Александр Морозов – о гражданском обществе и социальных медиа

1 августа 2016 г.Татьяна Филиппова, Хати Такидзе
Александр Морозов – о гражданском обществе и социальных медиа

Гостем Ельцин Центра 28 июля стал Александр Морозов – известный журналист, политолог и блогер. Он посетил Музей Б.Н. Ельцина, а также прочитал лекцию о новых тенденциях в социальных сетях, поделившись результатами своих исследований на тему «Интернет и гражданское общество».

Александр Морозов – создатель Московского клуба блогеров имени Иммануила Канта, приглашенный лектор Рурского университета, с августа 2011 года – главный редактор «Русского журнала», директор Центра медиаисследований УНИК, постоянный автор Slon.ru, Colta.ru, Forbes, Газета.ру, «Ведомостей», «Континента», «Пушкина».

Александр Морозов в Музее Б.Н. Ельцин

Видео: Александр Поляков

– Как блогер я начал довольно поздно, в 2008 году, в ЖЖ, когда там уже сложилось сообщество авторитетных и читаемых людей, – рассказал Александр Морозов. – Организовал клуб блогеров. Это был общественно-политический клуб, где собирались левые и правые, националисты и либералы. В 2011 году, когда начался общественный подъем, клуб прекратил свою работу, потому что все спикеры ушли на улицы, в общественную жизнь, связанную с выборами. Но все же это было значительное событие в жизни столичного города. Теперь я, отстающий от общего процесса, блогер в «Фейсбуке». Более продвинутые перешли в «Телеграм». Теперь надо читать его. Я никуда не трогаюсь, потому что у меня в «Фейсбуке» образовалась вполне приличная аудитория в 15000 лояльных и преданных мне читателей. Я пишу для них. Это, конечно, не сто тысяч, как у Олега Кашина, но вот у Михаила Ходорковского, я узнал, всего семь тысяч подписчиков, и меня это радует. Таким образом я могу себе позволить разговаривать «через губу» со всеми, у кого аудитория в два раза меньше, - говорит Морозов.

Одной из первых образовавшихся тенденций Морозов назвал размежевание социальных ролей блогеров в соцсетях. Все борются за внимание аудитории, но интересно, какой формат при этом используют? Тремя самыми выигрышными позициями оказались, по мнению лектора, тролли, мизантропы и муниципальные депутаты. Известные мизантропы – Дмитрий Галковский, Дмитрий Ольшанский, Егор Просвирнин – люди с обособленной позицией неприятия, своего рода менторы.

У тех, кто промышляет троллингом, тоже довольно сильная и агрессивная позиция, направленная на развенчание мифов, уничтожение политических альянсов и мезальянсов. Пример публичного троллинга – блог Константина Рыкова.

«Муниципальные депутаты», считает Морозов, это активисты с довольно большой аудиторией, которая следит за их личными проектами. Тут можно назвать и Сергея Пархоменко с его «Последним адресом», и Александру Порошину, которая влезает в любые скандалы и на этом делает себе имя. Результатов она не добивается, но ее все знают в качестве яркого, интересного человека, который постоянно нападает на власть.

Александр приводит названных блогеров в качестве примера успешных персональных стратегий. Данные стратегии не распространяются на таких персонажей общественной жизни, как Ксения Собчак, или, скажем, мэр Екатеринбурга Ройзман, у которых есть сильная -офлайн-позиция, которая в блогинге делает их автоматически интересными, независимо от того, какую стратегию они выбирают.

Второй важной темой для обсуждения стало развитие «черного гражданского общества». Известный испанский социолог Кастельс еще пятнадцать лет назад оптимистично описал времена замечательной электронной демократии: граждане смогут голосовать по важнейшим государственным вопросам, не отрываясь от компьютеров, и решать их в Сети. И все это в некоторой степени состоялось, но внезапно выяснилось, что управлять процессами с помощью социальных медиа гораздо умнее и эффективнее.

– Российское общество военных реконструкторов жило себе спокойно, занималось реконструкцией Бородинской битвы и сражений Первой мировой войны, дружило с подобными себе организациями в Европе. Кто бы мог подумать, – недоумевает Александр Морозов, – что на базе сообществ в социальной сети, образованных военными реконструкторами, Игорь Стрелков сможет внезапно организовать систему, которая будет участвовать в присоединении Крыма и создаст сложности в Восточной Европе. А сделали это всего-навсего тридцать пять человек, которые вышли из этих реконструкторских сетей. И никому не пришла в голову мысль, что возможна такая мобилизация. Точно так же выясняется, что в условиях какого-то военного конфликта мобилизация людей может протекать через общественные и полуобщественные организации, которые быстро рекрутируют добровольцев в социальных сетях.

Вопрос исключительно в том, военные реконструкторы – это гражданское общество или нет? Конечно, гражданское общество. Когда они организуются и отправляются в Крым, они все равно остаются частью гражданского общества. Таким образом, перед нами довольно сложная проблема, которая возникала при анализе состояния общества между Первой и Второй мировыми войнами. Нацистские организации в Германии и фашистские в Италии – их надо интерпретировать как гражданские? Все общество было пронизано ими. Граждане в них участвовали совершенно искренне, - считает Морозов.

Третий момент, обозначенный лектором как тенденция, раскрученная в блогосфере, – падение экспертного авторитета. Так воспитано европейское общество, и российское в том числе, что высокообразованные люди обладают преимуществом высказывания. Если человек не специалист, то он прислушивается к мнению специалиста, аналитика, эксперта. Сейчас в соцсетях преобладает мнение, что каждый человек имеет право быть экспертом. Социальные медиа стремительно усиливают эти позиции. Люди высказываются о мятеже в Турции, о проблемах космической программы РФ или налоговой реформы – они формируют колоссальную среду, которая перестает доверять экспертному мнению и считает, что всякое экспертное мнение точно так же куплено и проплачено кем-то, как любое другое. Таким образом, по мнению Морозова, происходит окончательное обнуление публичной роли экспертного знания. Пугающая ситуация, потому что если это будет дальше развиваться, то встанет вопрос о том, что общество само будет избирать экспертов, к мнению которых будет прислушиваться.

– Если все равны в своих мнениях, – говорит известный блогер, – то давайте назначим кого-нибудь и будем ему верить. В известной степени так и происходит. Люди все меньше доверяют большим производителям контента и начинают панически прислушиваться к мнению авторитетного для них человека. В этом смысле блогером быть хорошо, потому что у тебя есть аудитория, которая тебе доверяет и думает: раз ты так написал, то и мы будем думать точно так же.

Четвертая тенденция, развивающаяся в социальных сетях, связана с гражданской журналистикой. Что является гражданской журналистикой, а что свидетельствует о коррумпированности социальных медиа – сложный вопрос, который обычному человеку разрешить нелегко. Существует коридор, по которому проходит некоммерческая журналистика – с большим напряжением, подвергаясь постоянному искушению, потому что блогер, как и журналист, – просто человек, который идет через лес, полный чудовищ. Слева над ним нависают политические силы, которые пытаются навязать ему цензуру. Справа угрожают корпорации, которые заставляют его замолчать или написать так, как им надо. А у него семья, и он отбивается из последних сил. Кто-то ждет достойных предложений и подходящих цен. А кто-то демонстративно уходит из сетей.

И это особенно ценно потому, что если бы этого не было, то означало бы, что чары зла одержали над нами окончательную победу. А так мы еще держимся и декларируем в сетях, согласно Кастельсу, демократические и либеральные ценности, – заключает лектор.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.