Алексей Кудрин: «В мире идет борьба технологий»

18 июля 2017 г.Анна Матюхина
Алексей Кудрин: «В мире идет борьба технологий»

Публичная лекция «Россия как пространство для инициативы и предпринимательства» председателя Центра стратегических разработок, экс-министра финансов Правительства Российской Федерации (2000 2011 гг.) Алексея Кудрина состоялась 10 июля в Ельцин Центре в Екатеринбурге. Встречу провел исполнительный директор Президентского центра Б.Н. Ельцина Александр Дроздов.

Алексей Кудрин – фигура знаковая. Родился в 1960 году в Латвийской ССР, министр финансов с 2000 по 2011 год, заместитель председателя Правительства Российской Федерации с 2000 по 2004 и с 2007 по 2011 годы, глава совета Центра стратегических разработок, главный научный сотрудник Института экономической политики им. Е. Т. Гайдара. Работал в администрации А. Собчака в его бытность мэром Санкт-Петербурга и в Администрации президента Бориса Ельцина.

– Алексей Кудрин не нуждается в представлениях, но поскольку отечественная история страдает «девичьей памятью» не только на факты, но и на лица, напомню, что Алексей Леонидович Кудрин пробыл на должности министра финансов одиннадцать лет, и это самый длительный срок пребывания на данной должности, – напомнил аудитории, открыв встречу с Кудриным, Александр Дроздов. – Дважды за это время Алексей Леонидович входил в кабинет министров РФ в качестве вице-премьера. За эти годы министерство под руководством Алексея Кудрина провело несколько масштабных реформ, прежде всего в бюджетной и налоговой сферах. Кардинально был сокращен внешний долг РФ. В 2004 году был создан важный инструмент финансовой политики – Стабилизационный фонд, который сыграл ключевую роль в относительно мягком выходе России из международного финансового кризиса 2008 – 2009 годов. Это была очень эффективная, по оценкам специалистов, работа. Также для меня очевидно сравнение его биографии с биографией одного из выдающихся деятелей дореволюционной России, министра финансов Сергея Витте (1849 – 1915 гг.), который одиннадцать лет возглавлял Министерство финансов (1892 – 1903 гг.), был противником войны Российской империи с Японией и выступал за переход Российской империи в формат конституционной монархии. Тема сегодняшней лекции – «Россия как пространство для инициативы и предпринимательства». Для меня это возможность услышать ответ на вопрос, есть ли у России будущее, какое оно и готова ли к нему Россия.

– Я рад сегодня выступать в этом зале. Потому что знаю, что друзья Ельцин Центра – мои друзья, которые помнят, как сложно было переходить к демократии, рыночной экономике, – рассказал Алексей Кудрин. – Мне посчастливилось работать с Борисом Николаевичем Ельциным. Я пришел, когда Борис Николаевич болел, но, невзирая на это, рука у него была твердой. Помню, первое совещание 30 декабря 1996 года было посвящено своевременности выплаты пенсий. И я представил свой план, как с 1 января начать выплату пенсий своевременно по всей стране, а к 1 июня выплатить весь накопившийся долг. И с 1 января 1997 года, несмотря на большие неплатежи предприятий, все пенсии начали выплачиваться своевременно. С 1992 по 1999 год наша страна продала нефти и газа на экспорт в четыре раза меньше, чем в последующие семь лет, поэтому доход был существенно меньше. Тем не менее, мы начали серьезную финансовую реформу. В 1997 году я перешел в Министерство финансов и начал сам реализовывать свой план. Помню, как Борис Ельцин принимал нас на даче по поводу выполнения этого плана. На этой встрече он сказал: «А теперь нужно обеспечить в течение трех – четырех месяцев своевременные выплаты по всей стране, включая военных». И мы добились этого результата.

В ходе лекции Кудрин поднял тему роли предпринимательства в России и затронул наиболее, наверное, наболевшие вопросы. Что мешает экономическому росту? В чем причины стагнации? Какие проблемы в области бюджетной системы и производительности влияют на экономику? Какова роль предпринимательства и предпринимательской инициативы?

Центр стратегических разработок Алексея Кудрина выделил три сферы, которые определяют будущее страны в сроки от 6 до 15 лет. Самое большое отставание России – в ее технологическом развитии. Еще одна проблема – слабое качество человеческого капитала, навыков и компетенций специалистов, которые нужны в новой экономике. Также, отметил Кудрин, остро встает проблема образования. В ближайшие 10–15 лет, по оценкам Кудрина, многие профессии отомрут. Проблема же непрерывного образования станет важна, как и проблема численности населения. Еще один аспект – качество государства, которое должно не ограничивать инициативу, а способствовать развитию возможностей людей. Впрочем, как сказано в Библии, «по плодам узнаете их»: средний темп роста ВВП в России в последнее время составил 1 процент, чего не было даже в «неспешную» эпоху СССР.

