Андрей Сорокин: «Избегать крайностей в оценке исторического прошлого»

6 июля 2022 г.Татьяна Филиппова
Андрей Сорокин: «Избегать крайностей в оценке исторического прошлого»

В Ельцин Центре 25 июня завершилась XIV Международная научная конференция «История сталинизма». Её темой, в год 100-летия образования СССР, стало «Становление советской государственности: выбор пути и его последствия».

Задачей конференции из цикла «История сталинизма» стало подведение итогов изучения становления и начального периода развития советской государственности. Основное же внимание было уделено таким направлениям как национальный вопрос, проблемы развития национальных культур, институты и аппараты управления союзного государства, правовая система, правоохранительные и репрессивные органы, международные отношения молодого советского государства, массовые настроения, конфессиональная политика СССР.

Приняли участие в организации конференции не только Президентский центр Б.Н. Ельцина, но и Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ), Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ), Российское историко-просветительское и правозащитное общество «Мемориал»(Российский Мемориал), государственный музей Истории ГУЛАГа, издательство «Политическая энциклопедия» (РОССПЭН) и фонд «Увековечения памяти жертв политических репрессий» (Фонд Памяти).

Поговорить об итогах конференции мы пригласили научного руководителя РГАСПИ, лауреата Государственной премии РФ в области науки и техники, главного редактора издательства РОССПЭН, кандидата исторических наук Андрея Сорокина.

– Итоги конференции, как это бывает в рамках этого цикла, интересны с содержательной и методической точки зрения, а также с точки зрения проблем, которые поставили участники перед научным сообществом. Последнее обстоятельство я хотел бы подчеркнуть: мы проводим научную конференцию, в центре нашего внимания научные проблемы, которые могут представителям общественности показаться актуальными. По моим представлениям, исторический процесс вообще вещь актуальная. Изучая предков – изучаем себя. То, что однажды Ключевский записал у себя в дневнике «Новое – это максима!» кажется чрезвычайно актуальным и останется таковым на все времена. Что касается конкретных сюжетов, сама постановка вопроса и вынесение в центр внимания прошедшей конференции проблем становления советской государственности является чрезвычайно важной. Мы стремились увязать это с созданием Советского Союза, 100-летие которого мы отметим в конце текущего года. Однако 1922 год так насыщен событиями, что сам по себе был достоин специального внимания. Начался он с того, что генеральным секретарём ЦК КП(б) стал Иосиф Виссарионович Сталин. В рамках этого же года мы имеем катастрофический по своим последствиям голод, поразивший европейскую часть советской России.

Мы имеем дело с первым массовым политическим процессом против эсеровской партии. С отменой автономий университетов. Мы помним о философском пароходе в октябре-ноябре 1922 года. Помним об изъятии церковных ценностей и судебном процессе над иерархами и мирянами в Петрограде, закончившемся расстрелом митрополита. Начало становления советской государственности связано с целым рядом событий, затронувших все сферы жизни советского общества. Следует упомянуть начавшийся годом раньше НЭП.

Это одна из узловых точек советской и отечественной истории. Мы решили посвятить конференцию целиком этому начальному этапу становления советской государственности и посмотреть не только на исходный пункт, но и последствия, основные итоги того, как советская государственность развивалась. Происходило это в рамках семи секций, то есть мы практически охватили все сферы жизни советского общества. На завершающем пленарном заседании, об этом рассказывали руководители секций, представлявшие субъекты Российской Федерации, учебные вузовские центры. В центр внимания попала проблема политического лидерства, проблема массовых настроений и массовых оценок идеологических клише и советской официальной риторики с одной стороны, а с другой – ответственность масс за тот выбор, который был совершён в ходе Гражданской войны.

Мы говорили о конфессиональной политике и свободе совести и той политике религиозной, которую проводила советская власть, репрессивной политике в отношении РПЦ и других конфессий, политике раскола РПЦ. Мы говорили об экономике, и напомнили друг другу о том, что советская экономика, особенно на ранних её этапах, была многоукладной. Наши представления о том, что это была гомогенная структура с господством государственной собственности, далеки от реальности. А реальность была более сложной и значительно более свободной, чем нам представляется.

Мы обсуждали вопросы национально-государственного строительства, формирования и существования автономий. На самом деле этот советский опыт чрезвычайно важен. Мы должны помнить, что несмотря на значительное количество репрессивных практик, которые использовалось советским руководством в социалистическом строительстве в отношении национальностей, наций, народов, населявших Советский Союз, проводилась позитивная политика по поддержке языков национальных культур, коренизации, насаждении национальных руководящих кадров в политических, экономических, государственных, профсоюзных, общественных аппаратах. Целый ряд наций просто были созданы целенаправленными усилиями советской власти. Об этом опыте, конечно, не стоит забывать, он и сегодня востребован. И не только в рамках нашей страны является предметом пристального изучения. Перечень этих тем можно продолжать очень долго.

