Александр Устинов: 50 лет «Правды»

30 сентября 2022 г.Наталья Шурмина
Александр Устинов: 50 лет «Правды»

В Арт-галерее Ельцин Центра 22 сентября открылась выставка легендарного советского фотографа Александра Устинова, более 50 лет проработавшего в «Правде» — главной газете Советского Союза. Основой экспозиции стали репортажные снимки значимых событий в истории страны, которые по разным причинам в своё время не попали на газетные полосы.

Выставка «Власть и правда Александра Устинова» организована совместно с московской Галереей Люмьер, много лет специализирующейся на искусстве фотографии. Работы классика советского фоторепортажа 30–70-х годов из сохранённого его дочерью архива и некоторые опубликованные при жизни автора снимки можно будет увидеть в Екатеринбурге до 13 ноября.

Работы Устинова имеют особую историческую ценность, поскольку он с 50-х годов прошлого века также являлся официальным фотографом Кремля и долгое время вплотную работал с представителями нескольких поколений высшего эшелона советской власти.

— Фотограф Александр Устинов — это человек, который прожил очень долгую, яркую и насыщенную жизнь. Это настоящий свидетель XX века, на чью жизнь пришлись удивительные события в новейшей истории нашей страны, а нам очень важно говорить о том, что происходило в прошлом и происходит сегодня, — отметил на церемонии открытия выставки директор Арт-галереи Ельцин Центра Илья Шипиловских. — На снимках Устинова представлено много разных сюжетов. Здесь можно увидеть отношения власти с поэтами и художниками в 60-е годы, есть целая вереница встреч руководителей СССР с главами и лидерами других стран — кубинцем Фиделем Кастро, латиноамериканским революционером Эрнесто Че Гевара, египтянином Насером. Каждая из этих работ интересна по-своему, каждая — свидетельство истории страны.

Экспозиция состоит из трёх исторических блоков, которые кураторы выставки выделили красным, синим и белым цветом, но особое и важное место в ней занимает время хрущёвской «оттепели».

Глазами Александра Устинова можно увидеть первый визит советского лидера Никиты Хрущёва в Соединённые Штаты Америки, который состоялся в сентябре 1959 года. Советского лидера в условиях холодной войны принимали тепло и уважительно не только в кругах политической и культурной элиты, но и простые жители США. На снимках Устинова Хрущёв выглядит миролюбиво: улыбается, жмёт руки, приветствует. Карибский кризис — острый политический и военный конфликт между СССР и США, который поставил мир на порог ядерной войны, — ещё впереди. Фотографии, сделанные в ходе этой насыщенной двухнедельной поездки, расположены на синей стене Арт-галереи.

Рядом на красном фоне представлены фотографии, сделанные в ходе многочисленных поездок Хрущёва по СССР. Его самый большой вояж по стране, когда он посетил целый ряд областей России и несколько союзных республик, пришёлся как раз на разгар Карибского кризиса.

На противоположной белой стене фотографии расположены несколькими сюжетными группами. Одна из них — никогда не публиковавшиеся фотографии неофициальной жизни правительства, среди которых редкие кадры со дня первой в мире свадьбы космонавтов — Андрияна Николаева и Валентины Терешковой.

Ещё один ключевой сюжет — посещение Хрущёвым выставки авангардистов в московском «Манеже» 1 декабря 1962 года, фоторепортаж с которой так и не был опубликован в «Правде». Разгромный доклад, вышедший в газете на следующий день, также представлен в экспозиции. Принято считать, что в этот день навсегда разошлись дороги советского реформатора и поддерживавшей его интеллигенции. Тогда делегация во главе с Хрущёвым прибыла на открытие выставки студии профессора Элия Белютина «Новая реальность» Московского отделения Союза художников СССР. Советский лидер трижды обошёл большой зал, где были представлены работы 60 художников группы. Хрущёв грязно ругался почти у всех картин, требовал запретить подобное творчество, обзывал авторов и грозил им выдворением из страны.

Вступить с Хрущёвым в спор посмел лишь уральский скульптор Эрнст Неизвестный, чьи работы также вызвали бурную критику вождя. По воспоминаниям Неизвестного, в конце этой дискуссии Хрущёв сказал ему: «Вы интересный человек, такие мне нравятся, но в вас одновременно сидят ангел и дьявол. Если победит дьявол, мы вас уничтожим, а если победит ангел, мы вам поможем». Объектив Александра Устинова выхватил момент, когда советский лидер пожимает руку скульптору, который спустя годы изваяет попавшему в опалу Хрущёву надгробный памятник.

Кураторы выставки Наталья Григорьева-Литвинская, Александра Анисимова и Наталья Герасина дополнили этот раздел фотографиями со встречи Хрущева и интеллигенции в 1962 и 1963 годах, дошедшими до нас как мрачные свидетельства противостояний мира искусства и культурной политики страны. На одном из кадров за банкетным столом сидящими рядом можно увидеть Эрнста Неизвестного, поэта Евгения Евтушенко и министра культуры СССР Екатерину Фурцеву с явно недовольным лицом.

— Это очень интересная, насыщенная и контрастная экспозиция, которая может ответить на некоторые вопросы, которые люди себе задают сегодня. Это вопросы о причинах и истоках происходившего, об истории страны, — подчеркнул в ходе открытия выставки программный директор Ельцин Центра Илья Смирнов. — И мы благодарны Галерее Люмьер за возможность изучить снимки Александра Устинова.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.