– Статус технологической державы мы можем потерять, Россия будет расти медленнее, чем весь мир, что уменьшит нашу долю в мировой экономике, – сделал прогноз Алексей Кудрин. – Будут утрачены некоторые возможности, связанные с обороноспособностью страны, потому что в мире идет борьба технологий. Это не позволит улучшить уровень жизни.

С 2010 года количество компаний, которые занимаются технологическими инновациями, не увеличивается. Еще одна проблема – демографическая, изменение соотношения работающих и пенсионеров. В 70-х возникла пропорция четыре к одному, сегодня – два к одному. В ближайшие 13 лет молодое трудоспособное население сократится на 10 миллионов человек. В результате нагрузка по развитию экономики ляжет на старшее поколение, которому, чтобы вынести это бремя, понадобятся специальные медицинские и образовательные программы.

– Мы потеряли за минувший год 435 тысяч трудоспособных россиян, причем 80 процентов из них мужчины, – отметил Алексей Кудрин. – Причины – болезни в сфере кардиологии, онкологии, алкоголизм, отравления. Мужчины менее внимательны к режиму и питанию, чем женщины. Не удивительно, что в последние десять лет производительность падала.

Алексей Кудрин оценил то, как новые технологии меняют реальность в России, и сделал прогнозы на будущее.

– Промышленная революция включает в себя новую модель управления производством, – сказал Кудрин. – Так, обычный 3D-принтер трансформировал всю подготовку к производству, а также логистику. Еще один вызов: внутренний экономический рост в России не «вытянет» спрос. Мы должны найти свои ниши на мировом рынке и начать экспорт несырьевых товаров. Наш прогноз к 2024 году предполагает удвоение несырьевого роста, а к 2035 еще одно удвоение. Он предполагает, что наши предприятия выйдут на мировой рынок и начнут продавать свои товары и услуги. Это амбициозная задача, но без нее невозможен рост в три-четыре процента.

Это предполагает развитие судебной системы, увеличение, по словам Кудрина, комфортности отношения бизнеса к бизнесу. Также спикер зафиксировал внимание на росте предпринимательства. С одной стороны, есть много фондов и институтов по поддержке предпринимательства, с другой стороны, вклад малых и средних предприятий в развитие России – 20%, а не 60%, как в развитых странах. Доля занятости населения в малом и среднем бизнесе – 27%, в Европе же – 60–70%. Лишь 4–5,5% населения хотят открыть новый бизнес, что существенно меньше, чем необходимо для поиска новых решений. Необходимо увеличение численности людей, желающих открыть свой бизнес. Примечательно, что более 63% российских респондентов 18–64 лет высоко оценили карьеру предпринимателя, при этом 31% граждан оценили условия для предпринимательства как благоприятные, а 42% населения считают, что предпринимательство принесло России в большей степени пользу. Обозначив цифры, Кудрин отметил, что это они не плохи для улучшения статуса предпринимателя. Кроме того, 22 млн. граждан заняты в малом и среднем бизнесе, а это 2 млн. фирм. Нужны центры, которые помогали бы начать бизнес.

Проблемы малых и средних предприятий – легализация (бизнесу выгодно оставаться в тени), административная нагрузка, доступ к рынкам и инфраструктуре, качество кадров.

– Главный барьер, по данным Росстата, – неопределенность экономической ситуации, которая сравнялась со значениями кризиса 2008–2009 года. Сохраняются проблемы санкций, так что в последние три года экономика была в состоянии рецессии, – сказал Алексей Кудрин. – На втором месте недостаточный рост на внутреннем рынке, отмечалось снижение роста на 20–30 процентов. Это существенно. На третьем месте высокий уровень налогообложения, когда ввели социальные платежи в Пенсионный фонд, и сократилось несколько сотен тысяч предприятий. Недостаточно квалифицированных рабочих, финансовых средств, мало залогов, трудно получить кредит. Еще одна проблема – низкий уровень доверия к государству и деловым партнерам.

Как пояснил Кудрин, необходимы меры по повышению доверия населения к государственным институтам, занятость и возможность самореализации граждан.

– Число контрольных функций государства нужно снизить, как минимум вдвое, – отметил Кудрин. – Это серьезная целевая задача. Мы ведем анализ государственных функций, от которых стоит отказаться или перевести в другие формы. Долю государства в экономике было бы предпочтительно сократить в 1,3 раза, это можно сделать за шесть лет, долю же малого и среднего бизнеса можно поднять до 30 процентов.

