Юбилейная выставка «10 лет в Центре», открывшаяся 25 ноября в Ельцин Центре, рассказывает о том, как искали место для Центра, как складывался сегодняшний облик здания, как родилась его необычная архитектура, в каких спорах сформировалась концепция музея и почему Ельцин Центр так быстро вышел за рамки традиционного музейного проекта.
Об этом мы расспросили сокуратора выставки Анну Бородулину. Она работает в Ельцин Центре десять лет, со дня его открытия. Сначала научным сотрудником отдела музейной педагогики, затем его руководителем и, наконец, директором Музея Бориса Ельцина.
– Расскажите, как, из чего сложился выставочный проект?
– Как только начали обсуждать программу к десятилетию Ельцин Центра, мы с коллегами сразу решили показать его путь от замысла до реализации и всю его работу за десять лет. Основная сложность состояла в том, что музей создавался в сжатые сроки, никто не успел озадачиться созданием архива этого опыта. Всё осталось в длинных многочисленных переписках по электронной почте. И сегодня огромное количество ценнейших материалов хранится лишь в личных коллекциях. Централизованного архива создания будущего Президентского центра не было. Самая большая сложность была всё это собрать.
– С кем вы работали?
– Со всеми, кто был причастен к созданию проекта. Но прежде всего с младшей дочерью Бориса Николаевича Татьяной Борисовной Юмашевой. Львиная доля представленных на выставке материалов принадлежит ей, и именно от неё мы изначально получили какую-то часть архива создания Ельцин Центра, которая хранилась в московском офисе.
– Федеральный закон «О центрах исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий» вступил в силу 16 мая 2008 года.
– Да, и наши руководители, и семья Бориса Николаевича сразу начали искать для него место. Было решено, что Центр должен быть в Екатеринбурге. На выставке представлена карта тех мест, которые они обсуждали.
– Очень любопытно, из чего выбирали?
– Это мог быть и Сад Вайнера за зданием филармонии, и пространство перед кинотеатром «Космос» (сквер, где сейчас установили памятник Петру и Февронии), и ещё несколько мест. И это нигде не было зафиксировано, всё на уровне воспоминаний и устных комментариев. Коллеги тщательно изучали места и лично осматривали всё, что мог предложить город. Например, здание, где сейчас расположилось Управление архивами на Октябрьской площади.
Информацию для выставки мы черпали отовсюду: что-то взяли из большого интервью исполнительного директора Президентского центра Б.Н. Ельцина Александра Алексеевича Дроздова, что-то рассказала Татьяна Борисовна. Мы впервые зафиксировали точки для строительства Центра, которые они на разных этапах обсуждали. Отдельный интерес на выставке представляет проект здания за Макаровским мостом. Известный архитектор Борис Бернаскони спроектировал Центр поэтажно, распределил места для музея, библиотеки, фондохранилища и образовательного центра. И тогда же появилась идея моста через пруд к парку Университета путей сообщения.
– Как появилось идея размещения Центра в существующем здании?
– Валентин Борисович Юмашев вспомнил, как они обратили внимание на него. Конечно, создавать здание музея с нуля проще, чем «вписывать» его в уже существующее архитектурное пространство недостроенного здания. В сентябре 2009 года губернатор Свердловской области Эдуард Россель подписал указ о передаче строения по адресу ул. Бориса Ельцина, д. 3 Президентскому центру. С 2009 года и началась работа над ремонтом и преобразованием переданного «долгостроя».
– Памятник и улица Ельцина уже были?
– Улицу переименовали в 2008, а памятник открыли в 2011 году. У нас есть уникальные фотографии, на которых Наина Иосифовна приезжает сюда на его открытие. Она одобрила расположение будущего Ельцин Центра. Когда в 2019 году открывали именную скамейку четы Ельциных, Наина Иосифовна рассказывала, что они с Борисом Николаевичем ещё студентами любили здесь гулять. И ещё ей понравилось, что место расположено на берегу городского пруда. Она сказала, что «Борис Николаевич бы одобрил».
С момента выбора здания начинается этот большой процесс формирования внешнего облика Ельцин Центра, который сегодня знаком каждому горожанину. Над ним работал Борис Бернаскони. Он создал множество проектных альбомов, связанных с поиском формы, цвета, рисунка будущего фасада. Было много вариантов нашей перфорации, например.
