Режиссёр Александр Велединский в Ельцин Центре 5 ноября представил свою новую работу — фильм «1993». Это картина о трагических событиях в Москве тридцатилетней давности глазами одной семьи, расколотой надвое захлестнувшим Россию острым внутриполитическим кризисом.
Александр Велединский, хорошо известный отечественной публике своей отмеченной многими наградами экранизацией романа Алексея Иванова «Географ глобус пропил», вновь обратился к современной русской прозе. Фильм «1993» снят по мотивам одноименного романа Сергея Шаргунова, где в центре сюжета обычная российская семья Брянцевых и Москва того времени. Новый проект режиссёра был поддержан Фондом кино и телеканалом «Россия 1».
Перед показом фильма «1993» Александр Велединский уже по традиции, сложившейся после премьеры в столичном киноцентре «Октябрь», не стал желать зрителям приятного просмотра, а киновед и руководитель киноклуба в Ельцин Центре Вячеслав Шмыров заметил, что в День народного единства публика увидит картину, где этого единства нет.
— Фильм уже сегодня критиками оценивается очень высоко, а Ельцин Центр, понимая всю остроту этой картины, посчитал нужным её показать, — отметил Шмыров.
Режиссёр рассказал, что съёмки этой масштабной картины начались лишь в 2022 году, хотя ещё в мае 2021 года у него уже были готовы четыре варианта сценария. Затем, в течение долгого периода, пришлось добиваться от властей возможности снимать фильм возле главных административных зданий столицы и построить на одну ночь баррикады в центре Москвы, и это удалось лишь весной текущего года.
На главные роли в свою новую картину Велединский пригласил Евгения Цыганова и Екатерину Вилкову. Герой Цыганова — Виктор — в прошлом занимался наукой и запускал советский луноход, а теперь от безденежья вынужден чинить московскую канализацию в аварийной бригаде. Его жена Лена в этой же службе работает диспетчером. Квартиру в Москве они обменяли на загородный дом, где вместе с дочерью Таней пытаются пережить трудные времена, надеясь на урожай с приусадебного участка и козу Асю.
Если в 1991 году герой Цыганова ходил к Белому дому в числе сторонников Ельцина, то спустя два года он декларирует: «Я не за „красных“ и не за „белых“, я за народ!». Условные «белые» тут стоят за курс Ельцина, «красные» — за Верховный совет. Выжидательная позиция в конечном итоге приведёт Виктора в ряды защитников парламента, а по другую сторону баррикад окажется его жена, мечтающая открыть собственный бизнес.
90-е в масштабной ленте Велединского — типично «лихие» со всей полагающейся атрибутикой: безденежье, пьянство, проституция, бандитизм и даже тараканы-мутанты. Режиссёр пытается спрятать эту реальность за фантасмагорическими сценами, где Майкл Джексон с лицом Цыганова движется по Луне своей знаменитой походкой в момент, когда главного героя бьют в отделении милиции, или в роли ночного таксиста, ведущего с Виктором беседу, появляется восставший из мёртвых Константин Циолковский.
А ещё в фильме много музыки, тонко и верно передающей нерв эпохи. И преимущественно эта музыка — русский рок. С ленты кассетного магнитофона звучат Егор Летов, Янка Дягилева и группа «Ноль», а песню Виктора Цоя «Кукушка» поют хором под гитару по обе стороны баррикад.
После показа картины октябрьские события 1993 года и сам фильм, который 28 ноября появится уже не только в прокате, но и на платформах Okko и Kion, обсудили Александр Велединский и журналист, писатель Борис Минаев. Оба участника дискуссии были свидетелями событий, которые легли в основу фильма. Велединский вечером 3 октября, увидев из окна бэтээры, с друзьями по Высшим курсам сценаристов и режиссёров отправился к Останкино, а Минаев, который в то время работал в журнале «Огонёк», жил неподалёку от телецентра.
Режиссёр отметил, что даже спустя тридцать лет не появилось ясной и чёткой картины происходящего, не утихают споры о причинах и последствиях, нет консенсуса в том, с чьей стороны раздались первые выстрелы. Минаев напомнил, что в ходе столкновений погибли 156 человек, из них 21 — военные и милиционеры. И эти цифры не опровергаются комиссией Госдумы, которая позже расследовала эти события. В состав этой комиссии входил и Сергей Шаргунов — автор романа «1993».
— У этого фильма есть большое достоинство — здесь показано страшное лицо гражданской войны, — подчеркнул Минаев. — И это противостояние показано в деталях, в атмосфере событий, когда люди готовы ненавидеть друг друга, бросаться друг на друга с тем оружием, которое у них есть. И для того, чтобы эта гражданская война не охватила всю страну, не проникла в каждую семью и не похоронила под собой всё, что тогда делалось, нужно было применить силу. В Музее Бориса Ельцина есть зал, где всё это показывается и рассказывается очень подробно.
Велединский, который своей новой работой пытался создать не только семейную сагу, но и хронику трагических событий октября 1993 года, говорит, что, на его взгляд, можно было обойтись без применения силы.
— Я пришёл к Останкино с идеологией и ценностями 1991 года, но изменился, когда полежал под пулями. Ключевой сценой фильма я считаю разговор в такси, когда герой Цыганова говорит очень важную вещь, которой не было в романе, но она совпадает по мотивам и смыслу с ним. Виктор признаётся, что не любит никаких вождей и говорит, что сейчас борются не добро со злом, а зло со злом. Я убеждён, что «добрых» царей не бывает, вожжи для всех нас найдутся у любой власти, — отметил режиссёр. — Мы до сих пор живём в расколе, прошло тридцать лет, а единство пока так и не достигнуто. Но мы все надеемся, что когда-то это случится.
Казалось бы, авторы картины не пытаются расставить точки над i в конфликте, стараясь парить над схваткой. Однако, по словам Минаева, этот невероятно эмоциональный фильм, где очень много примет времени, заставляет зрителей смотреть на ситуацию глазами обаятельного главного героя, которому своей харизмы и интеллекта добавляет Цыганов.
— Для меня тогда героями были люди, которые защищали идеалы и ценности 1991 года. Вокруг идеи «защиты Конституции» в октябре 1993 собралось очень много разного народа. Я всегда вспоминаю Виктора Ампилова — «пламенного» большевика, коммуниста, ленинца, который вёл на баррикады огромное количество людей под красными флагами и знамёнами Сталина. Вся эта история обладала признаками вооружённого мятежа, — резюмирует Минаев. — Герой фильма — за справедливость, но было бы несправедливо, если бы тот исторический поворот, который сделала Россия в 1991 году, закончился катастрофой.