Важнейшая задача, по словам А. Кудрина, – обучение предпринимательству и соответствующим навыкам в школах, уже озвучивается предложение обучать предпринимательству молодежь, начиная с 14 лет. Еще один из шагов по развитию частного сектора – приватизация и уменьшение доли госсектора. Это даст не только доходы, но и квотирование пакетов акций на рынках, углубление финансового рынка. Помимо этого среди озвученных Кудриным предложений – увеличение расходов на образование, здравоохранение, инфраструктуру.

Лекция Алексея Кудрина

После монолога настало время дискуссии и вопросов из зала.

Существенным является ответственность чиновников за принимаемые ими решения, когда небольшие, казалось бы, нарушения, сложно оспорить. Как бы вы это прокомментировали?

– Ответственность может проявляться через судебную систему, которая должна работать более эффективно. Еще один момент: я встречался с предпринимателями, утверждавшими, что подавали заявки, которые лежат у чиновников уже два года. Думаю, должна быть возможность оспорить такие решения. Качество государственного управления – решающая проблема. В это понятие я вкладываю ответственность за выполнение тех функций, которые лежат на государстве. Также необходимо уменьшение функций государства, которые сегодня чрезмерны. Не все решения нужно перекладывать на него: например, пожарную безопасность, получение разрешения на строительство, лицензии на вид деятельности. Это самые частые ситуации, в которых бизнес сталкивается с препятствиями. Кроме того, можно перевести контроль за бизнесом на дистанционный, когда не возникнет необходимости перерабатывать бумажную продукцию и документы, а можно будет предвосхищать проблемы, перейти на профилактику, не доводить до ситуации, когда предприятия останавливаются.

Улучшится ли качество высшего образования, если сделать его платным?

– Я вижу другие пути изменения качества образования. Изменение модели образования предполагает, что в воспитании навыков необходимы критическое мышление, самостоятельность в подборе материалов, проектный подход, непрерывную работу в течение всего процесса обучения. В США любой вуз отдает себе отчет в том, что он будет знаменит не благодаря тем, кто учились за деньги, детям богатых, а благодаря перспективным талантливым ученым. И поэтому за рубежом создают систему, при которой люди получают образование бесплатно. Это система фондов и стипендий, ресурсы самого университета. Эта система позволяет, чтобы молодые перспективные ребята бесплатно учились. Вообще же я не считаю, что платность может сформировать ответственность за учебу.

Также Алексей Кудрин обсудил идею онлайн-касс.

– Сама идея правильная, она позволит создать новую базу данных в экономике, механизмы учета и контроля предприятий. Механизм касс может сократить в несколько раз количество проверок в офлайне.

Риски и недоверие во многом зависят от судебной системы. Как бы вы предложили ее изменить?

– Сегодня речь идет о независимости судей, которой недостаточно, – ответил Алексей Кудрин. – Судья подвергается административному давлению, зачастую он не готов в должной мере противостоять обвинителю. Мы должны защитить судью, чтобы он мог смело выносить решение, не боясь этого и проблем в карьере. Необходимо увеличение роли квалификационной комиссии судей, где они будут определять качество работы судьи, а также увеличение роли адвокатов и юридической общественности. Сегодня же на судей в распределении дел при вынесении желаемого решения влияет председатель суда. Еще одна проблема – качество судей. Судейская профессия не столь уважаема, как это было раньше. Половина новых судей набираются из секретарей судов. Это, как правило, девушки, которые просто оформляли протоколы. Был введен порядок стажа для этой категории работников, который через пять лет труда позволяет получать статус судьи. В итоге набор в состав судей адвокатов и представителей прокуратуры резко снизился. Тенденция в том, что такие судьи – молодые женщины, в большей степени, клерки, чем специалисты, готовые принять участие в состязательном процессе при принятии решения. Они не готовы оказывать сопротивление давлению правоохранительных органов, как правило, зависимы, свои люди для судов. Так что Президентская комиссия по утверждению судей должна сыграть свою роль. Также необходима цифровизация судейской деятельности, ведение записей протокола. Сегодня протокол ведется помощником судьи, зачастую это очень субъективный подход.

Не помню, чтобы кто-то отчитывался по росту предпринимательства. Почему?

