Посвящённая биографии Павла I встреча в рамках проекта «Дилетантские чтения» состоялась в атриуме Ельцин Центра 30 мая. Главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов и журналист Максим Курников в присутствии нескольких сотен зрителей обсудили жизнь и деятельность одного из самых загадочных российских императоров.
Почему Павел I так интересен? Ответом на этот вопрос Алексей Венедиктов открыл выступление.
— Если мы говорим о фальсификации истории, нет более фальсифицированных страниц, чем эпоха Павла I. Всё фейк, начиная от рождения и заканчивая смертью. Несчастный император, правил пять лет, а потом был забыт и оболган. Его историю писали те, кто его ненавидел, и те, кто его убил. В этом смысле Ивану Грозному, Борису Годунову и Иосифу Сталину повезло гораздо больше. Мне стало интересно покопаться в этом, сопоставить факты и понять, почему же в школьную историю он вошёл как сумасшедший и дебил и кем он был на самом деле.
«Тайна, помноженная на мрак»
Повествование о Павле I главный редактор «Эха Москвы» начал с рождения и детства будущего императора. Одним из источников информации об этом периоде являются записки Екатерины II, матери Павла, которую Алексей Венедиктов считает «одной из самых лицемерных русских цариц».
— Мама пишет в своих записках, что неизвестно, кто папа. Она вышла замуж за наследника русского престола в 16 лет. Брак с будущим Петром III — племянником императрицы Елизаветы Петровны и внуком Петра I — сложно назвать счастливым. Племянник выписывается в Петербург из германского герцогства Голштиния и отправляется под венец с единственной целью — получить ребёнка. Но ребёнка в его браке с Екатериной нет 9 лет, и это катастрофа.
В своих записках Екатерина пишет, как однажды её призвала Елизавета Петровна и спросила: «Кто вам больше нравится, Салтыков или Нарышкин?» Елизавета будто намекает: возьми любовника, роди наследника!
— Если взять портреты Павла I, его главная отличительная черта — отсутствие носа. «Меня хотят водить за нос, но к сожалению, носа нет», — иронизировал уже взрослый Павел. Он очень похож на своего отца, а не на красавцев-гвардейцев Салтыкова или Нарышкина. Но Екатерина пишет то, что пишет. Зачем? Чтобы не допустить Павла до трона, когда он подрастёт, — считает Алексей Венедиктов.
Жена Петра III переживает две тяжёлые беременности, которые заканчиваются ничем. Наконец в 1754 году появляется несчастный мальчик — и Елизавета Петровна сразу забирает младенца себе. Понятно почему: она хочет сделать наследника из него, а не из племянника. Ведь по указу Петра I о престолонаследии будущим императором может быть объявлен любой член дома Романовых.
Екатерина страдает — пишет, что несколько дней лежала в крови на простынях. Первые 40 дней она не видела своего ребёнка — ему были назначены мамки. Вот так началась жизнь Павла I.
«Мама убила папу, что за семейка!»
Проходит семь лет. Елизавета Петровна умирает, и на престол восходит Петр III, её племянник. Екатерина его свергает и заставляет гвардию принести присягу себе и малолетнему Павлу.
— Тётушка умерла, и через 7 месяцев мама убила папу. Что за семейка! — восклицает Алексей Венедиктов. — Притом что она не имеет вообще никаких прав на престол — просто немецкая принцесса, мама одного из Романовых. Придворные наверняка думают: Павел подрастёт, и станет императором. Но Екатерина будет править 34 года, всё это время разговаривая с подданными с тяжёлым немецким акцентом. А что маленький Павел? Он ничего не понимает. Вы представляете психологическое состояние восьмилетнего пацана? Жил под крылом тётки, потом отца убили, и он, нелюбимый матерью, растёт вдали от неё.
Обычно Павла изображают человеком малограмотным, но это неправда. Елизавета Петровна оставила ему библиотеку в 150 томов, в том числе книги Руссо, Монтеня. Будущий император учит немецкий, английский, французский, латынь, прекрасно знает географию. «Он вспыльчив, но отходчив», — пишет воспитатель восьмилетнего мальчика.
Маму он видит редко. Екатерина тем временем пытается выйти замуж за Григория Орлова, на что придворные ей якобы говорят: «Подчиняться императрице мы будем, а госпоже Орловой — никогда!»
В 16 лет Павел тяжело заболевает. Катастрофа! Ведь он единственный наследник престола. В XVIII веке люди умирали тысячами от разных болезней, которые не могли лечить как сейчас. Но когда он выздоровел, Екатерина первым делом задала докторам вопрос: сохранил ли он способность деторождения?
