Алексей Федорченко – о «Войне Анны»

21 мая 2019 г.Татьяна Филиппова
Алексей Федорченко – о  «Войне Анны»

Кинофестиваль «Конец сезона» в Ельцин Центре завершился 4 мая предпремьерным показом фильма «Война Анны». Его представили режиссер картины Алексей Федорченко и ведущий киноклуба Вячеслав Шмыров.

Новый фильм режиссера – военная драма, в которой страшные события войны преподносятся через восприятие шестилетней еврейской девочки. Действие разворачивается на оккупированной территории, где после массового расстрела евреев чудом выживает закрытая телом матери маленькая девочка Анна. Вся её семья погибает, а люди, к которым она попадает, вновь сдают ее в комендатуру, где она сбегает от полицая и прячется в неисправном камине в течение двух лет.

Ей предстоит не просто выжить, но и сохранить в себе человечность благодаря воспоминаниям о погибших родных и близких. Большой рыжий кот помогает ей справиться с полным одиночеством.

Война, показанная через восприятие маленькой еврейской девочки, кажется ещё страшнее и бесчеловечнее. Каждый примеряет её ситуацию на себя: голод, холод, одиночество и неизвестность впереди.

История Анны уже имела большой успех у кинокритиков на фестивале «Белый слон», была удостоена специального приза жюри «Кинотавра» в 2018 году. В 2019 году получила премию «Золотой орёл» в двух из четырёх номинаций – «Лучший фильм» и «Лучший режиссер». А также премию «Ника» в номинациях «Лучший фильм» и «Лучшая женская роль».

Следует отметить, что остальные номинанты премии «Ника» также вошли в программу кинофестиваля Ельцин Центра «Конец сезона». Это и «Лето» Кирилла Серебренникова, «Человек, который удивил всех» Натальи Меркуловой и Алексея Чупова, «Довлатов» Алексея Германа-младшего и «История одного назначения» Авдотьи Смирновой.

Фильм состоялся благодаря тому, что режиссёр нашёл свою актрису. Ею стала шестилетняя Марта Козлова, дочь профессионального московского фотографа Марины Козловой. Сегодня ей восемь лет, она уже объездила весь мир и известна далеко за пределами страны.

Музыку к фильму написали Владимир Комаров и Ацуо Мацумото. В финале звучит колыбельная, написанная еврейским поэтом и композитором Мордехаем Гебиртигом, погибшим в Краковском гетто в июне 1942 года. В песне он обращается к дочери: «Видишь, кукла тоже голодна, но она не плачет. Видишь, кошка тоже хочет есть, но она же не плачет…». Песня, исполненная на идиш, звучит проникновенно, и даже те, кто не знает языка, всё равно не могут сдержать слез.

В силу специфики картины, Анна не произносит ни слова на протяжении всего повествования, звуки особенно важны для восприятия истории, ведь девочка постоянно вслушивается и пытается понять, что происходит за пределами ее убежища, откуда она выбирается только по ночам.

Работу над саунд-дизайном доверили профессионалу мирового уровня – лауреату Каннского кинофестиваля и премии «Сезар», Венсану Арнарди («Амели», «Город потерянных детей»). Позволить себе такого специалиста команда фильма смогла благодаря платформе Boomstarter, которая собирала средства для съемок. Помочь мог каждый желающий.

Киносообщество высоко оценило работу оператора-постановщика Алишера Хамидходжаева, лауреата Венецианского фестиваля. Он создал уникальный мир Анны, иногда похожий на Зазеркалье, потому, что очень многое девочка видит через треснувшее зеркало.

В фильме нет кровавых сцен и излишнего натурализма, поэтому ей присвоен рейтинг возрастного ограничения «12+». Юных зрителей, конечно, интересовала судьба кота, которого обнаруживают немецкие овчарки, но создатели фильма уверяют, что в процессе съемок никто не пострадал. Четвероногий «артист» по кличке Мажор был взят из екатеринбургского приюта для животных. Марта Козлова даже хотела увезти его в Москву, но кот заболел, и забрать его не получилось.