– Есть отчетность губернаторов по инвестиционному климату. Первый раз она осуществлена в этом году по итогам прошлого года. Эта работа происходит под управлением АСИ. Показатели неплохие. Такого рода показателей в отчетности у губернаторов около двухсот. В этом вопросе нужно наводить порядок. Нужно увеличивать ответственность губернатора перед населением, в том числе, в результате прямых выборов. Те же фильтры, которые существуют при отборе кандидатов на позицию губернатора, чрезмерны. Если ключевой политик любого региона не может стать кандидатом на ключевую должность, причем он уже зачастую работает на выборной должности, то это эффект искаженной процедуры выдвижения кандидатов. Надеюсь, произойдет изменение законодательства, которое позволит уменьшить эти фильтры. Я помню Совет Федерации, в котором были Лужков, Россель, Собчак. Это были самостоятельные люди, ответственные перед избирателем, победившие в жесткой конкуренции. Выборы должны быть более конкурентными.

– Вы всегда желанный гость в Ельцин Центре, – подытожил встречу Александр Дроздов. – От себя я хочу поблагодарить вас за пример серьезного гражданского поступка: в 2011 году вы выступили против повышения военных расходов правительством и подали в отставку. Редкий случай. Спасибо за пример гражданской ответственности.

Алексей Кудрин о Музее Б.Н. Ельцина и Борисе Ельцине

Видео: Александр Поляков

После лекции Алексей Кудрин побывал в Музее Б.Н. Ельцина и поделился своими впечатлениями от его посещения.

– Я очень рад, что создан Президентский центр Бориса Ельцина, что он состоялся. Будучи министром финансов РФ, я принял участие в создании Ельцин Центра в рамках своих должностных полномочий. И я очень рад, что мы видим замечательный, эффективный и нужный людям Центр. Мы недооцениваем роль Бориса Ельцина в истории. Именно Борис Ельцин обеспечил мирный переход от одной эпохи к другой, очень непростой эпохе с новыми идеологическими установками и ценностями. Он помог нации осуществить этот переход не безболезненно, но без крови. Все могло произойти хуже. И это отражено в Музее Ельцина. По своему масштабу Ельцин сопоставим с великими людьми в истории России, если смотреть с позиции создания нового государства российского и новых принципов возвращения к демократии. Понятно, что 90-е были трудными. Но трудности периода 90-х были заложены в совершенно неэффективной экономике, которая не реформировалась и была доведена до истощения. На обломках старой экономики приходилось создавать новую рыночную экономику. Это затрудняло переход. То, что приписывалось руководству страны и периоду 90-х, было результатом того, что произошло в конце 80-х. Советский Союз утратил возможность мирного реформирования страны и перехода на новые экономические рельсы еще в середине 60-х, перед «оттепелью». Мы потеряли шанс перейти к новой рыночной экономике и демократии мирным путем, как это сделали некоторые социалистические страны. Поэтому все произошло болезненно, но благодаря Борису Ельцину лучше, чем могло быть.

Вы принимали активное участие в экономической и политической жизни страны. В 1991 году вы были заместителем председателя комитета по экономическому развитию Санкт-Петербурга, в 1993 заместителем Анатолия Собчака, в 1996 1997 годах – заместителем руководителя Администрации Президента Российской Федерации. Какую Россию реформаторы строили в 90-е? Чего вы хотели добиться?

– После разрушения единого советского пространства было очень сложно перестроить экономику, которая была задумана как плановая и системная, с кооперативными связями с Прибалтикой и Средней и Центральной Азией. Трудно было бороться с монополизмом и взлетом цен, потому что экономика изначально была плановой и не предполагала конкуренции. Так происходило не потому, что мы не знали, что делать, а потому что оборвались связи с республиками, произошли болезненные рыночные преобразования. Новые институты приходилось создавать в неблагоприятный период, но для этого не было времени. Экономика развалилась раньше. Егор Гайдар создавал новую модель, когда уже в Санкт-Петербурге были карточки, а правительство еще при Михаиле Горбачеве заморозило вклады в Сбербанке. В этих условиях создавалась рыночная экономика.

Советский Союз можно было как-либо реформировать?

– Это сложный вопрос. Это было бы очень трудно сделать. Предполагались разные модели, новый Союзный договор, но это был бы другой Советский Союз. Каждая республика обрела бы новые полномочия в рамках нового Союзного договора, и СССР не был бы централизованной страной. Мы не знаем, каким был бы этот механизм, думаю, возможно, мы бы разошлись мирно, но в любом случае был бы развод.

Какие события 90-х вы считаете самыми яркими?

– Самый яркий момент – это ГКЧП, развал СССР. Я тогда был на своем рабочем месте, в Санкт-Петербурге, в Мариинском дворце, общался с людьми на площади перед дворцом. Помню, во второй половине дня появился Анатолий Собчак. Коллектив администрации Санкт-Петербурга присоединился к позиции и концепции Бориса Ельцина с самых первых минут путча. Другие яркие моменты 90-х – проигрыш Анатолия Собчака и попадание в Администрацию Президента Российской Федерации в 1996 году.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.