— Она не хочет передавать ему трон! Хочет, как Елизавета, чтобы он родил наследника. — продолжает Алексей Венедиктов. — Надо проверить, государственное дело: начинают искать ему девушку при дворе, чтобы она согласилась и понравилась императору. Находят. Павлу в этот момент 17 лет, парень влюбляется в девушку, и у них рождается бастард. Но ребёночка забирают, а фрейлину выдают замуж с царскими подарками.
Внебрачному сыну Павла I дают имя, которое у Романовых не принято, — Симеон и фамилию Великий. Его отдают на воспитание в морской корпус, затем он становится мичманом, а дальше его следы теряются. Впоследствии великий князь Николай Михайлович — историк и кузен Николая II, имевший доступ к семейным архивам, — утверждал, что старец Фёдор Кузьмич, которым по легенде стал император Александр I, инсценировав свою смерть, на самом деле и есть Симеон Великий.
«Вспыльчив, но отходчив»
Удостоверившись в том, что Павел не утратил способность к деторождению, Екатерина II решает его женить. Ему приводят трёх сестёр — принцесс дармштадских, и Павел выбирает Вильгельмину Луизу, которую крестят в Наталью Алексеевну.
Свадьбу играют в 1772 году, а в 1773-м начинается восстание Пугачёва. По иронии судьбы, на тот же 1773-й год выпадает 18-летие Павла. Он должен сесть на престол, и он это знает.
— Клубок, бомба! — продолжает Алексей Венедиктов. — Во-первых, Пугачёв. Он называет себя Петром III и идёт на Москву и Петербург забрать трон у жены-немки, которая его украла. Пугачёв был великий актёр: всегда носил портрет маленького Павла и, заливаясь слезами, на каждом пиру целовал портрет и поднимал тост за наследника — государя Павла Петровича.
Никаких контактов двора Павла с пугачевцами не зафиксировано, но один из будущих убийц императора в своё оправдание впоследствии напишет, что в Павловске офицеры проверяли дорогу на юг — а вдруг Пётр III настоящий?
Что доносили Екатерине? С одной стороны, бунтовщик, «маркиз Пугачев», который выдаёт себя за убитого мужа, — а она доподлинно знает, что Пётр III убит. С другой — жена Павла Петровича, которая подзуживает мужа: «бери трон». Двор наследника буквально напичкан шпионами.
Екатерина не передаёт трон. Более того, когда Павел просит разрешить ему посещать заседания сената, Екатерина ему отказывает. И повелевает жить не в Санкт-Петербурге, а за городом — в Павловске и Гатчине.
С пугачёвским восстанием расправляются с небывалой жестокостью. Страх призрака отца-наследника настолько велик, что с польского фронта отзывается Александр Суворов, который, впрочем, успевает приехать только к аресту бунтовщика и сопровождает клетку с Пугачёвым на казнь.
Тем временем случается счастье — молодая жена Павла беременеет. Но счастье было недолгим: при родах молодая цесаревна умирает и ребёнок рождается мёртвым.
Павел безутешен. Он запирается в покоях и рыдает. Екатерина боится, что её обвинят в отравлении, и собирает консилиум из десятков врачей. Они пишут, что Наталья Алексеевна умерла по естественным причинам — плод не так встал. Медицина XVIII века не могла с этим справиться.
Наследника по-прежнему нет, а Павел горюет в покоях. Тогда Екатерина идёт на экстраординарный шаг: требует к себе бумаги Натальи Алексеевны, которые хранятся в её личном кабинете в шкатулке. Идёт со шкатулкой к сыну и показывает письма, свидетельствующие о том, что у Натальи Алексеевны был роман с Андреем Разумовским, лучшим другом Павла.
— «Вспыльчив, но отходчив». Бумаги сжигаются, но на похороны жены Павел не приходит. А Разумовского сослали в Неаполь и в Вену. Через полгода Павел женится снова. От второй жены, Марии Федоровны, рождаются пять дочерей и четыре сына — и это только те, кто выжил. Романовы обеспечены наследниками. Но как только новая жена рождает Павлу первого сына, будущего Александра I, Екатерина забирает его к себе. И следующего сына, Константина, тоже. И не отец даёт им имена, а императрица. Один будет Александр, как Македонский, а другой — Константин, потому что будем брать Константинополь, — рассказывает Алексей Венедиктов.
«Русский Гамлет»
В 1781–1782 годах случается важное событие — Павел с женой под именем графов Северных путешествуют по Европе. Наследник русского престола встречается с папой римским, Фридрихом Великим и Людовиком XVI — тем самым, кого потом казнят на гильотине.
Все они оставили о нём записки — и в них не было никаких признаков того, что он сумасшедший. А люди были очень внимательные. Писали, что Павел вспыльчив, горяч, надменен, но отходчив.
