В Ельцин Центре в Екатеринбурге 10 декабря в рамках внеконкурсной программы фестиваля документального кино «Артдокфест» прошел показ фильма режиссера Анатолия Васильева «Осёл».

Фильм «Осёл» продолжается более двух с половиной часов и состоит из восьми новелл, посвященных одному персонажу – ослу, так что, без преувеличения, он рассчитан на созерцательного зрителя.

– Это аллегория в рамках классической традиции, впрочем, не имеющая прямого отношения к Апулею или Лукиану, – рассказал во время встречи со зрителями Анатолий Васильев. – Стоит также отметить, что у Гойи есть немало офортов, посвященных именно ослу.

Помимо литературы и творчества Гойи, режиссера, по его словам, вдохновили ослиные гонки, которые он взялся снимать еще в 2014 и 2015 годах.

– Я снял материал о малой Италии, где восстановлен комический праздник ослиных бегов, - продолжил Анатолий Васильев. – Праздник комичен тем, что ослы не умеют бегать. В действе участвуют жители, которые ходят с процессиями по улицам, этот праздник даже благословлен католической церковью. Затем я начал формировать рассказ, главным героем которого стал бы осел. Фильм сделан в традиции очеловечивания животного, когда человек ассоциирует себя с ним. Темп картины нетороплив и был задан ослом, животным, которое не знает суеты.

Благодаря опусу Анатолия Васильева зритель получает возможность с головой погрузиться в атмосферу Италии – страны, которая, несмотря на процессы глобализации и ускорение темпа жизни, как будто пребывает в созерцательном состоянии, присущем разве что туристам при многочасовом посещении классической картинной галереи. Также фильм «Осёл», как будто снятый в режиме реального времени, – редкая возможность увидеть окружающий это животное мир его глазами.

– Создаются ли в современном российском кинематографе фильмы, которые будут пересматриваться завтра?

– Думаю, что будут пересматриваться фильмы Андрея Звягинцева, - ответил в интервью для сайта Президентского центра Ельцина Анатолий Васильев. – Он относится к числу режиссеров, которые работают на завтрашний день, можно вспомнить такие фильмы, как «Левиафан» или «Возвращение». Других подобного уровня режиссеров назвать сложно. Поэтическое, глубокое кино как будто ушло, а потребности в лирике у многих людей нет.

– Можно ли в связи с этим прогнозировать, что молодой зритель уйдет из кинотеатров в интернет, – так же, как перешли на новые носители информации многие читатели книг?

– Книга возвращается. Книга, которую можно взять в руки, понюхать, даже попробовать на вкус. Время интернет-книги недолгое. Что касается российского кинематографа, то коммерчески он ориентирован на американское кино. При этом, к примеру, в той же Франции зритель любит французское, европейское кино, а не только американское. Зато в Москве сегодня – театральный «бум», и театры посещает молодежь.

– На какого зрителя рассчитан ваш фильм «Осёл»?

– Я об этом не думал. Я отношусь к людям, которые предлагают, а дальше зритель делает выбор сам. Мой фильм связан с мифологией, так что он рассчитан на зрителя любого возраста.

По словам Анатолия Васильева, 90-е годы были для него «мощнейшими» в творческом отношении, так как ожили театры.

– 90-е годы дали мне дыхание, жизнь, свободу, возможность творить везде, где хочется, – поделился воспоминаниями Анатолий Васильев. – Мой театр находился рядом с Белым домом, так что в 1991 году все проходили мимо нашего здания и общежития, где жили мои актеры. По моему опыту, который включает Великую Отечественную войну и период, когда у власти был Сталин, Россия – страна, где происходит много взрывов и путаницы, но на самом деле она живет консервативной жизнью и всегда возвращается к прежнему укладу.