В Ельцин Центре 14 октября прошел предпремьерный показ фильма «Француз». Его представил автор – актер, режиссер, сценарист, народный артист России Андрей Смирнов. Участники киноклуба не только увидели фильм первыми, но и смогли обсудить его с создателем.
Сюжет рассказывает о французе русского происхождения, который в конце 50-х, приехав на стажировку в Московский университет, разыскивает своего отца, офицера-белогвардейца Татищева, арестованного в годы сталинского террора. Пьер Дюран открывает для себя насыщенную жизнь андеграунда советской столицы. Она неожиданно оказывается ему хоть и непонятна, но близка.
Картина закрывала юбилейный МКФ «Кинотавр» в этом году и получила высокие оценки критики и жюри. На закрытии фестиваля режиссер назвал содержание фильма «неудобным». Он сказал, что это и его история, так же, как он относит себя к поздним «шестидесятникам». И более того, считает фильм своим кинематографическим завещанием. Поэтому, конечно, картину ждали с нетерпением.
Вечер вёл руководитель киноклуба – киновед, член Российской академии кинематографических искусств, лауреат премии Москвы Вячеслав Шмыров.
Андрей Смирнов. Предпремьерный показ фильма «Француз»
Президентский центр Б.Н. Ельцина
Андрей Смирнов уже был гостем киноклуба в 2017 году. Он представлял фильм «Жила-была одна баба» и сборник сценариев «Лопухи и лебеда». В нём наряду с другими текстами, был опубликован сценарий «Темная вода», легший в основу нынешнего фильма.
– Для меня самым важным было рассказать о моменте становления поколения «шестидесятников», к которому я принадлежу, – пояснил режиссер перед показом фильма. – Вы все знаете старших «шестидесятников»: Евтушенко, Рождественского, Вознесенского, которые на семь-восемь лет старше моих сверстников. Я же принадлежу к младшим «шестидесятникам». И хорошо помню этот недолгий момент относительной свободы после ХХ съезда партии, после Фестиваля молодежи и студентов в Москве.
Показать это время Смирнов решил глазами иностранца. Ему был важен непредвзятый отстраненный взгляд на советскую действительность человека, выросшего вне тоталитарного общества. В основу фильма легла реальная история французских лингвистов, приехавших в 1957 году на стажировку в МГУ.
– Из этой группы вышли выдающиеся люди. Мишель Окутюрье – филолог, славист, историк и переводчик русской литературы. Жорж Нива – мой близкий друг – профессор Женевского университета, много лет посвятивший творчеству Солженицына и переводам его работ. Филолог Луи Мартинес перевел на французский язык «Евгения Онегина». Жак Катто – издатель трехтомной переписки Достоевского и обладатель великолепной коллекции русской концептуальной живописи 50–60-х годов – Анатолия Зверева, Владимира Янкилевского, Оскара Рабина, которые тоже присутствуют в картине. Когда родился этот сюжет, я, естественно, поехал во Францию, – рассказал Андрей Смирнов. – Встретился с некоторыми из них. А уже потом на нее нанизалась история белого офицера, всю жизнь просидевшего в лагерях. Татищев, блистательно сыгранный Александром Балуевым, – не какой-то конкретный человек. Это образ целого поколения, сгинувшего в лагерях, либо затерявшегося в провинциальных городках, но оставившего нам свои мемуары. Я, конечно, очень внимательно читал литературу о ГУЛАГах: Солженицына, Шаламова, Домбровского. Общался с Арсением Рогинским – руководителем правозащитного, благотворительного общества «Мемориал», к сожалению, ушедшим из жизни в декабре 2017 года. Он был моим консультантом и вносил правки, которые все были мною учтены. Мне важно, чтобы картина была достоверной. Отчасти поэтому мы сделали ее черно-белой, как и само то время.
Роль изначально создавалась именно для Александра Балуева, подчеркнул режиссер. Уже после показа фильма он рассказал участникам киноклуба, что съемки с актером заняли всего пять дней. Балуев работал сосредоточенно, был погружен в себя, и ему даже не пришлось разъяснять задачу на съемочной площадке.
– Саша не просто оправдал мои надежды, – поделился со зрителем режиссер. – Он украсил фильм. Я искренне восхищен его работой.
Совершенно другой была ситуация с исполнителями главных ролей. Антон Риваль – дебютант в большом кино. Как и его герой, он наполовину француз и вырос в Париже. В роли балерины Киры Галкиной – прима-балерина Большого театра Евгения Образцова. Роль Киры стала для нее первой большой актерской работой. Их кинематографический тандем состоялся благодаря супруге режиссера Елене Прудниковой, которая много часов провела с исполнителями, занимаясь актерским мастерством.
Участники киноклуба помнят Елену по ролям в фильмах «Два капитана» и «Вариант «Омега». В роли отца фотографа Валерия Успенского снялся Михаил Ефремов. Самого Успенского выразительно сыграл Евгений Ткачук. Наталья Тенякова и Нина Дробышева сыграли в фильме роли стареющих выпускниц Смольного – сестер Обрезковых. Роман Мадянов был чрезвычайно убедителен в роли писателя Чухновского – партократа и чиновника от литературы.
Все стихи, что звучат в фильме, взяты из самиздатовского поэтического альманаха «Синтаксис», который подпольно выпускал Александр Гинзбург – один из первых советских диссидентов. За него собственно он и получил первый срок.
Следует отметить, что фильм посвящен «Памяти Алика Гинзбурга и его друзей, кто хотел жить не по лжи». Так написано в финальных титрах фильма.
Андрей Смирнов рассказал, что в одной из эпизодических ролей снялась Вера Лашкова – реальная соратница Гинзбурга, машинистка, которая занималась перепечаткой самиздатовских сборников.
– Историю с математическим доказательством Бытия божия я придумал уже в самом конце: мне казалось, что скитающемуся по лагерям Татищеву нужно было дать какое-то важное занятие, – рассказал Андрей Смирнов. – Например, пианист Рудольф Керер, я знаю, чертил на лавке, на которой спал, клавиатуру фортепьяно и занимался на ней, чтобы пальцы не утратили гибкость. Было много людей, которые занимались наукой. Я выяснил, что ряд выдающихся математиков ХХ века посвятили свои исследования проблеме Бытия божия. Среди них – академик Борис Раушенбах, один из основоположников советской космонавтики, который будучи немцем по происхождению, сидел в трудовом лагере, работал в шарашке. Но так как вопрос этот весьма специфический, мне потребовалась помощь профессионалов. Поэтому среди консультантов у меня были выдающиеся математики – Александр Хелемский и Владимир Душский.
Время на сюжетные изыски было, пошутил режиссер. Банк, в котором лежали все собранные на проект деньги, лопнул, и картину пришлось остановить. Полтора года искали новые средства и оттачивали сюжет.
Участники киноклуба высоко оценили фильм. Каждый вопрос к режиссеру начинался с благодарности. Многие говорили, что хотели бы ещё раз посмотреть фильм, и у них будет такая возможность. 31 октября фильм «Француз» выходит в широкий прокат.