Известный писатель, сценарист и культуролог Алексей Иванов 16 февраля в Ельцин Центре впервые представил публике свой новый масштабный исторический роман «Бронепароходы». Книга о речном флоте в годы Гражданской войны стала одной из главных художественных новинок начала текущего года.
Пятнадцатый по счёту роман Иванова, действие которого разворачивается на реках Волге и Каме с лета 1918-го по зиму 1919 года, увидел свет 24 января. Книга вышла рекордным тиражом в 80 тысяч экземпляров, одновременно эпическая сага «Бронепароходы» появилась на платформе Bookmate в электронной и аудиоверсии.
— Это роман о Гражданской войне на реках, — пояснил автор. — В 1918–1919 годах практически все враждующие силы в Приволжье имели собственные бронефлотилии: обычные мирные пароходы переоборудовали, вооружали и оснащали броней. Такие воюющие друг с другом флотилии были у эсеров в Самаре, у красных в Нижнем Новгороде, у повстанцев ижевских и воткинских заводов, у чекистов в Перми. Самое трагичное заключалось в том, что пароходы, ставшие участниками Гражданской войны, оказались её жертвами. Они попадали в руки то красных, то белых, а речников заставляли сражаться с товарищами по ремеслу, топить суда — красу и гордость речного флота. Однако мои герои говорят о том, что Гражданская война — это сражение не между белыми и красными. Поскольку каждый человек внутри себя немножко белый и немножко красный, война всегда идёт в душе человека.
В «Бронепароходах» лайнеры, баржи, буксиры, катера и канонерки предстают реальными персонажами романа, которых Гражданская война перемалывает так же, как людей. Иванов сумел оживить, одушевить их, поэтому гибель пароходов воспринимается читателем как смерть живого существа.
— Я сын инженеров, для меня всегда что пароходы живые, что уральские заводы живые. Мне не сложно изображать их с характерами, с судьбой. Они чувствуют, что происходит, реагируют, отзываются, страдают, переживают. Они принимают какую-то одну сторону, одним хозяевам они хотят подчиняться, а другим сопротивляются. Мы же все понимаем, что такое живой механизм.
Попутно в действие объемного 700-страничного нового романа Иванова вплетаются и другие сюжетные линии, так или иначе завязанные на речном флоте. Промышленная война за технологии, новые месторождения и рынки сбыта двух нефтяных корпораций России того времени — концерна Shell и компании братьев Нобель, захват золотого запаса Российской империи в Казани и убийство великого князя Михаила Романова, расстрелянного в окрестностях Перми.
— В философском смысле это роман об этике сохранения будущего. Этика эта сродни поведению матери, которая защищает своего ребёнка, не зная, кем вырастет этот человек. Роман посвящён тому, какими должны быть взаимоотношения между людьми и внутри общества, как нужно себя вести, чтобы будущее состоялось. Если общество начинает навязывать будущее, если нам говорят: «Будем жить, как наши предки», то это не настоящее, не подлинное будущее. Подлинное будущее неизвестно, но для него всегда должно быть какое-то место в обществе. Это место надо защищать и расчищать. Мой главный герой — капитан Нерехтин — как раз расчищает место для неизвестного будущего на своём пароходе для беременной Кати, демонстрируя этику сохранения будущего.
Алексей Иванов признался, что у многих героев его нового романа есть исторические прототипы. К примеру, образ пароходчика Дмитрия Якутова списан с известного уральского купца и общественного деятеля Николая Мешкова, а матроса Вольки Вишневского — с драматурга Всеволода Вишневского. Однако в «Бронепароходах» выведено и огромное количество реальных исторических деятелей — Лев Троцкий и Александр Колчак, адмирал Старк, Лариса Рейснер, сарапульский военком Седельников, чекист Жужгов, инженер Турберн.
— Если посмотреть на судьбы прототипов героев этого романа, то мы увидим, что почти все, кто выступал за большевиков, были расстреляны в годы сталинского террора, умерли от тифа либо бежали за границу. Ужасные, исковерканные судьбы и жизни, оборвавшиеся раньше времени. Потерпевшие поражение белые офицеры, воевавшие на речных кораблях, вынуждены были эмигрировать, но в результате они прожили долгую и весьма достойную жизнь. Многие из них добились больших результатов.
По словам автора, в «Бронепароходах» он попытался развеять некоторые мифы, бытующие о дореволюционной России с советских времён. Иванов рассказал, что в своё время был поражён, увидев в Екатеринбурге некоторые экспонаты и документы, представленные в музее царской семьи. К примеру, там есть карта будущего московского метрополитена и фотография, запечатлевшая участие Николая II в церемонии освящения подводных лодок.
— О дореволюционной России у нас представление советское, а эта парадигма навязывала нам мнение, что страна была нищей, отсталой, убогой, что Сталин взял её в лаптях, а оставил с ядерным оружием. Ничего подобного. Дореволюционная Россия была богатой, процветающей, сытой страной с огромным будущим. Она занимала пятое место в мире по уровню экономического развития и была куда более продвинута, чем Россия современная. В нищих странах революции не делаются, революции происходят только от сытости — когда у людей есть достаток, они решили бытовые проблемы и имеют деньги на то, чтобы поддерживать подпольную партию. Когда времени хватает на то, чтобы читать подпольную литературу, заниматься в кружках, — тогда рождается мысль о революции. Когда люди живут хорошо, но хотят жить еще лучше, но им не позволяют. А когда люди живут плохо, едва сводя концы с концами, никаких революций не происходит, все силы у людей уходят на поиск хлеба насущного.
Роман «Бронепароходы» — объемный, эпичный, насыщенный событиями и персонажами. Работа над ним заняла у автора почти два года. По признанию Иванова, это один из трёх его самых больших романов наряду с «Тоболом» и «Золотом бунта».
— Я помню, что, когда издавали мой первый роман «Сердце Пармы», критики упрекали меня в том, что он толстый, и такие романы сейчас не читают. В то время были в моде романы небольшого объёма с туманным сюжетом. Но оказывается, что толстые романы очень востребованы нынешней публикой, точно так же, как востребованы сериалы. Дело в том, что сегодня, в нынешней культуре, мы привыкли к обрывочной информации, которая подается мелкими дозами, — это информация в новостях, блогах. Но современному человеку нужна большая история, длинный рассказ. Он хочет долго-долго следить за событиями, за переживаниями героев, за изменениями их жизни. В этой потребности длинной истории и заключен успех крупного формата — больших романов и драматических сериалов.
После выхода в свет романа «Бронепароходы» Алексей Иванов к осени собирается завершить работу над книгой «Речфлот», посвящённой истории российского речного флота от момента появления первых пароходов до конца перестройки.
— Это страшно интересная история целой отрасли. Для уральцев, как любителей всего технического, она будет не менее интересна, чем история заводов. «Речфлот» я начал писать ещё до «Бронепароходов», дописал до момента Гражданской войны и остановился, чтобы написать роман. Я надеюсь, что к концу лета «Речфлот» будет готов и где-то уже осенью.