Во время визита в Вену с Павлом случился анекдот, подлинность которого подтверждают архивы. Австрийский император пригласил Павла в театр вместе с женой. Должны были играть «Гамлета». Но исполнитель главной роли якобы сказал: «Я не могу это играть. Один Гамлет в театре, другой — на сцене. Отец убит, мать на троне». Актёру выплатили 50 золотых монет за находчивость, а по Европе пошло прозвище: «русский Гамлет».
Восхождение на престол
В ноябре 1896 года с Екатериной случается апоплексический удар. Она была настолько тяжела, что слуги не могли поднять её на кровать, и все шесть дней, что она умирала, императрица лежала на матрасе на полу.
Событие неожиданное — ей было всего 66 лет, в то время люди жили и дольше.
В Гатчину мчит Николай Зубов и первым сообщает Павлу, что у его матушки удар. Павел обнимает его, садится в карету и едет в Зимний. А следом выступают гатчинские полки, которые он создал по образу «потешных» войск Петра I. В их числе — первые профессиональные артиллеристы русской армии.
Мимо хрипящей матушки он проходит в её кабинет и занимает его — и тут происходит событие, о важности которого мы мало знаем. Вице-канцлер Александр Безбородко даёт Павлу какую-то бумагу. Павел читает, разрывает её в клочья, бросает в камин, обнимает Безбородко и говорит: «Я тебе этого никогда не забуду».
— Есть подозрение, что это был манифест Екатерины о том, что наследником престола назначается Александр I, в обход сына, — считает Алексей Венедиктов.
О том, что такой манифест мог существовать, есть ряд косвенных свидетельств. Последний фаворит Екатерины Платон Зубов и его брат Николай открыто насмехаются над Павлом — видимо, что-то знают. А в 1795 году, за год до смерти, Екатерина в письме барону Фридриху фон Гримму писала: «Сейчас мы поженим нашего ангела, а потом вы узнаете новость, которая всех поразит». «Нашим ангелом» при дворе называли Александра Павловича.
В кабинете матушки Павла ждёт ещё одна важная находка. Екатерина ещё жива — но он берёт шкатулку с её архивом и там находит удивительную записку с оторванной подписью: «Прости меня ради брата моего». Выясняется, что записка принадлежит перу Алексея Орлова — одного из тех, кто убивал Петра III. Так будущий император узнал, что его отец на самом деле погиб.
Екатерина Великая умирает, и Павел восходит на престол. Ему 42 года, 34 из которых он ждал этого события.
Месть и реформы Павла I
К Алексею Орлову в Москву посылают фельдъегеря: немедленно прибыть к новому императору. И уже престарелый придворный приносит личную присягу Павлу I на коленях, а затем участвует ещё в одном акте мести.
— Пётр III не был коронован, поэтому похоронили его не в Петропавловской крепости, а в Александро-Невской лавре, — говорит Алексей Венедиктов. — Павел I выкапывает останки отца и коронует их. Затем начинается пешая похоронная процессия к императорской усыпальнице. 18 декабря, очень холодная погода. Император несёт гроб с телом отца, за гробом без головных уборов идут убийцы, а Алексей Орлов без перчаток несёт императорскую корону. Хоронят Петра вместе с Екатериной — и это был единственный символический ответ Павла его врагам.
Новый император за пять лет своего правления провёл ряд реформ, самая важная из которых — военная.
На каждом корабле российского флота доселе была должность палача в штатном расписании. Павел, написав один из первых морских уставов, приказал её уничтожить и запретил одно из самых жестоких наказаний — килевание, когда провинившегося обвязывали верёвкой и протаскивали под килем корабля.
Павел ввёл ограничения по сроку военной службы — 25 лет (до этого служили бессрочно до самой смерти), организовал инвалидные дома и приюты для солдатских детей-сирот. Организовал кинологическую службу и усилил Балтийский флот, но самое важное — это артиллерия. По поручению императора генерал Алексей Аракчеев создаёт современную артиллерию, которая побеждает Наполеона в 1812 году. Вместо тяжёлых пушек на лафетах появляются мобильные расчёты при каждом полку.
Наконец, Павел вводит в армии русскую шинель вместо епанчи — накидки, которая ни от чего не защищала. И это нововведение также сыграло важную роль в победах 1812 года.
«У меня все Безбородки»
Внутренняя политика Павла запомнилась странным поведением по отношению к дворянам. Он был за равенство, но равенство рабов. Павел не видел различий между крестьянином и дворянином и часто повторял фразу: «В этой стране большие люди это те, с кем я говорю, и до тех пор, пока я с ними говорю». Когда вице-канцлер Безбородко умер, посол Франции спросил у Павла: «Вы, наверное, так страдаете?». А император ответил: «У меня все Безбородки».
