Кандидат медицинских наук, врач-эндокринолог Андрей Подзолков на своей лекции в Ельцин Центре в рамках цикла «Путь пациента. О медицине человеческим языком» 4 февраля объяснил, почему ожирение – это не просто косметический дефект, а серьезное заболевание, которое негативно влияет на весь организм и несёт угрозу жизни.
Ельцин Центр подготовил цикл «Путь пациента. О медицине человеческим языком» совместно с АНО «Найди своего доктора», которое помогает пациентам и врачам находить друг друга и популяризирует доказательную медицину. Специалисты и эксперты этого некоммерческого объединения в своих лекциях говорят о медицине, её проблемах и перспективах на одном языке с аудиторией.
Авторитетные медицинские организации признали ожирение серьёзной медицинской проблемой и опасной патологией, распространенной уже практически во всём мире и поражающей как взрослых, так и детей, отметил Подзолков. Лишний вес способствует развитию тяжёлых хронических заболеваний и может привести к смерти. Самые частые спутники ожирения – сахарный диабет, артериальная гипертензия, ишемическая болезнь сердца.
– Мир меняется, он катится в бездну ожирения. Если посмотреть на картину распространения этого заболевания в мире, то мы видим, что в 80-е годы прошлого века всё выглядит ещё не так драматично, но в 90-е годы наступает царство фастфуда, и людей с лишним весом становится больше и больше.
По данным Всемирной федерации по борьбе с ожирением Россия к началу двадцатых годов XXI века занимала пятое место по распространённости ожирения среди взрослых старше 20 лет, каждый третий житель нашей страны уже тогда имел проблемы с лишним весом. Прогноз на перспективу выглядит крайне удручающе: число заболевших растет более быстрыми, чем ожидалось, темпами.
– Мы стали есть значительно чаще, у нас появилась доступная и дешёвая еда, а вместо физической активности – гаджеты и интернет. Именно перекусы «мусорной» едой запускают каскады неправильных пищевых привычек. Реклама говорит, что еда – это блаженство, наслаждение и самый дешёвый антидепрессант: «Съел конфетку – стало легче», «Выпил колу – праздник к нам приходит». Огромный рынок фастфуда привёл к тому, что нам стало лень готовить, с развитием сервисов доставки мы перестали ходить в магазины. А в 2020 году все погрузились в хаос ковида – недостаток сна, огромный стресс, отсутствие физической активности, рост потребления алкоголя и пищи с высокой калорийностью.
По словам Подзолкова, именно эти факторы во многом предопределяют то, что на приём к врачу сейчас приходят люди с большим количеством лишних килограммов, с избытком не только подкожного жира, но и внутреннего – висцерального. Такой жир крайне опасен для организма, поскольку производит токсины, вызывающие хроническое воспаление, повышающие уровень сахара и разрушающие сосуды.
– Учёные описали метаболический синдром красивой метафорой – «смертельный квартет». Это четыре состояния организма: ожирение; артериальная гипертензия – повышение давления сверх 140/90 мм ртутного столба; рост «плохого» холестерина в крови, от которого зависит развитие атеросклероза; изменение уровня глюкозы – преддиабет или сахарный диабет. Врачи начали искать основного игрока, который запускает этот каскад проблем, и им оказалось ожирение.
Врач пояснил, что для того, чтобы понять, есть ли у человека ожирение, можно воспользоваться очень простым калькулятором индекса массы тела (ИМТ). Нужно вес в килограммах поделить на свой рост, возведенный во вторую степень. Если показатель ИМТ превышает 30, то диагноз – ожирение.
– Лишь в 2014 году различные медицинские организации сумели суммировать собранные по миру данные, и учёные стали понимать, что ожирение – это эндокринная проблема, что масса болезней ассоциирована с избыточным весом и ожирением. Тогда же на основе доказательной медицины появились первые рекомендации для пациентов.
Научно доказано, что снижение массы тела на 5-10 процентов от исходного веса улучшает течение сопутствующих заболеваний и значительно снижает риск их возникновения. Если человек весит 100 килограммов, то даже 10 сброшенных достоверно снижают риск развития сахарного диабета второго типа.
