Анна Качкаева – об умении сомневаться

19 мая 2018 г.Анна Матюхина
Анна Качкаева – об умении сомневаться

В Ельцин Центре в Екатеринбурге 13 мая прошла встреча с профессором факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ Высшей школы экономики Анной Качкаевой, которая прочла лекцию на тему «Культурные индустрии в цифровой среде: от онлайн-музея до мультимедийного забора».

Школа медиаграмотности, которую организует Анна Качкаева с коллегами, проходит несколько раз в год. В Ельцин Центре она состоялась уже в третий раз.

О сути медиаграмотности и о тех ловушках, которые подстерегают потребителя информации в современном обществе, Анна Качкаева рассказала в интервью для сайта Президентского центра Б.Н. Ельцина.

– Когда молодые люди, которые хотят у нас обучаться, формируют свои анкеты и заявки, они обосновывают в них, почему хотят пройти курс медиаграмотности, – рассказала Анна Качкаева. – Причина в том, что они стремятся постичь скрытые механизмы информационных процессов, понять, как рождается новость, разобраться в гибридной ситуации обвала информации, исходящей от медиа, которые сегодня перемешиваются с социальными сетями, в логике поисковиков. Хотят научиться выбирать заслуживающие доверия источники информации, правильно верифицировать источник не потому, что он нравится или не нравится, а оценивать несколько факторов – монтаж, звук, кадр, заголовок. Интуитивно молодые люди понимают, что этот выбор должен быть осознанным.

– Кому адресован курс медиаграмотности?

– Мы набираем на курс медиаграмотности отнюдь не представителей медиаспециальностей, которые погружены в контекст, а тех, кто никогда с этим не сталкивались и являются потребителями информации. Они открывают для себя, как работают механизмы медийной среды, узнают, что многие, включая некоторых политиков, бизнес или корпорации, заинтересованы в манипуляции их мнением. Что многое зависит от того, кому данное медиа принадлежит. Всё это помогает расширить представление о медиамире, почувствовать себя в нем более уверенно. Это важно и для углубления гуманитарного знания, потому что за три дня курсов медиаграмотности мы успеваем посмотреть фрагменты из кино и литературы, перечислить множество фамилий. Судя по тому, с каким вниманием слушатели погружаются в атмосферу курса и «на какой волне» потом продолжают с нами общаться, мы видим, что достигаем результата. Наши «выпускники» понимают, почему нужно «включать мозги», использовать не один источник информации, а также почему необходимо объяснять окружающим, в каком информационном пространстве они находятся.

– Что нужно делать для того, чтобы не стать жертвой манипуляций в агрессивной и высокоскоростной информационной среде, и как научиться «отделять зерна от плевел»?

– Важно обладать здравым смыслом, знаниями и умением сомневаться. Воспитание критической автономии – ключевое понятие в медиаграмотности. Это касается не только работы с информационными источниками, но и вопросов любого выбора: товаров или, к примеру, медицинских услуг. Для нашего общества это особенно важно, потому что об этом раньше не говорилось. При этом сравнение разных точек зрения, да и вообще любой выбор требуют усилий. Так что это «затратная» история: человек должен осознать, что ему необходим выбор, понять, что его что-то не устраивает, и сделать выводы.

Также Анна Качкаева рассказала об иронии в мире медиа, которую потребитель информации не всегда в состоянии почувствовать, и о таком распространенном приеме, как маргинализация оппонента, когда его точка зрения профанируется, высмеивается или забалтывается в СМИ.

– Со взрослыми сложно работать, порой они не допускают и мысли, что то, в чем они уверены, может быть неверно, – продолжила Анна Качкаева. – С молодыми чуть легче. Они более открытые, гибкие, родились в новом коммуникационном мире. Поэтому молодежь способна быстрее включиться в дискурс «критической автономии». Молодежь не испытывает страха перед информационной средой, для нее принципиально то, что среда должна быть открытой. Молодых людей могут не интересовать пенсия и геополитика, но когда возникают ситуации блокировки соцсетей или того же Telegram, то они готовы защищать свою среду, которая для них естественна. И они не понимают, как можно обойтись без нее.

Основы для формирования курса медиа грамотности вы и ваши коллеги почерпнули за рубежом. В каком состоянии находится медиаграмотность за пределами России?

– Темой новостной грамотности мы начали заниматься в 2011 году. Мы побывали в Англии, Гонконге, Польше и многих других странах, а потом адаптировали курс медиаграмотности для бакалавриата и студентов. Ситуация везде разная. Вообще тема медиаграмотности возникла еще в 60-е, когда медиа стали глобальными. В ЮНЕСКО это было сформулировано в 80-е годы, в Грюнвальдской декларации по медиаобразованию. Об этом всерьез задумывались в Канаде и Северной Европе. В Финляндии, Норвегии, Швеции, нескольких землях Германии уроки медиаграмотности были введены в школьное образование, наряду с уроками образования экологического. Американцы за медиаграмотность взялись лет десять назад, когда поняли, что с электоратом беда, что люди верят телевидению, что студенты не отличают оплаченный контент от новостного. Многое делается в Армении, Грузии, Молдавии. Украине. Конечно, тема особенно актуализировалась в последние годы, и я поняла, что ею нужно заниматься на просветительских началах, продвигать на конференциях, в ходе исследований, на курсах.

И каковы результаты?

– Три раза в год мы проводим школы медиаграмотности, одну в Ельцин Центре, другую в Царском селе, третью в Москве. Раз в год у нас проходит большая конференция по медиаграмотности, куда приезжают и иностранные коллеги. Надеюсь, что мы запустим портал «Понимая медиа». Сегодня стало важным также умение отключиться от медиасреды, дистанцироваться от нее – не быть в зависимости от медиа. Это выходит на уровень медиаэкологии. Все это необходимо объяснять людям, которые живут в полугибридном мире, переходят из онлайн в офлайн и обратно.

В чем заключаются особенности российской медиасреды? Или мы встаем на те же грабли, что и жители других стран?

– Конечно, мы встаем на те же грабли, что усугубляется нашим не очень критичным подходом к медиа – и убежденностью в своей правоте. Проблема так называемых информационных пузырей в том, что ты формируешь около себя круг людей, с которыми тебе комфортно, не выходишь за его пределы, формируя общее и некритичное информационное пространство. Отдельная тема – медиаграмотность для «третьего возраста», связанная не только с информационной, но и с потребительской медиаграмотностью, с тем, чтобы люди не доверяли БАДам, аквафильтрам, финансовым аферам, пабликам, на которых продаются фейковые товары, – порой люди не могут идентифицировать симуляционную сферу, похожую на СМИ. Миссия же молодого поколения – в том, что оно, в отличие от предыдущих, имеет уникальный шанс просвещать старшее поколение, раньше такого никогда не было, было все наоборот.

– Как растущая популярность соцсетей, появление YouTube и Telegram повлияли на информационную картину, для понимания которой необходима медиаграмотность?

– Конечно, все это повлияло, но речь идет просто о новых каналах передачи информации. Тем не менее, сегодня стало труднее отличить СМИ от неСМИ, профессионального журналиста от непрофессионального. И тем важнее точно понимать, с каким источником информации ты имеешь дело, и в каком информационном окружении находишься.

Другие новости

Театральная платформа "В Центре"

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.