Александр Чепуренко: «С плинтуса падать особенно некуда»

21 февраля 2022 г.Наталья Шурмина
Александр Чепуренко: «С плинтуса падать особенно некуда»

Российскому малому бизнесу удалось уцелеть в пандемию, но пока нет ответа на вопрос, найдётся ли ему место в той социально-экономической системе, которая будет формироваться в ближайшие годы в нашей стране, считает доктор экономических наук, профессор Высшей школы экономики Александр Чепуренко.

Известный исследователь предпринимательства в России Александр Чепуренко и журналист Валерий Выжутович в рамках цикла «Другой разговор» 19 февраля в Ельцин Центре обсуждали итоги масштабного исследования фонда «Общественное мнение» (ФОМ) и НИУ ВШЭ, предметом которого стало положение дел в отечественных предприятиях малого и среднего бизнеса во время пандемии.

В начале разговора учёный отметил, что в нашей стране уже примерно с 2016 года число закрываемых предприятий малого и среднего бизнеса превышает количество создаваемых, несмотря на национальный проект «Малое предпринимательство» и целый ряд важных государственных документов, выпущенных властями ради поддержки сектора, доля которого в ВВП России оценивалась перед началом пандемии в 20 процентов против 40–60 процентов в развитых странах с рыночной экономикой.

— Происходит что-то не то в экономике, раз мы наблюдаем картину падения интереса к предпринимательству, закрытия бизнесов. И именно в таком состоянии российский малый бизнес подошел к пандемии, — подчеркнул Чепуренко. — В марте 2020 года я публиковал разные апокалиптические прогнозы, считая, что малый бизнес упадёт очень сильно. Он упал, но не сильно, потому что с плинтуса падать особенно некуда. Поэтому российский малый бизнес период пандемии прошел гораздо лучше, чем малый бизнес Германии, Франции, США и Великобритании, — нам уже просто некуда было падать.

Учёные в ходе исследования российского малого бизнеса рассчитывали подтвердить гипотезу о том, что из-за локдауна, объявленного весной 2020 года, наиболее сильно пострадают предприятия общественного питания и мелкорозничной торговли, на долю которых приходится примерно 50 процентов малого предпринимательства в стране. Также предполагалось, что те, кто занимается бизнесом по доброй воле, кто вошел в него имея определенную идею, цель пройдут этот период лучше тех, кого называют «вынужденными» предпринимателями, — это люди, которые не смогли найти работу по найму и пришли в бизнес поневоле, чтобы поддержать себя и свою семью.

— В результате исследования первая гипотеза подтвердилась, а вот гипотеза о том, что «вынужденные» предприниматели будут менее устойчивыми, — нет. Когда мы начали отслеживать ситуацию уже на регулярной основе, то стали понимать, почему так произошло. Для «вынужденных» предпринимателей нелюбимый бизнес — это чемодан без ручки: его нести тяжело, но и бросить нельзя, потому что уйти некуда. «Вынужденные» предприниматели гораздо чаще готовы работать без прибыли и даже себе в убыток в надежде, что через квартал или два ситуация как-то наладится.

По словам Чепуренко, сравнительно хорошо перенесли пандемию малые предприятия в сфере строительства, несмотря на закрытие границ для мигрантов, поскольку спрос в крупных городах поддержал работу артелей. Намного лучше других прошли кризис компании, которые занимаются информационными технологиями: они предлагали инновационные продукты для тех, кто был вынужден работать удаленно.

В процессе исследования было выделено и опрошено три группы малых предпринимателей. Основным клиентом первой было население, второй — компании, а третьей — государственные и муниципальные органы.

— Ожидаемо, что более устойчивыми в кризис оказались те, кто работает с бизнесом и государством. Спрос резко упал из-за локдауна, люди сократили свои расходы, поэтому в первую очередь пострадал тот малый бизнес, который работает с населением. Крупный бизнес и государство оказались более надежными клиентами, что позволило работающему с ними малому бизнесу чувствовать себя чуть лучше. Оптовая торговля приспособилась к пандемии быстрее хотя бы потому, что её клиенты — компании, пусть и малые, а вот рознице было сложнее. Но в рознице, особенно в крупных городах, произошли очень быстрые изменения в технологиях продвижения товара. Рванули вверх дистанционные продажи, была организована доставка до дома. Бизнес буквально за месяц выучил то, на что мы отводили ему годы.

Неожиданным для учёных оказался тот факт, что в большей степени малый бизнес пострадал в мегаполисах и крупных городах, а в небольших городах и сёлах он продемонстрировал свою устойчивость.

— Я думаю, что малый бизнес, который умеет работать в небольших городах и сёлах в условиях ограниченного платежеспособного спроса, выживет в любой среде, их уже никакой пандемией не возьмешь, — отметил Чепуренко.

Учёный считает, что в конечном итоге российский рынок труда позволило спасти то, что у нас в стране не было длинных и жёстких локдаунов, как в других странах. Поначалу владельцы малого и среднего бизнеса старались не увольнять персонал в надежде, что пандемия — это временное явление, а затем российское правительство пусть не сразу, но запустило программу поддержки. Сохранить многие рабочие места позволили субсидии на выплату зарплат в размере минимальной оплаты труда (МРОТ).

В период пандемии помимо финансовой поддержки, которая включала также отсрочки по уплате налогов, кредитов и арендных платежей, государство пообещало предприятиям малого бизнеса ввести мораторий на плановые и внеплановые проверки. Однако, по данным опросов, малый бизнес обещанного послабления в проверках не заметил. Практически 90 процентов опрошенных предпринимателей сказали, что мораторий на проверки их не затронул.

— Из всех мер, которые применялись российским правительством в течение 2020 года, этот мораторий оказался самым незаметным для бизнеса. Мы живём в не совсем рыночной экономике, у нас сословное общество, поэтому есть поставленные на кормление сословия, которые рассматривают малый бизнес как свою вотчину. А в целом оказалось, что основными мерами поддержки смогли воспользоваться от 12 до 17 процентов опрошенных предпринимателей и более половины признало, что эти меры оказались полезными для их бизнеса, но эффекта от моратория на проверки при этом не ощутил практически никто.

Также учёные выяснили, что наиболее пострадавшей группой стали начинающие предприниматели — те, кто создавал свой бизнес в период пандемии. Они признались, что их планам развития был нанесён серьёзный урон. Оказалось, что эти люди рассчитывали, что ситуация не затянется на годы., поэтому долговременные ограничения из-за вируса стали для них дополнительным фактором новых рисков. Чепуренко отметил, что во всём мире создать бизнес, запустить его и сделать устойчивым не так легко и без пандемии.

— Скажу однозначно, российский малый бизнес уцелел, но мы понимаем, что под влиянием пандемии и других процессов, с ней не связанных, которые происходят в экономике, в политике, мы стоим перед целым рядом серьёзных развилок. Как они будут пройдены, будет ли у малого бизнеса место в той социально-экономической системе, которая будет формироваться в ближайшие годы, остаётся вопросом, — подчеркнул учёный.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.