Всероссийская премьера фильма состоялась 9 мая.

Участники Киноклуба Ельцин Центра встретились с режиссёром накануне премьеры. Ведущему трудно было прервать молчание аудитории после просмотра фильма.

Каждое обращение зрителей к автору картины начиналось со слов благодарности. Ведущего и зрителей интересовало, видела ли картину со своим участием сама Марта, и как она к ней отнеслась.

Она была на премьере, рассказал режиссёр, и видела фильм. Больше всего она жалела кота, потому что это был её единственный партнёр. С Мартой работали в щадящем режиме, не пытались вводить её в какое-то особое состояние, как это делают некоторые режиссеры, доводя непрофессиональных актёров до необходимой кондиции.

– У нас всё происходило очень игрово, – пояснил Алексей, – и только время её угнетало. Но время – один из героев картины. В таком коротком метре передать долгие часы, дни и ночи ожидания было довольно сложно. Поэтому Марта садилась в камин, её задача была молчать и думать. Она сидела так часами, а оператор её снимал. Работала она по-честному, как взрослая актриса. Были кадры, которые длились 3–4 часа, а в фильме – это лишь несколько секунд.

Алексей Федорченко рассказал, как нашёл эту историю много лет назад.

– Всё началось с того, что я прочел в ЖЖ маленький рассказ на полстраницы про девочку, которая пряталась в немецкой комендатуре. Он подавался как реальная история про соседку автора. В рассказе она вышла из комендатуры, когда посёлок освободила Красная Армия. Потом девочка попала в детдом где-то во Львове и работала там нянечкой до конца своих дней, не очень длинных. Упоминалось, что в 70-х она уже умерла. Я не проверял эту информацию, мне это было не важно. Сама история была только посылом к написанию сценария. Всё остальное нами было придумано.

Почему я взялся за фильм? Действие происходит на Полтавщине, а у меня папа из этих мест, и я всё свое детство, особенно лето, проводил там. Застал людей, живших под оккупацией. Папа в шесть лет попал под оккупацию, и все мои родственники были под оккупацией. Мне было интересно передать, что они чувствовали. И хотя мы снимали здесь в Екатеринбурге, мне хотелось передать атмосферу Украины, которую я безумно люблю. Эта история могла произойти где угодно: в Белоруссии, России, Польше. Уверен, нечто похожее происходило, – подчеркнул Алексей.

Режиссёр долго не писал сценарий, потому что не верил, что сможет найти актрису. Дети, которые сегодня снимаются в кино, выглядят сытыми и довольными. Особенно глаза их выдают.

– Вдруг наткнулся в интернете на фотографии пятилетней девочки, её мама, замечательный фотограф Марина Козлова, выложила их в сеть. Как увидел её глаза, понял, что актриса есть и начал писать сценарий.

Сценарий изначально был больше. Писался в соавторстве с Натальей Мещаниновой. Она – мастер диалогов. И она написала эти диалоги для сцен с французами, поляками, венграми, румынами, которые постепенно отпадали. В кадре осталась только девочка. Конечно, это трагедия для актеров. Увы, драматургия побеждает.

В титрах многие заметили фамилию известного уральского драматурга Николая Коляды. Естественно возник вопрос, кого он играл, и остался ли он в фильме? Федорченко пояснил, что Коляда появляется в сцене Рождества с семисвечником в руках, играет немецкого ряженого. Для Анны он – как послание из прошлого.

Растроганные зрители спрашивали, почему не слышно голоса Анны, почему, оставшись одна, она не поёт и не говорит сама с собой?