Руководители секций высоко оценили организацию проведения конференции. Прозвучали и предложения?

– Прозвучал целый ряд предложений по развитию форматов конференции. Например, о создании специального сайта, на котором могли бы быть размещены информационные ресурсы, созданные за пятнадцатилетний цикл существования, материалов конференции и книг, выпущенных в рамках серии «История сталинизма». Это около двухсот сорока названий. Шла речь о поиске форматов для постоянной работы в рамках секций, вопрос поддержания постоянных коммуникаций. Подводя итоги, мы признали тот факт, что благодаря усилиями нашего сообщества это пространство институциализировано. Создана специальная дисциплина, в рамках которой изучается раннее советское общество. Нам стоит подумать о том, как дальше развивать сам формат и научное общение в рамках этого формата. Искать выходы на общественность.

В работе секций в течение трёх дней и в итоговом заседании принимали участие не только учёные-историки, но и горожане, интересующиеся отечественной историей.

– Да, на завершающем заседании мы получили такой микс, когда выступали не только профессиональные учёные, но и представители общественности. В профессиональном общении эти форматы следует разделять. Однако мы стоим перед задачей – шире открывать двери профессионального сообщества для общения с представителями общественности для того, чтобы массовые представления верифицировать средствами науки, развеивать мифы, которых всё ещё очень много в пространстве общественного сознания. Общество склонно к тому, чтобы свои умозрительные конструкции транслировать в публичное пространство, будучи уверенными в том, что они являются истиной в конечной инстанции, забывая, что существуют архивы, что опубликовано огромное количество архивных документов не только в рамках книжных серий в традиционной бумажной форме, но и на сайтах.

Эти документы находятся в открытом доступе?

– Я представляю федеральное архивное агентство, являюсь научным руководителем бывшего Центрального партийного архива и должен сказать, что Федеральное архивное агентство создало специальный сайт «Документы советской эпохи» на портале «Архивы России», вы можете легко их найти. В открытом доступе выложен оцифрованный личный архив Сталина, часть документов Политбюро, Коминтерна, фонд документов Государственного комитета обороны Совета народных комиссаров в период Великой Отечественной войны. Такие электронные ресурсы сегодня присутствуют, и это создаёт совершенно новую историографическую базу, архивную базу для того, чтобы общественность имела возможность самостоятельно работать с документами по темам, которые её интересуют.

Сегодня в СМИ часто обращаются к позитивному опыту Советского Союза. Вы, как историк, обращаете внимание, как риторика меняется, возможно, становится более уважительной? Может ли это быть целью научного сообщества?

– Цель научного сообщества – не изменение риторики общественной или политической, хотя риторика научная таким объектом внимания и исследования является. Мы сегодня об этом говорили тоже: что понятийный аппарат, который использует научное сообщество, нуждается в дальнейшем изменении. Продолжается отказ от тех категорий и понятий, которые использовались в советское время и продолжают бытовать в современной российской историографии, но при этом современная историческая наука не является замкнутой дисциплиной, она испытывает влияние смежных дисциплин – политической науки, социологии, экономической истории и в этой части риторика, понятийный аппарат меняются. Чтобы менялась общественная риторика под влиянием исторической науки, представители этой науки, конечно, должны получать соответствующее пространство, трибуну для работы с общественностью.

А то, что мы наблюдаем в публичном пространстве, вы правы, имеет место тренд на более уважительное отношение к собственной истории. Уважение к советскому прошлому, на мой взгляд, вполне объективная реальность. Мы должны избегать крайностей в оценке исторического прошлого. Оно также сложно, как и окружающая нас сегодня реальность. Человек, и это тоже объективная реальность, стремится эту сложную реальность упрощать просто для того, чтобы иметь возможность относительно оперативно принимать решения в текущей повседневности. Это особенности личного и социального поведения любого индивида, но эти особенности бытового поведения, конечно нужно разделять с поведением в сфере науки, когда человек находится в сфере анализа – это всё-таки разные истории. И давайте помнить, что советская история вместила как всякое сложное явление в себя много разного. Было много позитивного, но было и много всем нам известного негатива, связанного не только с репрессивными практиками советского государства по отношению к своему населению, но и лишения этого населения свободы на выбор профессии, экономической деятельности, без которых невозможно представить себе современное общество в любом конце земного шара.

Вопрос, каким образом эволюционировало советское общество, какие трансформации оно претерпевало, каким оно подошло к концу своего существования – это тоже большой специальный вопрос, и дискуссии по этому поводу ведутся очень давно.

