Александр Кушнир: «Русский рок стал абсолютно аполитичным»

17 января 2020 г.Михаил Лузин
Александр Кушнир: «Русский рок стал абсолютно аполитичным»

В книжном магазине «Пиотровский» в Ельцин Центре 12 января прошла лекция «Запрещённый рок: магнитофонная культура СССР» московского журналиста и музыкального продюсера Александра Кушнира. Поводом стало переиздание его книги «100 магнитоальбомов советского рока. 1977–1991: 15 лет подпольной звукозаписи».

«Пиотровский» стал первым в России магазином, где начались продажи нового тиража одной из наиболее цитируемых рок-энциклопедий в современной истории.

Издание содержит содержит около 400 страниц и 500 иллюстраций, и неоднократно переиздавалось с момента выхода первой версии в 1990-м году. В основу книги легли многочисленные интервью Александра Кушнира с музыкантами и людьми, участвовавшими в записи альбомов, писателями, фотографами и художниками.

В своей почти трехчасовой лекции автор рассказал увлекательные истории о препятствиях, с которыми сталкивались рок-герои 80-х годов, и возможностях, которые открывались благодаря присущей им внутренней свободе.

Первое поколение советских рок-музыкантов кануло в Лету по причине отсутствия записей, – начал лекцию Александр Кушнир. – Такие авторитетные в Ленинграде 70-х группы как «Большой железный колокол», «Россияне» или «Санкт-Петербург», были сосредоточены на выступлениях на танцах в домах культуры и пансионатах, и не оставили после себя ничего. Главная московская супергруппа «Високосное лето», которая на рубеже 70–80-х годов конкурировала с «Машиной времени», осталась в коллективной памяти лишь фрагментом фильма «Шесть писем о бите».

– В конце 70-х наиболее продвинутые музыканты задумались: мы растём на песнях «Битлз», а «Битлз» – это альбомы, – сказал Александр Кушнир. Под влиянием подобных мыслей бас-гитарист «Високосного лета» Александр Кутиков устроился уборщиком в ГИТИС, где была студия, и сделал там первые записи «Машины времени». В итоге он перешел в ансамбль Андрея Макаревича, а лучшая, по мнению многих, группа Москвы в скором времени распалась.

В Ленинграде подпольная звукозапись развивалась по другим законам. Пионером «альбомного мышления» стал Борис Гребенщиков. Летом 1978-го года на лужайке у берега Невы БГ и его коллега Майк Науменко из группы «Зоопарк» записали при помощи магнитофона «Маяк-202» акустический альбом «Все братья – сёстры». Первый тираж составил всего 10 экземпляров – именно столько фотографий-обложек отпечатал Андрей «Вилли» Усов. На ней изображены в профиль БГ и Майк, держащие в руках статуэтку Будды. А вдохновением для песен будущего лидера «Аквариума» послужили лирика Боба Дилана и философия Энди Уорхола. Издания о них можно было купить в букинистическом отделе ленинградской «Академкниги».

– Не было никакого железного занавеса, его придумали потом, – уверен Александр Кушнир. – Был главный советский битломан Коля Васин, в серванте которого стояла святыня – пластинка с подписью «Коле Васину от Джона Леннона». Коля просто написал письмо Джону: мол, я ваш фан из Советского Союза, пришлите, пожалуйста, автограф. И в 1976-м году Васин получил повестку – но не из КГБ, а из почтового отделения, о поступлении пластинки из Нью Йорка. Да, люди в то время читали в газетах, что выслали Бродского, что Солженицына лишили гражданства, но это вторая реальность, а Коля просто взял и написал письмо.

