Анатолий Белый: «Стремление людей к свободе не остановить»

27 августа 2019 г.Евгения Капитонихина
Анатолий Белый: «Стремление людей к свободе не остановить»

Артист театра и кино Анатолий Белый 18 августа впервые побывал в Президентском центре Бориса Ельцина в Екатеринбурге. По приглашению руководителя Киноклуба Ельцин Центра Вячеслава Шмырова он встретился со зрителями и посетил Музей первого президента России. В интервью сайту Ельцин Центра актёр рассказал, зачем читать стихи и смотреть его авторский проект «Кинопоэзия», а также поделился воспоминаниями о своём студенчестве в 1990-е годы.

Заслуженный артист России, артист Московского Художественного театра, автор проекта «Кинопоэзия» Анатолий Белый начал выступление с обращения к горожанам: «Я бывал в Екатеринбурге очень давно и поражён теми переменами, которые заметил, тем воздухом, которым он дышит теперь, поздравляю вас с вашим городом! Для меня большая честь выступать здесь, в знаковом для нашей страны месте». Он также отметил, что для Ельцин Центра составил специальную поэтическую программу с гражданско-социальным уклоном.

В кино-конференц-зале в темпераментном исполнении Белого (в конце встречи кто-то из зрителей сделает гостю комплимент, сравнит его с Юрским) прозвучали стихи Бориса Пастернака, Иосифа Бродского, Осипа Мандельштама и Андрея Вознесенского. После чтецкой части публике представили несколько новелл из цикла «Кинопоэзия»: короткометражные фильмы Алексея Смирнова, Ивана Оганесова, Павла Сеплярского и других авторов на стихи Александра Пушкина, Марины Цветаевой, Сергея Аксакова, Анны Ахматовой, Саши Чёрного, Бориса Пастернака.

В творческой жизни артиста Анатолия Белого белая линия «Кинопоэзии» наметилась давно, но явно проявилась в 2016 году, когда проект был создан. Главная цель – просвещение, «средства» – мощная творческая группа, состоящая из кинорежиссёров, актёров, музыкантов и деятелей культуры. В феврале 2019 года в прокате успешно прошли «Четыре идеальных свидания», версия «Кинопоэзии» ко Дню всех влюблённых. В интервью сайту Ельцин Центра Анатолий Белый подробнее рассказал о проекте и о давней любви к стихам:

– После театрального института я долгое время учил стихи для себя, понимал, что могу это делать – педагог сказал: «Толя, это твоё, сможешь на хлеб зарабатывать». Учил то, что ложилось, то, что хотелось, от чего мурашки по коже. Так продолжалось достаточно долго, пока в 2015 году не раздался звонок с телеканала «Культура» с предложением читать стихи в цикле «Послушайте». Вот он волшебный пинок. Я сказал «да», мы сделали запись, и это были три поэта моих любимых – Мандельштам, Пастернак и Бродский. Можно считать этот опыт приближением к «Кинопоэзии».

– Кто делает сегодняшнюю «Кинопоэзию» вместе с вами?

– «Кинопоэзия» – это открытый проект, в команду которого вхожу я, как вдохновитель, технический продакшн, который помогает со съёмками, креативный продюсер и литературный редактор в одном лице, и режиссёр, у которого рождается кино. Каждый фильм дополняет, гармонично раскрывает стихотворение, не преобладая над поэзией. Поэт и его произведение, безусловно, влияют на кино. Так, ритм Маяковского, Пастернака, Фета разный, и контекст времени разный, и всё работает на то, чтобы каждый фильм был отдельным кино-поэтическим произведением, которое служит для донесения смысла. Сейчас читают мало, и одна из задач, мой «пунктик»: «Не хотите читать – смотрите». Вообще слоган «Кинопоэзии»: «Смотри стихи – читай кино». Молодые люди, мои дети, ну не читают! Ок, смотри – одним кликом ты попадаешь в мир автора и считываешь то, что он задумал.

– Одна из новелл «Кинопоэзии» по стихотворению Марины Цветаевой снята молодым режиссёром Алексеем Смирновым. Год назад он, как и вы, был гостем киноклуба Ельцин Центра. Тогда все обсуждали сериал «Садовое кольцо», в котором вы сыграли одну из главных ролей. Я правильно понимаю, что ваш творческий контакт состоялся именно благодаря «Садовому кольцу»?