– Она понимает, что любой звук для неё – это смерть, ею движет страх быть обнаруженной. Мир Анны – это мир предметов, которые находятся на расстоянии вытянутой руки. Благодаря этому фильм можно смотреть несколько раз, в нем несколько слоев, есть, что разглядывать. Это замечательная работа художника Алексея Максимова. Все предметы в кадре в основном настоящие, – пояснил режиссёр. – Если это учебники, то на украинском языке 1939 года. Если учебные пособия, то 40-х годов. Карты, которую в финале сокрушает Анна, просто не могло быть. Туда вошли территории, оккупированные ещё в 1939 году. Эта карта существует в единственном экземпляре.

Режиссёра также просили рассказать про удивительные старинные интерьеры. Он объяснил, что всего было использовано три локации, не считая натуры. Большинство сцен снималось в Центре современного искусства (ГЦСИ). Это бывшее здание земской школы. Такие школы в начале ХХ века строились по всей стране. В Екатеринбурге их было тринадцать штук. Осталось три. Парадную лестницу, второй этаж и чердак снимали в поместье Железнова по улице Розы Люксембург, которое сейчас находится на реставрации. В павильоне смонтировали фрагмент коридора и учебный класс. В нем и сделали камин – настоящее инженерное сооружение. Чтобы Марте и оператору было комфортно, любую стенку можно было убрать. Половину фильма сняли там. Внешний вид комендатуры – это тоже ГЦСИ.

В фильме – открытый финал. Нет даже намека на то, что Анна остаётся жива. От режиссёра участники киноклуба узнали, что девочка пряталась в комендатуре с ноября 1941 года по апрель 1943-го, когда Полтавщина была освобождена.

– Я по-всякому прикидывал, – рассуждал Алексей, – как она могла два года выживать, но у меня не получалось. Мы очень подробно, почти научно, подошли к картине. Девочка должна была пить, есть, ходить в туалет, сколько-то выдерживать без еды. Мы снимали два месяца. И я не представляю, как ребёнок смог за два года не сойти с ума.

– Реальность оказалась фантастичнее, чем жизнь, – подытожил Вячеслав Шмыров. – Мы знаем много примеров, когда участие в фильмах ломало судьбы детей. Как вы думаете, как повлияет это работа на судьбу Марты?

– Марта обычный, нормальный ребёнок. У нее свои заботы. Её мама два дня назад родила третьего ребёнка. Марта с ужасом думает о том, как будет справляться со вторым братом, она собирается помогать маме, так у них в семье принято.

Фильм был показан в Германии, рассказал Алексей Федорченко. Зрители интересовались, как отнеслась к фильму немецкая публика.

– Там его смотрят точно так же, как во всём остальном мире. Вы знаете, они уже давно абстрагировались от своей истории и не испытывают чувства вины. Это уже другие немцы. Они теперь – европейцы.

Вопрос из зала: «За вас сегодня борются продюсеры?»

– Никто особенно не борется. Деньги стало добывать проще. То, на что дают деньги, на сериалы с плохими сценариями – для меня это неприемлемо. Кроме того, сериалы мне неинтересны как формат. Вы заметили, что я люблю малые формы. «Война Анны» длится всего 75 минут. Любимый жанр – микроновелла, когда фильм состоит из микроисторий, как «Небесные жёны луговых мари» или «Ангелы революции». Мне кажется, что сегодня это правильный формат. Коротким предложением можно сказать очень много, поэтому у меня беда с текстами, – пошутил режиссёр. – Я пишу рассказ на несколько страниц. Потом начинаю вымарывать абзацы, предложения, слова и буквы. Остаётся пара строчек. Как писатель, я ничего бы не заработал.

Алексей считает, что «Войну Анны» надо смотреть вместе с его более ранним документальным фильмом «Давид». Эти фильмы составляют дилогию про еврейских детей военного поколения. Участники обсуждения выразили желание посмотреть их вместе, здесь в киноклубе.

Вячеслав Шмыров и Алексей Федорченко поздравили зрителей с Днем Победы, пригласили их на другие праздничные мероприятия Ельцин Центра.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.