– Перфорация казалась очень необычной. Она что-то символизировала?
– Символизм нигде не зафиксирован, но сохранились референсы (вспомогательные рисунки) самой разной перфорации – разной формы и плотности. В эскизах на выставке видно, как Бернаскони работает с пространством. Вы знаете, что в какой-то момент купол над музеем хотели убрать? Кстати, само распределение пространств под будущие локации Центра тоже менялось. Например, на месте современного Музея Бориса Ельцина могли расположиться торговые галереи.
– Белый цвет перфорации кажется настолько органичным, что невозможно представить никакой другой.
– Мы привыкли к белому, но тогда шёл настоящий поиск фирменного цвета – это мог быть красный, медный или чёрный. Все проектные альбомы Бориса Бернаскони впервые представлены на выставке. Борис не оставлял и идею моста через городской пруд. Кстати, идея моста привлекала многих архитекторов, в том числе Сергея Алейникова, который спроектировал здание центра «Демидов» и его конгресс-холла, в котором мы сейчас и размещаемся. Потом мост сократился до пирса, а затем и вовсе исчез. Но на выставке присутствует макет Ельцин Центра, где мост ещё есть, и можно фантазировать, как бы выглядел наш город, будь эта концепция реализована.
– Что было особенно сложно в сборе выставки?
– Над проектом работала огромная команда. Собрать материалы, свидетельства, воспоминания, что-то, что существует только в устном виде, и систематизировать, было сложно. Непросто было и сделать выбор, на чём сконцентрировать внимание наших посетителей, не упустив при этом сложносочинённость процесса создания Центра.
Отдельный акцент на выставке решено было сделать на внешнем облике здания, на творческих поисках Бориса Бернаскони. Ведь сегодня трудно представить район Екатеринбург-Сити и набережную без Ельцин Центра, он идеально вписался в городской ландшафт.
Второй большой акцент сделан на внутреннем наполнении Центра. Во время экскурсий по музею мы рассказываем о том, как был объявлен международный конкурс на создание концепции первого президентского центра в России. На выставке впервые собраны материалы проектов четырёх финалистов этого конкурса – концепции были очень разными, и всё могло бы выглядеть совсем иначе.
– Сегодня это трудно представить.
– Безусловно. Однако выбор создателей Центра в пользу компании Ralph Appelbaum Associates, которая проектировала Еврейский музей и центр толерантности в Москве и множество других музеев, становится достаточно очевидным, когда изучаешь материалы участников конкурса.
На выставке представлены все фантазии проектной команды Ralph Appelbaum Associates – как бы всё в Центре и музее могло выглядеть. Тогда ведь ещё не существовало концепции «7 дней». Она появилась только в 2012 году, когда пригласили к сотрудничеству режиссёра Павла Лунгина. И если после этого с музеем определились, то в общественных пространствах Центра предлагались самые невероятные проекты: подвешенные на тросах в Атриуме вертолёт и капсула кинозала, например. Эти рисунки есть на выставке, их можно посмотреть.
– А как бы туда попадала публика?
– По специальным мосткам от балконов. А там, где сейчас панорамные лифты, разработчики предлагали сделать два огромных водопада высотой с Атриум. С этим тоже можно познакомиться на выставке.
– Но культурное наполнение планировалось изначально?
– Конечно, это сразу была многоструктурная площадка. Ralph Appelbaum Associates сразу спроектировали Образовательный центр там, где и сейчас он у нас находится. С другой стороны здания мыслился огромный Детский центр – сегодня это пространство занимают сразу три площадки для детей и подростков – «Кванториум», «Ньютон парк» и Детский центр «18-». И книжный магазин должен был быть на третьем этаже. Так или иначе, сразу было понятно, что это будет большое культурное пространство из множества разнообразных площадок.
– На чём сделан следующий акцент?
– Особый акцент на выставке сделан на создании музейной экспозиции. Было очень сложно выбрать, о чём рассказать в этой части. Остановились на том, что вызывало самые горячие споры или оставило в материалах яркий визуальный след. Например, анимационный фильм или витрина с героями программы «Куклы».