Павел вернул телесные наказания дворян, отменённые его матушкой. Если офицер-дворянин пьянствовал, развратничал, бил солдат, — его наказывали. Кроме того, Павел вычеркнул из списка гвардии тех, кто записывался в офицеры детьми, и отозвал всех офицеров из отпуска — а многие находились в нем по 10-20 лет. Тех, кто отказывался, император увольнял: из одной только гвардии — 1570 человек, в том числе восемь екатерининских фельдмаршалов.
Павел обложил налогом дворянские усадьбы.
— Представляете, какой уровень ненависти он вызывал у офицеров в столице? — говорит Алексей Венедиктов. — Он кричал на них, дёргал за усы и так далее. Ещё Павел пытался ограничить крепостное право (три дня барщины), но, с другой стороны, раздавал крепостных налево и направо.
Отдельного внимания заслуживает финансовая политика Павла. Екатерина вела войны всё время, что вызывало большую инфляцию. Чтобы покрыть расходы, императрица ввела в оборот ассигнации, которые население не очень хотело принимать.
Павел начал финансовую реформу, создал казначейство, сжёг на площади перед Зимним дворцом пять миллионов рублей ассигнациями и приказал переплавить всю серебряную посуду Зимнего дворца в монеты.
Наконец, он выпустил важный указ о престолонаследии: отныне трон передавался по мужской линии от отца к сыну или к брату, если нет сыновей, а по женской линии, только если мужская сгинула. Указ действовал — больше переворотов в России не было.
«Властитель слабый и лукавый»
Главный вопрос о заговоре против Павла I — участвовал ли в нём Александр I? По словам Алексея Венедиктова, мы не знаем об этом точно, поскольку нет документов, но свидетельств в пользу этой версии предостаточно.
Во-первых, заговорщики за год до убийства уже тайно встречались с Александром.
Второе и самое важное — убийство должно было произойти на день раньше, но в тот день вокруг Михайловского замка дежурил полк, верный Павлу. На следующий день дежурили солдаты верного Александру Семёновского полка — и солдаты-семёновцы пропустили заговорщиков в спальню императора.
— Знал ли Александр? В 1804 году по приказу Наполеона был расстрелян один из принцев династии Бурбонов, и Александр пишет французскому императору письмо: «Вы подняли руку на особу королевской крови». На что Наполеон ответил: «Не вам мне об этом говорить». А когда после войны с Наполеоном Александру донесли о существовании тайных обществ, которые хотят его убить, император якобы ответил: «Не мне их судить». Так что «наш ангел», скорее всего, принимал в этом участие. «Властитель слабый и лукавый» — точное определение Пушкина. Он был очень лукавый и точно принимал участие в убийстве отца.
«Кому радуйтесь, а кому батька умер»
Царская семья охраняла тайну убийства Павла как никакой другой секрет. Официально Павел умер «апоплексическим ударом», что было записано даже в энциклопедии Брокгауза и Эфрона.
В России никто не смел публиковать что-либо на эту тему, и только два великих русских писателя — Пушкин и Толстой — говорили о том, что хотели бы что-то написать. Толстой планировал роман, а Пушкин — пьесу. И, когда поэт по высочайшему разрешению работал в государственном архиве по теме пугачёвского восстания, он вдруг написал в дневнике: «Кажется, я нашёл своего императора». К сожалению, многие архивы сгорели в 1837 году при пожаре Зимнего дворца.
Сегодня общеизвестно, что императору проломили череп и придушили офицерским шарфом — тем, что на поясе, а не на шее. Из Гатчины был вызван художник, чтобы замаскировать увечья. Тело Павла было выставлено на отпевание загримированным, а зрителям в церкви были видны только высокая шляпа и ботфорты.
По словам Алексея Венедиктова, в общественных собраниях, когда узнавали, что император скончался, люди начинали обниматься и целоваться, даже не зная про убийство. Но, когда один офицер вошёл в казарму с возгласом: «Радуйтесь! Император скончался», солдаты якобы ответили ему: «Кому радуйтесь, а кому батька умер».
О смерти Павла I горевали немногие. Например, фельдмаршал Михаил Кутузов, один из самых близких друзей Павла I, с которым они «соревновались» по количеству сыновей и дочерей. Или старообрядцы, которым Павел после двух веков гонений разрешил открывать свои церкви по России.
— Павел во внутренней политике опирался на представление о своём божественном праве — я помазанник божий, а вы все Безбородки. Когда мы смотрим его биографию, она даёт кое-какие объяснения этому — абсолютно одинокий и озлобленный человек. И это политическое одиночество обрекло его на гибель. Потому что солдаты и старообрядцы далеко, а близко была только ненависть, — подытожил Алексей Венедиктов «Дилетантские чтения».