В 1980-м году на волне либерализации, связанной с Олимпиадой, в Тбилиси прошёл первый советский рок-фестиваль «Весенние ритмы», а в Москве заработала иновещательная радиостанция Moscow World Service. Записи «Машины времени» и «Воскресенья» можно было услышать в Лондоне или Тель-Авиве, и необходимость в качественной звукозаписи стала очевидна многим. В Ленинграде заработала в полную силу студия Андрея Тропилло в Доме юного техника на Охте, в Свердловске на студии «Сонанс» в Архитектурном институте писались группы «Трек» и «Урфин Джюс».

В период 1983–1984 годов рок ушел в подполье из-за «закручивания гаек» новым генсеком Юрием Андроповым. Концерты практически прекратились, но именно в это время было записано множество альбомов, упомянутых в книге, отметил Александр Кушнир.

Вскоре после начала Перестройки начался новый мощный всплеск советского рок-движения. Осенью 1987-го года на фестивале в Подольске выступили практически все значимые в то время группы страны.

– Пять тысячи хиппи, два дня, двадцать групп. Это был советский Вудсток. Я там был, и это событие сильно изменило мою жизнь, – сказал автор «Ста магнитоальбомов». – После того, как я услышал «Калинов мост» и «Наутилус Помпилиус», я написал заявление и ушел с работы, думая примерно следующее: зачем быть грузчиком на аэродроме, когда есть такое?.

После увольнения и началась карьера Александра Кушнира как музыкального журналиста.

В завершение лекции Александр Кушнир ответил на вопросы для сайта Ельцин Центра.

– Как советская подпольная звукозапись повлияла на политические события, которые происходили в России на рубеже 80-х и 90-х?

– Во-первых, все началось года за два до событий, о которых ты говоришь – тогда, когда рухнула стена между Восточным и Западным Берлином. Я уже потом узнал, что там оказался весь цвет мировой музыки. Сидели они в центре Германии, писали свои великие хиты и альбомы, и в итоге никакой режим и никакой порядок не смог этого выдержать. Можно с этим соглашаться, можно спорить, но рок – это такой допинг свободы. Или таблетки для мозгов, которые делают людей свободными. Это такой идеальный гипноз – чтобы кому-то начинать писать стихи, кому-то выходить на баррикады и на митинги, а кому-то, как мне – просто писать заявление об уходе с работы и становиться свободным человеком как по форме, так и по содержанию.

Реально знаю очень много людей, которые выросли на музыке «Аквариума», «Зоопарка», «Машины времени», «Воскресенья», «Телевизора» и «Бригады С», и которые потом начали творить другую историю. Понятно, что кроме музыки, их воспитывали книги, самиздат, стихи Бродского, Солженицын и новый советский кинематограф. Но получается, что в этом четырёхугольнике – кино, театр, поэзия и рок – всё воедино как-то срослось. Всё это будто пробка из бутылки шампанского выплюнулось, и случилось то, что должно было случиться. Один критик написал: в конце 80-х любой кривой гитарный аккорд воспринимался, как звук великой свободы.

– Если бы ты писал книгу о ста магнитоальбомах 90-х годов, какие пластинки ты бы выделил?

– Я бы такую точно не писал. Думал об этом, но [музыкальные] 90-е оказались печальным послесловием [к 80-м]. Две картинки это символизируют, два провала, и я был их свидетелем – когда встретились два мира и две цивилизации. «Текила Джаз» играла перед Smashing Pumpkins, и было понятно, кто есть кто. А потом два вечера подряд я ходил смотреть, как Дэвида Бирна разогревает группа «Аквариум». И единственный раз в жизни видел абсолютно бухого Бориса Гребенщикова, который чуть ли не плакал в гримёрке ночью, потому что космически разный уровень был. Получилось, что рухнули все иллюзии. Казалось бы, уже всё можно, пожалуйста, выходите на международный рынок, атакуйте. Но такие суперпровалы как бы сказали: «Васька, знай своё место и не лезь никуда». А с другой стороны, 90-е для меня – это такая картинка: лето 1996 года, и Дэвид Боуи плачет в гримерке в Кремле после концерта, где сидели в первых рядах красные пиджаки. Искусство [их] не пробило. И стало понятно, что эта страна непобедима.

