Андрей Смирнов – о поколении младших «шестидесятников»

23 октября 2019 г.Татьяна Филиппова
Андрей Смирнов – о поколении  младших «шестидесятников»

В Ельцин Центре 14 октября прошел предпремьерный показ фильма «Француз». Его представил автор – актер, режиссер, сценарист, народный артист России Андрей Смирнов. Участники киноклуба не только увидели фильм первыми, но и смогли обсудить его с создателем.

Сюжет рассказывает о французе русского происхождения, который в конце 50-х, приехав на стажировку в Московский университет, разыскивает своего отца, офицера-белогвардейца Татищева, арестованного в годы сталинского террора. Пьер Дюран открывает для себя насыщенную жизнь андеграунда советской столицы. Она неожиданно оказывается ему хоть и непонятна, но близка.

Картина закрывала юбилейный МКФ «Кинотавр» в этом году и получила высокие оценки критики и жюри. На закрытии фестиваля режиссер назвал содержание фильма «неудобным». Он сказал, что это и его история, так же, как он относит себя к поздним «шестидесятникам». И более того, считает фильм своим кинематографическим завещанием. Поэтому, конечно, картину ждали с нетерпением.

Вечер вёл руководитель киноклуба – киновед, член Российской академии кинематографических искусств, лауреат премии Москвы Вячеслав Шмыров.

Андрей Смирнов. Предпремьерный показ фильма «Француз»

Президентский центр Б.Н. Ельцина

Андрей Смирнов уже был гостем киноклуба в 2017 году. Он представлял фильм «Жила-была одна баба» и сборник сценариев «Лопухи и лебеда». В нём наряду с другими текстами, был опубликован сценарий «Темная вода», легший в основу нынешнего фильма.

– Для меня самым важным было рассказать о моменте становления поколения «шестидесятников», к которому я принадлежу, – пояснил режиссер перед показом фильма. – Вы все знаете старших «шестидесятников»: Евтушенко, Рождественского, Вознесенского, которые на семь-восемь лет старше моих сверстников. Я же принадлежу к младшим «шестидесятникам». И хорошо помню этот недолгий момент относительной свободы после ХХ съезда партии, после Фестиваля молодежи и студентов в Москве.

Показать это время Смирнов решил глазами иностранца. Ему был важен непредвзятый отстраненный взгляд на советскую действительность человека, выросшего вне тоталитарного общества. В основу фильма легла реальная история французских лингвистов, приехавших в 1957 году на стажировку в МГУ.

– Из этой группы вышли выдающиеся люди. Мишель Окутюрье – филолог, славист, историк и переводчик русской литературы. Жорж Нива – мой близкий друг – профессор Женевского университета, много лет посвятивший творчеству Солженицына и переводам его работ. Филолог Луи Мартинес перевел на французский язык «Евгения Онегина». Жак Катто – издатель трехтомной переписки Достоевского и обладатель великолепной коллекции русской концептуальной живописи 50–60-х годов – Анатолия Зверева, Владимира Янкилевского, Оскара Рабина, которые тоже присутствуют в картине. Когда родился этот сюжет, я, естественно, поехал во Францию, – рассказал Андрей Смирнов. – Встретился с некоторыми из них. А уже потом на нее нанизалась история белого офицера, всю жизнь просидевшего в лагерях. Татищев, блистательно сыгранный Александром Балуевым, – не какой-то конкретный человек. Это образ целого поколения, сгинувшего в лагерях, либо затерявшегося в провинциальных городках, но оставившего нам свои мемуары. Я, конечно, очень внимательно читал литературу о ГУЛАГах: Солженицына, Шаламова, Домбровского. Общался с Арсением Рогинским – руководителем правозащитного, благотворительного общества «Мемориал», к сожалению, ушедшим из жизни в декабре 2017 года. Он был моим консультантом и вносил правки, которые все были мною учтены. Мне важно, чтобы картина была достоверной. Отчасти поэтому мы сделали ее черно-белой, как и само то время.

Роль изначально создавалась именно для Александра Балуева, подчеркнул режиссер. Уже после показа фильма он рассказал участникам киноклуба, что съемки с актером заняли всего пять дней. Балуев работал сосредоточенно, был погружен в себя, и ему даже не пришлось разъяснять задачу на съемочной площадке.

– Саша не просто оправдал мои надежды, – поделился со зрителем режиссер. – Он украсил фильм. Я искренне восхищен его работой.

Совершенно другой была ситуация с исполнителями главных ролей. Антон Риваль – дебютант в большом кино. Как и его герой, он наполовину француз и вырос в Париже. В роли балерины Киры Галкиной – прима-балерина Большого театра Евгения Образцова. Роль Киры стала для нее первой большой актерской работой. Их кинематографический тандем состоялся благодаря супруге режиссера Елене Прудниковой, которая много часов провела с исполнителями, занимаясь актерским мастерством.

Участники киноклуба помнят Елену по ролям в фильмах «Два капитана» и «Вариант «Омега». В роли отца фотографа Валерия Успенского снялся Михаил Ефремов. Самого Успенского выразительно сыграл Евгений Ткачук. Наталья Тенякова и Нина Дробышева сыграли в фильме роли стареющих выпускниц Смольного – сестер Обрезковых. Роман Мадянов был чрезвычайно убедителен в роли писателя Чухновского – партократа и чиновника от литературы.

Все стихи, что звучат в фильме, взяты из самиздатовского поэтического альманаха «Синтаксис», который подпольно выпускал Александр Гинзбург – один из первых советских диссидентов. За него собственно он и получил первый срок.

Следует отметить, что фильм посвящен «Памяти Алика Гинзбурга и его друзей, кто хотел жить не по лжи». Так написано в финальных титрах фильма.

Андрей Смирнов рассказал, что в одной из эпизодических ролей снялась Вера Лашкова – реальная соратница Гинзбурга, машинистка, которая занималась перепечаткой самиздатовских сборников.

– Историю с математическим доказательством Бытия божия я придумал уже в самом конце: мне казалось, что скитающемуся по лагерям Татищеву нужно было дать какое-то важное занятие, – рассказал Андрей Смирнов. – Например, пианист Рудольф Керер, я знаю, чертил на лавке, на которой спал, клавиатуру фортепьяно и занимался на ней, чтобы пальцы не утратили гибкость. Было много людей, которые занимались наукой. Я выяснил, что ряд выдающихся математиков ХХ века посвятили свои исследования проблеме Бытия божия. Среди них – академик Борис Раушенбах, один из основоположников советской космонавтики, который будучи немцем по происхождению, сидел в трудовом лагере, работал в шарашке. Но так как вопрос этот весьма специфический, мне потребовалась помощь профессионалов. Поэтому среди консультантов у меня были выдающиеся математики – Александр Хелемский и Владимир Душский.

Время на сюжетные изыски было, пошутил режиссер. Банк, в котором лежали все собранные на проект деньги, лопнул, и картину пришлось остановить. Полтора года искали новые средства и оттачивали сюжет.

Участники киноклуба высоко оценили фильм. Каждый вопрос к режиссеру начинался с благодарности. Многие говорили, что хотели бы ещё раз посмотреть фильм, и у них будет такая возможность. 31 октября фильм «Француз» выходит в широкий прокат.

Другие новости

Театральная платформа "В Центре"

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.