– Это действительно яркая история и встреча с Лёшей, с которым теперь мы дружим семьями. Я шёл к нему на пробы, не понимая, куда я иду, хотя сама история, острая и злободневная, меня задела – хороший сценарий. На пробах я выкурил полторы пачки сигарет, сыграл 40 дублей – Алексей Смирнов выматывал, доставал, раздражал и бесил так, что в какой-то момент окурок уже хотелось потушить о него, но в итоге я вдруг осознал – а ведь никто так долго от меня ничего такого не добивался, этот парень не просто хочет сделать кино – он может. К тому же история семьи Смирновых такова, что неталантливых людей там быть не может. Алексей очень талантливый человек, высокая планка, особый подход. В процессе работы мы убедились в этом всей группой. Очень конкретный, дерзкий, взрывной – взял всех артистов (а там были и народные!) своей энергией, и это нас захватило. Что получилось на выходе, судить не мне – но понятно, что история про наших современников, и она задела. А это прекрасно.

– Вы только что побывали на экскурсии в Музее Бориса Ельцина. Какое впечатление оставила экспозиция?

– Мощнейшее. До сих пор что-то колотится внутри. Не ожидал такой силы, размаха, не ожидал такого воздействия – очень современно, правильно, умно сделанный музей, он живой, проникает тебя всеми возможными способами. Первая часть («лабиринт») показалась более информативной, и я восторгался техническими особенностями, тем, как это воплощено. А во второй части экспозиции «Семь дней, которые изменили Россию» меня просто заколотило, нахлынули воспоминания и чувства, потому что именно в 1991 году я приехал в Москву учиться. Особенно в контексте сегодняшнего дня воочию увидел историю, уже состоявшееся прошлое страны, вроде бы недавнее совсем время, когда люди действительно думали о свободе и делали её. Да, с минусами огромными, с неудачными реформами и так далее, ну, невозможно же по мановению палочки Гарри Поттера перевести страну, более полувека находившуюся в одном состоянии, в другое! Многое не получилось, но – меня просто трясло от того, что везде и всюду в том времени идёт речь о свободе, которую сегодня мы теряем. Пройдя музей до конца, думаю, что мы её всё-таки не потеряли. Мне хочется в это верить. То, что произошло с людьми тогда, эта свобода, она необратима. Стремление людей к свободе есть всегда, и его не остановить. Я вышел из музея с колотящимся сердцем и мыслями о свободе, это актуальная для меня проблема.

– Вы помните ваше 19 августа 1991 года?

– Именно 19 августа 1991 года я провёл в Тольятти, я помню своё состояние, помню смятение родителей. Мне было 19 лет, я только поступил в Щепкинское театральное училище и на днях должен был приехать в Москву и заселиться в общежитие. Помню оцепенение родных и шушуканье по углам, этот их советский страх. Мама сказала, что не отпустит меня в Москву, но я сказал, что всё равно поеду. Приехал в Москву в двадцатых числах августа, помню ещё следы танков были, эти вмятины были видны на Тверской.

– Было ли тогда, вместе с тем, что вы заметили, ощущение, что меняется страна?

– Тогда я был социально тёмный человек, политикой не интересовался, не осознавал перемены, происходившие в стране, мозги были повёрнуты в сторону учёбы, личных целей и первых любовей. Мне кажется, в августе 1991-го у меня не возникло яркого социально-окрашенного чувства, потому что тогда я с трудом поступил в театральный институт, и мне надо было 12–15 часов в сутки проводить на репетициях и занятиях, вгрызаясь в профессию.

Анатолий Белый. Авторский проект «Кинопоэзия»

Видео: Президентский центр Б.Н. Ельцина

– Какими вы запомнили девяностые годы?

– Запомнил пустые холодильники, папа на трёх работах работал, чтобы хоть что-то заработать, семья у нас жила бедно. Конечно же, я понимал, что происходит что-то другое, и есть возможность жить по-другому, но взрослое осознание перемен и гражданской ответственности пришло в 1993-м. Мы бежали к Белому дому и стояли в этих толпах днём и ночью, это был уже наш осознанный поступок, молодых студентов, которые понимали, что сейчас надо отстоять страну, чтобы не вернуться обратно. В 90-е я весь ушёл в учёбу, работал дворником, чтобы зарабатывать на жизнь, и становление бизнесов, разборки меня не касались. Когда я приезжал к маме на каникулы в Тольятти, видел не город, а военный полигон – стреляли постоянно. Половина моего класса лежит на кладбище. Это 90-е, и для меня это два параллельных мира: вот учёба, знакомство с поэзией, с искусством, а вот – ваучеры, стрельба, пацаны, братва. Я не формировал свой бизнес, не ездил челноком, не зарабатывал на привозе компьютеров, а жил своей жизнью. У меня остались положительные, мои субъективные, ощущения. Это моя свобода, моё становление, мои бутылки сангрии, которые выпивались в весёлой компании, бабушки в переходе, торгующие творогом, и работа в шесть утра дворником. Всё вместе всё равно это была моя молодость, всё равно это был плюс. И во мне, и в стране рождалось что-то новое. Гражданская, социальная активность появилась позже.

Другие новости

Театральная платформа "В Центре"

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.