Войны памяти вновь стали поводом для дискуссий в Ельцин Центре, где 24 февраля главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов представил свое видение проблемы использования истории как политического инструмента на внеочередных «Дилетантских чтениях».
Известный журналист в начале выступления подчеркнул, что исторические события интерпретировались политиками всегда, и следы таких попыток мы найдем в древнегреческих источниках, средневековых хрониках и русских летописях, но исторические войны долгое время были уделом лишь узких элитарных кругов и не затрагивали общество в целом.
— С войнами памяти, которые сейчас начинают разворачиваться, мы реально столкнулись только в ХХI веке, когда государства, государственные структуры и институты начинают диктовать сначала учёным-историкам, а затем и обществу те или иные теории, которые на сегодняшний день этому государству выгодны. Когда государство своими законами предписывает, что можно, а что нельзя в истории, — это ошибка, которая приведет к обратным последствиям, поскольку теории, которые запрещены, становятся очень популярными. Запретный плод всегда сладок. Войны памяти стали и площадкой для внешнеполитической атаки, мы это видим не только в России.
Венедиктов напомнил, что в 2003 году «главным врагом» для нашего государства стала Эстония, власти которой решили перенести памятник павшим во Второй мировой войне — Бронзового солдата из центра Таллина на окраину. Потом переключились на Грузию, затем на Украину, а теперь уже Польшу.
— Война памяти — это позиция государства, которое сознательно для решения сиюминутных внешнеполитических задач создает на фоне части реально действующих документов мифологию, это абсолютно конъюнктурная, придуманная, легко опровергаемая фактами политика.
Нашему государству сейчас было выгодно изменить свои политику в отношении пакта Молотова-Риббентропа и секретных протоколов к нему, отметил журналист. В 2009 году Владимир Путин, который в то время занимал пост премьер-министра РФ, написал статью в польскую газету, приуроченную ко дню нападения Германии на Польшу и началу Второй мировой войны, в которой говорилось, что протоколы не дали СССР ничего, это были постыдные протоколы. Но прошло десять лет, и Путин говорит другое, а это значит, что изменилась политика, а не суть протоколов, подчеркнул Венедиктов.
— Нынешняя правящая элита Польши — она такая же, они ведут себя ровно так же, выстраивая на документах часть правды, которая затем интерпретируется. Польше сейчас выгодно иметь Россию в качестве пугала для всего Европейского союза. Так что мы не единственные в мире такие. Нам обидно, когда поляки трактуют действия Красной армии сначала как освобождение, а потом как порабощение. Когда вместо трактовки событий начинают делать законы и это переходит в область политики государства через парламент или президента, — это и есть война памяти, а война памяти не может быть выиграна.
Волна войн памяти, которые поднимаются в угоду сиюминутной политической конъюнктуре, накрывает и профессиональных историков, отметил Венедиктов. И в качестве примера привел широко обсуждаемую и болезненную тему сноса памятников советским воинам. Журналист обратил внимание на мало кому известный факт о том, что между Россией и Польшей подписано и действует соглашение, по которому памятники, стоящие на могилах и массовых захоронениях, не трогаются, а судьба остальных — дело местных властей.
— Это очень важная история, зная об этом договоре, ты начинаешь понимать разницу. Надо помнить, что у них в Польше случилась революция, а революция предполагает снос памятников, переименования. И вот только что пришла информация о том, что площадь в Праге, на которой стоит российское посольство в Чехии, переименована в площадь Бориса Немцова. Такое решение принял пражский муниципалитет. Я товарищ Бориса Немцова, но мне неудобно, неловко, поскольку это чисто политическая история.
Венедиктов отметил, что в современном мире все то, что делают и говорят ведущие политики, мгновенно разносится повсюду и становится доступным благодаря технологиям, а для очень многих людей любой глава государства всегда является авторитетом.
— Войны памяти между государствами реальны, их нельзя запретить, но всегда к этому нужно относиться скептически, мы должны понимать, что политики используют историю как инструмент. Но я категорический противник того, чтобы о войнах памяти говорили в отношении позиции историков или даже политических партий. Войны памяти — это не войны историков, это войны политиков, и не просто политиков, а руководителей государств.
Алексей Венедиктов в «Дилетантских чтениях»
В самом начале встречи Алексей Венедиктов также рассказал о главных темах ближайших номеров журнала «Дилетант». По его словам, июньский выпуск журнала будет посвящен Запорожской Сечи благодаря недавнему интервью президента Путина, в котором он высказался про генезис украинского народа. Основатель «Дилетанта» также сделал анонс первого исторического комикса под названием «Спасти цесаревича Алексея», выход которого небольшим тиражом ожидается 1 сентября, и пообещал представить комикс в первую очередь в Екатеринбурге.
— Мы будем стараться раз в месяц по каждому номеру проводить «Дилетантские чтения» в Ельцин Центре, находить и привозить сюда авторов, с которыми вы сможете общаться непосредственно, – отметил Венедиктов.
Читать о предыдущих «Дилетантских чтениях» в Ельцин Центре:
Очередные «Дилетантские чтения» пройдут в Ельцин Центре 22 марта. Гость новой встречи – известный российский адвокат Калой Ахильгов. Модератор – главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» в Екатеринбурге Максим Путинцев. Свежий выпуск журнала «Дилетант» посвящен Нюрнбергскому процессу, длившемуся чуть меньше года – с 20 ноября 1945 по 1 октября 1946 года. И этой же теме посвящены «Дилетантские чтения». Билеты здесь.