ. И это также может стать источником стресса, особенно у тех, кто не соответствует стандартам успешности.
Ловушки утилитаризма и цифровых нарративов
Одной из центральных тем лекции стала критика утилитаризма, который пронизывает современные подходы к счастью и личной эффективности. С начала 90-х годов утилитаризм стал основой культурных установок, формируя идею, что счастье – это неотъемлемый показатель успеха. Лектор предупредила, что эта установка может привести к эмоциональному выгоранию и депрессии: «когда человек не достигает ожидаемого уровня счастья, он чувствует себя неуспешным и обвиняет в этом себя».
Анна Новикова завершила лекцию призывом к осознанному отношению к медиа и навязанным ими нарративам о счастье, подчеркнув важность критического мышления и саморефлексии.
— Только через осознание навязанных моделей и критический анализ мы можем сформировать собственное представление о счастье и эффективности. Поэтому медиаграмотность является ключевым инструментом для успешной навигации в цифровом мире и сохранения психического благополучия, — уверена профессор.