Одни полагают, что со смертью Сталина советский социум, советское государство претерпели значительные изменения, которые кардинально изменили характер советского общества; другие, наоборот, придерживаются той точки зрения, что институциональные основы, базовые основы функционирования советского общества не изменились вплоть до последних лет Советского Союза. В горбачёвскую эпоху сталинизм и сталинские конструкции государства продолжали существовать, что и предопределило конец советского государства в 1991 году.

Эти темы продолжают оставаться актуальными, не отрефлексированными современным российским обществом до конца и должным образом. Мы по-прежнему стоим перед этой задачей, если хотим понять, кто мы, откуда, куда идём. Замечательный лозунг на крыше одного из зданий в центре Екатеринбурга взывает к научному мышлению, к осознанию и необходимости постоянной рефлексии над пройденным историческим путём и теми перспективами, которые нас ожидают, – считает Андрей Сорокин.

Мы успели коротко пообщаться с руководителями секций и задать несколько актуальных вопросов. Например, о языке, на котором говорят учёные, о понятийном аппарате, поспевает ли он вслед за исторической наукой?

Рашид Хакимов к.и.н., доцент кафедры экономики отраслей и рынков Челябинского государственного университета, руководитель секции «Национальные автономии и национальные меньшинства в Советской России и СССР:

– Участвую в конференции четвёртый раз. Каждая конференция – особенная, у каждой своя тематика. С расширением тем идёт постоянное обновление участников. Я исследователь религии, в частности, ислама в советский период. Эта тема очень плотно примыкает к национальным отношениям, поэтому посчитал обязательным и интересным для себя участвовать в XIV конференции по «Истории сталинизма».

Относительно понятийного аппарата, который мы используем в своём профессиональном общении, считаю, что необходимо чётко сформулировать, что стоит за каждым конкретным понятием. К сожалению, по некоторым из них мы не имеем определённого мнения, до сих пор обсуждаем и дискутируем, определяем границы, и это общая историографическая проблема. Всегда интересно узнать, как перекликаются отдельные исторические темы с сегодняшним днём, насколько они актуальны сегодня.

Михаил Одинцов д.и.н., профессор, главный специалист РГАСПИ, выступивший на конференции с докладом «Вопросы свободы совести в первой советской Конституции 1918 года» считает главным отличительным свойством научных встреч обращение к актуальной проблематике.

– Мы рассчитываем на то, что люди читают наши доклады, которые мы готовим к публикации, и понимают необходимость заявленных тем, с учётом не только национальной политики и национальных вопросов, но и вопросов, связанных с деятельностью религиозных организаций, с обеспечением права свободы совести каждого человека. Свободу совести мы принимаем расширительно и научно. Она для тех, кто хочет верить, и для тех, кто не хочет верить, и для тех, кому это безразлично. Государство должно отстаивать принцип свободы для человека определиться в своём выборе. Нельзя ему навязывать ни от государства, ни от каких-то других общественных инстанций, каким он должен быть.

Если Конституция провозглашает равенство всех общественных организаций, а религиозные организации это общественные организации, то и отношение государства и общества ко всем религиям должно быть одинаковым. Создание равных правовых и организационных условий, равноуважительных, будь то русская православная, старообрядческая, протестантская, мусульманская, иудейская церковь – все заслуживают равного внимания. Все несут свой гражданский долг и, если чувствуют ущемлённость, как в религиозных, так и в национальных вопросах – это чувство разъедает душу. Если мы не будем понимать верующего человека, не будем привлекать к общегражданским проблемам, которые мы все вместе должны решать, спрячемся по национальным квартирам, то ничего не останется. Будем все вместе решать, останемся вместе. Я, как человек, который десятилетиями занимается религиозной проблематикой и политикой государства в этом вопросе, скажу, что он в пятёрке важнейших государственных вопросов.

Формат конференции предполагал как очное, так и заочное участие. Доклад Ирины Такала из Петрозаводска – к.и.н., доцента Петрозаводского государственного университета, старшего научного сотрудника Института языка, литературы и истории Карельского, научного центра РАН, сделанный в формате онлайн-конференции, признан коллегами одним из самых интересных. Она рассказала о том, как карельская трудовая коммуна доросла до статуса союзной республики, а потом вернулась к автономии. Так было в советской истории, когда судьбы пусть и небольших по численности народов решались росчерком пера.

Всего же в первой после пандемии конференции приняли участие учёные из трёх стран (Россия, Узбекистан, Казахстан) из двадцати семи городов России – от Владивостока до Калининграда.

В семи секциях плодотворно работали тридцать шесть докторов исторических и юридических наук, двадцать шесть кандидатов исторических, социологических, педагогических и экономических наук.

На итоговом заседании руководители секций от лица участников поблагодарили Ельцин Центр за безупречную организацию работы конференции и традиционно сделали совместный снимок в зале Свободы музея.

Другие новости

Театральная платформа "В Центре"

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.