Новый цикл современных театральных практик «Где Станиславский?» в Ельцин Центре продолжил актёр, режиссёр, педагог Александр Фукалов мастер-классом «Школа актёрской индивидуальности» Николая Демидова».
Новый цикл театральных занятий с режиссёрами и педагогами знакомит увлечённых театром людей с различными сценическими школами и практиками. От Михаила Чехова и Вячеслава Кокорина, в последнее время работавшего в Екатеринбурге, до Бориса Павловича, чьи пьесы-перформансы мы могли наблюдать на улицах Санкт-Петербурга. Ответ на вопрос «где Станиславский?» ищет каждый участник мастер-классов самостоятельно. Руководитель Театральной платформы «В Центре» Мария Конторович считает, что Станиславский всегда с нами, но возможны варианты. Например, Николай Демидов, человек незаурядной судьбы, был ближайшим сподвижником, методистом и биографом Константина Сергеевича. Однако в их практиках есть разночтения. И у «Школы актёрской индивидуальности» Николая Демидова становится всё больше поклонников по мере того, как публикуются его труды.
Трёхдневный мастер-класс 27–29 апреля провёл Александр Фукалов, хорошо знакомый театральным завсегдатаям Ельцин Центра. Он ставил спектакли в театрах Екатеринбурга, Ирбита, Нижнего Тагила, Jyväskylä в Финляндии и Desenzano-del-Garda в Италии. Преподавал в Екатеринбургском государственном театральном институте. Был участником и лауреатом российских и международных театральных фестивалей «Золотая маска», «Академия», «Реальный театр», «МоноБалтия» в Каунасе и «Мост» в Ганновере. С февраля 2021 года он стал главным режиссёром Ирбитского драматического театра им. Островского.
Среди участников мастер-класса — начинающие актёры, режиссёры народных театров, иностранные студенты, дизайнеры, мечтающие попробовать себя в качестве театральных художников, драматурги и журналисты.
Александр Фукалов, прежде чем перейти к практическим занятиям, рассказал, как врач Николай Демидов (1884–1953) стал театральным педагогом, какой путь проделал до того, как стал соратником Станиславского, помогающим ему при создании учебника «Работа актёра над собой». Его медицинское образование помогало в освоении актёрского мастерства. Он разработал курс упражнений, укрепляющих душевное и физическое равновесие. Современники отмечают, что он — один из немногих, кто мог оппонировать великому режиссёру. После ухода Станиславского Демидов был незаслуженно забыт на много десятилетий. Вернулся книгой «Искусство жить на сцене», которая изучается и внедряется в практику театральными педагогами. Школа Демидова учит актёра отталкиваться от себя — прислушиваться к собственной интуиции, следовать своим инстинктам, быть естественными в своих проявлениях, быть свободным.
— На практических занятиях мы прикоснёмся к методу Демидова, научимся слышать свою индивидуальность, доверять личному восприятию себя, партнёра и пространства вокруг. Вот сейчас в нашем кругу попытаемся сыграть «демидовские этюды», чтобы почувствовать себя Другими.
Действительно, участники мастер-класса образовали круг, чтобы видеть друг друга, познакомиться и рассказать о себе. Сразу возникла тёплая, доверительная атмосфера. Простейшие этюды предлагали идти от себя, слушать свои первые реакции. Однако и это оказалось довольно трудным, зачастую одерживало верх желание «играть», быть ожидаемо прочитанным.
Александр Фукалов делился собственным опытом освоения «Школы актёрской индивидуальности» Николая Демидова.
— Большую часть сознательной актёрской жизни я искал пути к перевоплощению, не понимая, что стопроцентное перевоплощение невозможно по определению. Персонаж — это не просто Другой. Это всегда кто-то плюс Я. В той или иной пропорции. В каждом из нас есть душа и Александра Великого, и Цезаря, и Шекспира, и Наполеона, и последней пиявки. Если быть честным, то мы никогда не знаем, как поведём себя в той или иной драматической ситуации. А жизнь персонажа пьесы, следовательно, и актёра на сцене, — это всегда критическая, конфликтная, пиковая ситуация, где на кону жизнь и судьба. Без такого острого, напряжённого, в чём-то гротескного существования актёра невозможны ни трагедия, ни комедия. Но чтобы ощутить себя Александром Великим, Шекспиром или пиявкой, в первую очередь надо уметь свободно слышать себя. Ощутить Себя. Почувствовать Себя. Понять Себя. Встретиться с собой Иным, — Александр предложил разбиться на пары и проигрывать привычные жизненные ситуации с простейшими диалогами.
Пробовать слова на вкус, повторять несколько раз, чтобы присвоить их себе, выбирать наиболее близкую интонацию, меняться репликами, прочитывать чужую эмоцию, примерять её на себя. В работе участвовали все. Одни произносили реплики, другие пытались их прочесть. Прочтение не всегда совпадало. Самой верной зачастую оказывалась именно первая, естественная реакция, и она же была наиболее доступной для наблюдателя. Но научиться слышать себя тоже оказалось непросто, особенно доверяться первой реакции, а не представлению о ней.
Трёхдневный практикум помог больше доверять себе, опираться на свою естественную реакцию, разнообразить собственный сценический и жизненный опыт. Почти все участники высказали желание продолжать учиться.
Следующий «Интенсив по методу Вячеслава Кокорина» проведёт 17 мая актёр, режиссёр, педагог Вячеслав Ямбор.