Отдельная история про президентский кабинет. Это была идея Ralph Appelbaum. В президентских центрах США всегда есть копии Овального кабинета в Белом доме. Но как показать кабинет президента Ельцина в нашем музее? Тоже создать реплику? Нет, по счастливому стечению обстоятельств и в процессе большой работы получилось совсем иначе – в музей попал оригинальный кабинет из 14-го корпуса Кремля.
Конечно, обсуждали одинаково все залы, они все одинаково важны, но визуальных материалов сохранилось не очень много. Кроме процесса работы над залом Свободы.
– Как вышли на Эрика Булатова?
– Это всё происходило в настолько жарких дискуссиях, что сказать, кто конкретно, уже сложно. Вначале не было никакого искусства. Было понятно, что это зал Свободы, и он – о свободах. Много спорили об интерактивных стендах и колоннах. Опять же возникал водопад. Но потом поняли, что искусство здесь должно быть, и тогда возникла фигура Эрика Булатова. Другую, столь удачную и многозначительную финальную точку в экспозиции как полотно «Свобода», сегодня трудно представить.
В процессе работы над выставкой я в очередной раз убедилась, что работа над Центром была личным подвигом многих причастных людей. Один из коллег рассказывал, как он приходил на работу, и за окном было светло. Команда садилась за обсуждение очередного пространства будущего Центра, и, поднимая периодически взгляд на окно, он видел, как постепенно темнело-темнело-темнело, а расходились уже в глубоких сумерках. Обсуждения продолжались по телефону. Это была круглосуточная работа.
– Сейчас то, что получилось, кажется оптимальным.
– Мы к этому привыкли. Тем более интересно разглядывать то, что могло бы быть.
– Выставка уникальная. Как всё это сохранить?
– Татьяна Борисовна предлагает сделать книгу. Обязательно надо сделать каталог или альбом к выставке, потому что это невероятно интересно и уникально. Это ведь про первый Президентский центр не только в России, но и в Европе. Кроме того, мы надеемся, что выставка поедет в Москву, в филиал Ельцин Центра.
– Расскажите, кто работал над выставкой?
– У нас были еженедельные «зумы», в которых активное участие принимали Татьяна и Валентин Юмашевы, исполнительный директор Ельцин Центра Александр Дроздов, его первый заместитель Людмила Телень, архитектор выставки Даша Зайцева, руководитель Арт-галереи Светлана Усольцева, в качестве технического директора – Никита Перфильев, руководитель программной дирекции Илья Смирнов. Ему принадлежит идея и воплощение саунд-дизайна для финальной инсталляции, где собраны голоса коллег за десять лет работы Ельцин Центра. Автором самой инсталляции стал художник Пётр Стабровский. От музея работали руководитель научного отдела Евгений Емельянов, научный сотрудник Евгения Ананьина и я. И, конечно, наши дизайнеры – Лика Жилина, Влад Кожевников и Евгений Смышляев.
– Можно в двух словах сказать, почему надо обязательно посетить выставку?
– Ельцин Центр, его прошлое и настоящее, тесно связаны с жизнью Екатеринбурга. Именно поэтому в первой части выставки подробно рассказывается об истории места и о людях, которые здесь жили. Экспозиция знакомит нас с тем, как выглядел район задолго до появления Ельцин Центра, как менялся вместе с городом и страной, как реагировал на повороты истории.
– И сам Ельцин Центр мог быть другим. Сегодня фасад с перфорацией абсолютно узнаваем. Можно сказать, он стал визитной карточкой современного Екатеринбурга?
– Безусловно. За этой историей – тоже на выставку. Мы рассказываем, как удалось превратить заброшенное здание в знаковый архитектурный объект. А еще – как этот архитектурный объект «ожил», наполнился событиями и людьми, стал одной из ключевых культурных площадок города и страны.
Проектные альбомы, представленные на выставке, помогают проследить, как складывался проект Ельцин Центра, как в него были заложены смысл и ценности, на которые и сегодня мы опираемся, – подытоживает Анна.
Десять лет, говорит она, достаточное время, чтобы оценить масштаб пройденного пути. Юбилейная выставка, которая продлится до 1 февраля, документирует этот путь, предлагая горожанам и гостям города стать не просто наблюдателями, но и участниками истории, которая продолжает создаваться на наших глазах – здесь и сейчас.
Выставка расположилась на двух этажах Арт-галереи. Посетить её можно со вторника по воскресенье с 10 до 21 часа по билету в галерею.