– В 80-е рок-тусовка находилась в оппозиции к власти, а в 1996-м те же рокеры поддержали действующую власть в лице Бориса Ельцина во время предвыборной кампании. Это духовные метаморфозы, или логичное продолжение того, что они делали в 80-х?

– Это такая притча во языцех, тур 1996-го года. Во-первых, я знаю несколько групп, которые не поехали. Ваш земляк Илья Валерьевич Кормильцев был категорически против, и буквально умолял свою группу и свой директорат не ехать в этот тур. Но с другой стороны, глупо думать, что Старая площадь – это всегда плохо. В тот момент были ещё какие-то иллюзии, что лучше демократы, чем коммунисты, что лучше Ельцин, чем Зюганов. Поэтому если и были заблуждения – они были честные. Но при этом не могу себе представить «Гражданскую оборону», Майка Науменко или Сергея Курёхина, которые бы поехали в этот тур. Так что это была такая лакмусовая бумажка на нонконформизм. Каждый свой выбор сделал.

– Можно ли сказать, что ситуация в России сегодня рифмуется с теми событиями, что происходили в 80-е: отмены концертов, преследование музыкантов и так далее?

– Тогда-то отмены концертов были почаще и пожестче. Если брать период с 1983 по 1987-й, бывало, что концертов [у многих музыкантов] годами вообще не было. Сейчас, мне кажется, есть перегибы на местах какие-то смешные. Я бы это все назвал «случай в Новосибирске» (смеётся). Потому что Новосибирск – это город, где постоянно какие-то перегибы происходят, будь то театральные или концертные (перестаёт смеяться). Проблема в другом: клубов стало больше, чем героев. А героев больше, чем новых гимнов. Их очень мало. Артемий Троицкий мне жаловался, что когда много лет назад он захотел сделать в рамках лейбла General Records релиз пластинки с песнями протеста про войну в Чечне, он не смог набрать треки. Мне меньше всего сейчас хочется отдуваться за весь русский рок, но да, он стал абсолютно аполитичным и стерильным. Рэперы – наша надежда.

– Бывший главный редактор журнала ОМ Игорь Григорьев написал на днях в своём телеграм-канале, что музыка всегда была для него предметом первостепенной экзистенциальной необходимости, но уже какое-то время таковой быть перестала. Как у тебя? Перестала или не перестала?

– Я-то больной человек, со мной всё понятно, что ничего не поменялось. Но безусловно, у музыки появились очень опасные конкуренты. Этот период, о котором ты говоришь, он тянется больше двадцати лет. Вначале конкурентом стала доступность виз, туризма, дешёвого отдыха и всякого разного энтертейнмента. У кого-то это была Ибица, у кого-то Гоа. Горизонты потребителей рок-музыки стали расширяться. Кто-то рванул в Израиль. Векторов много. Мы знаем, что в Лондоне сейчас примерно 300 тысяч русских проживает, притом, что это один из самых дорогих городов мира. Границы расширились, занавески раздвинулись и внимание рассеялось. Потом, спустя лет пять лет, начал очень серьезно качать права интернет.

На лекции я много говорил про железный занавес. И странное дело – эти запреты [музыкантам] больше помогали, чем мешали. Люди не задумывались о том, чтобы модно звучать, чтоб у них был актуальный саунд. И может быть, актуальности и модности было меньше, но самобытности уж точно оказалось больше. И ничего себе, такая примета времени – об этом спустя столько лет говорит человек, который прослушал тысячи альбомов и взял сотни интервью. Стать рок-звездой сегодня просто. Потому что рок-музыку сегодня слушают те, кто её исполняет, и их ближайший круг. А дальше пустота, опять пустота, и уже на горизонте – лайки, комменты. Личности героев оказались сильно размыты.

Другие новости

Театральная платформа "В Центре"

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.