В Президентском центре Б.Н. Ельцина в Екатеринбурге 8 октября прошла презентация учебника «Мультимедийная журналистика». Лекцию «Мультимедийная журналистика: что делать на мосту из прошлого в будущее?» прочла Анна Качкаева, журналист, медиаэксперт, руководитель проекта «Про новости – грамотно!», профессор НИУ «Высшая школа экономики».

– Книга, которую мы писали, в каком-то смысле памятник уходящей книжной эпохе, который фиксирует все перемены, происходящие в течение последних пяти-семи лет в мультимедийной журналистике, а также происходящие с цифровой средой, которая так или иначе становится частью образа жизни, – рассказала Анна Качкаева. – Сравнив количество подписчиков социальных сетей с численностью населения некоторых государств, вы можете прийти к выводу, кто же является главным редактором человечества. Главные публикаторские сообщества концентрируют тех, кто создаёт новые истории, проверяет, рассказывают миру, как и почему мир к тем или иным проблемам относится. Это принципиально новая ситуация, в которой ни человечество, ни политики не жили.

По данным, приведенным Качкаевой, молодые люди от 13 до 24 лет по пять часов в день проводят со смартфонами. Эти молодые люди – визуалы, они готовы работать с изображениями, потреблять информацию, используют так называемый «вау эффект», то есть склонны создавать сообщения, рассчитанные на эмоциональную реакцию, также востребованным качеством становится способность рассказать историю. При этом наблюдается разница между абитуриентами, которые уже имеют собственные каналы на YouTube, и выпускниками вузов, у которых его по большей части нет.

– В учебник включена академическая глава, связанная с цифровой средой, разговорами об авторстве и концепции освобожденного авторства; есть вторая глава, более инструментальная и прикладная, где описываются мультимедийные технологии, принципы организации редакций, но это фиксация того, что было актуально вчера, даже не сегодня, – продолжила Анна Качкаева. – Учебник сопровождают правила, задания со ссылками, чтобы проверить себя в онлайн режиме.

Во время общения с аудиторией Анна Качкаева провела среди собравшихся конкурс на лучший слоган для учебника.

Победил слоган студента журфака Андрея – «Дедлайн печатной машинки, или Журналистика большого пальца».

– Четыре главных навыка будущего – критическое мышление, креативность, коммуникабельность и умение работать в команде, – напомнила собравшимся Анна Качкаева и призвала слушателей поддерживать креатив в себе и других.

Анна Качкаева в Ельцин Центре

Видео: Александр Поляков

После презентации учебника Анна Качкаева дала интервью нашему сайту.

– Каждый раз я приезжаю в Ельцин Центр с удовольствием. Здесь легко, сразу со входа ты начинаешь взаимодействовать с комфортной средой. Центр – очень дружественный, просторный, живой, здесь много детей. Это создает атмосферу необыденности. И что очень важно: Ельцин Центр очень оживился, появились новые люди, новые детали, магазинчики. Есть ощущение, что творится новая история. И молодые горожане, как мне показалось, его приняли. Ельцин Центр полон, здесь постоянно происходит жизнь: и праздники, и свадьбы, и учебные проекты, и выставки, и конференции. Пересекаются история и современность, оттепельная выставка про 60-е, невесты, дети, лекции – все это создает ощущение живого здорового организма, который, несмотря на серость окружающей действительности, становится местом, куда хочется возвращаться и за праздником, и за приятными впечатлениями, и за знанием, и за возможность неформального общения. Нам очень здесь нравится.

– Вы исследовали разные формы медиа: движутся ли они к хаосу или к разнообразию? Где проходит граница?

– Как из хаоса иногда проистекает нечто талантливое или некий порядок, так и порядок может превратиться в хаос. Я вижу не хаос, а неопределенность. Медиа находятся в состоянии транзита, мы все находимся в состоянии перехода, и из-за этой неопределенности нельзя сказать, куда ведет этот путь. То, что это быстрый, меняющийся процесс – очевидно.

– Когда только появился интернет, те, кто его внедряли, называли интернет и интернет-медиа инструментами манипуляции массовым сознанием, инструментами рыночного регулирования. Это так?

– Все это мы наблюдаем в разных вариациях, но это касается не только интернет-медиа. Это и социальные сети, которые стали частью мира. Они не СМИ, но тоже медиа. Это то, что связано с нашим образом жизни и представлением о том, как медиа его меняют.