– Борьба с лишним весом и ожирением – это небыстрый процесс, иногда он занимает очень много времени. И важно, чтобы на пути к похудению пациент слышал врача, чтобы доктор и больной понимали друг друга. Врачу необходимо разговаривать с пациентом, чтобы разобраться с его проблемами, понять его, поэтому отведённые сегодня в поликлиниках на приём у эндокринолога 19 минут – это катастрофа для медицины.
Подзолков утверждает, что ожирение и его последствия можно победить, но для этого в жизни больного нужно многое поменять. Допустим, у человека первая степень ожирения, и врач ему говорит, что нужно перестать есть высококалорийную пищу на ночь и перейти на здоровое питание, пойти заниматься спортом и начать нормально высыпаться. Таким образом, уже через три месяца пациент, выполнив все рекомендации, может добиться снижения массы тела на 5-10 процентов. Но на деле люди зачастую не хотят менять образ жизни и возвращаются к врачу с той же массой тела и проблемами со здоровьем и уже получают рекомендацию принимать препараты с высокой стоимостью или прибегнуть к очень дорогостоящей хирургии. И лишь в этот момент у некоторых появляется стимул поменять свой привычный жизненный уклад.
– На самом деле в России у врачей, которые занимаются лечением ожирения, сильно связаны руки. Если в США зарегистрировано восемь препаратов для борьбы с лишним весом, то в нашей стране только три. Причём на сегодняшний день фактически осталось лишь два, один из которых запрещён во всём мире, а второй не работает. К тому же ни одна ограничительная диета на практике не показала себя хорошо, она лишь ухудшает ситуацию, и спустя какое-то время вес возвращается. Поэтому, чтобы жить долго, необходимо придерживаться «правила тарелки».
«Тарелка здорового питания» – это на сегодняшний день, по мнению Подзолкова, лучший способ снизить вес и начать питаться сбалансированно и гармонично. Главный принцип – правильная комбинация белков, углеводов, клетчатки и жиров каждый день. Согласно правилу, одна половина тарелки всегда должна быть заполнена чем-то, содержащим клетчатку, – овощи, фрукты, листья салата, а вторая половина поделена между правильно приготовленными и подобранными белками и углеводами.
– На самом деле, питаться правильно – просто, приготовление такой пищи не требует сверхусилий, при этом выбор блюд – большой. Но ещё желающим похудеть очень важно пить чистую воду и не употреблять огромное количество БАДов и вызывающих токсический гепатит пилюль, которые прописал какой-нибудь «магический доктор». Крайне важно высыпаться, заниматься спортом и сексом, проводить больше времени на солнце. А как только мы сбрасываем лишние килограммы, то становимся свободными, мы вдруг начинаем «летать», нравиться своим партнёрам и самому себе. Так мы становимся счастливыми, и именно это определяет наше здоровье.
Перед своей лекцией Андрей Подзолков посетил Музей Бориса Ельцина, а затем поделился впечатлениями от экскурсии с корреспондентом сайта Ельцин Центра.
– Поражает масштабность музея и то, с какой дотошностью, кинематографичностью сделана эта фантастическая экспозиция. Есть моменты, которые заставляют очень сильно переживать историю этого времени, даже не зная её и относясь по-разному к личности Ельцина. Думаю, что у людей такого масштаба, как у медали, не может быть одной стороны. Это подобно фотографии со спины, снятой в момент, когда Борис Николаевич публично покинул ряды коммунистов. Для кого-то ты идёшь в свободу, а для кого-то уходишь из неё. Поэтому, мне кажется, музей про то, как человек воспринимает историю своей внутренней свободы.
А ещё экспозиция заставила меня мысленно вернуться к событиям октября 1993 года, когда я был двенадцатилетним ребёнком. Я живу напротив Белого дома и помню, как он горел, как вместо часов на его фасаде появился герб. В моём подъезде были снайперы, а оконные стёкла мы с мамой заклеивали бумагой, чтобы они не треснули от выстрелов танков. Это были очень сильные впечатления, до сих пор в памяти этот чёрный дым, который поглотил Белый дом. Но всё же 90-е для меня – это школьные годы, светлое время детства, хотя у многих оно ассоциируется с безденежьем и безнадёжностью. На самом деле, я не ожидал увидеть в музее то, что увидел и почувствовал, для меня это стало откровением.