Александр Архангельский – об образе девяностых

6 апреля 2023 г.Михаил Лузин
Александр Архангельский – об образе девяностых

Как менялся образ 90-х и складывалась их художественная репутация от романа Владимира Маканина «Андеграунд» до чёрной комедии Алексея Балабанова «Жмурки», от «Поколения П» Виктора Пелевина до сериала «Бригада»? Когда и кто закрепил за ними репутацию «лихих»?

Об этом в лекции в Ельцин Центре 19 февраля рассказал Александр Архангельский – писатель, телеведущий, автор просветительских проектов, профессор Высшей школы экономики. Лекция прошла в рамках авторского цикла «Культура на переломе: до и после распада СССР». Материалом для рассказа стали кинематограф, литература, театр и другие сферы культуры.

Осмысление эпохи постфактум

Для того, чтобы проиллюстрировать события Октябрьской революции, – начал профессор, — часто берут знаменитый кадр с решёткой Зимнего дворца. Многие уверены, что это кинохроника, но мы знаем, что он взят из фильма Сергея Эйзенштейна «Октябрь», снятого десять лет спустя. Аналогичным образом, многие яркие образы 90-х, включая эпитет «лихие», родились в последующие годы, и стали переосмыслением этого противоречивого времени.

По мнению Александра Архангельского, отсчёт «девяностых» следует вести с 19 августа 1991 года. Путч ГКЧП и его провал открыли абсолютно новую эпоху в жизни страны.

– Заметьте: путчисты, предлагая обществу вернуться в прежние времена, использовали аббревиатуру будто бы из сталинских времён. Она звучит как «НКВД», что, возможно, было привлекательно для людей старого поколения. Но к этому моменту уже выросло следующее поколение, для которого такие аббревиатуры – не райские кущи с молоком, а ужас от прозрений, – говорит Александр Архангельский.

В 1991 году множество советских граждан, полных энтузиазма, надежды и мужества, протестуют против возврата к прошлому. И здесь мы тоже видим смену повестки: чтобы выйти на площадь, уже не нужно быть отдельно взятым героем, как в 1968-м году во время ввода советских войск в Чехословакию. Выход людей на улицы был действительно массовым во всех крупных городах страны, и это был выход «поверх страха». Один из наиболее ярких образов тех дней – Борис Ельцин на танке, ставший символом надежды на будущее.

– Какой образ девяностых зафиксируется у нас в памяти, зависит от оптики, – говорит Александр Архангельский. – В 1991-м эта была картинка, символизирующая собой революцию: свободные люди, вышедшие на площадь, ставшие плечом к плечу. Затем была нищета. Надежда. Огрубение языка. Девушка, фотографирующаяся на фоне обгоревшего Белого Дома. Билл Клинтон, ловящий бейсбольный мяч и гуляющий по улицам Москвы. Мы имеем разнородную, противоречивую, радостную и одновременно мучительную реальность. Там и Коржаков, который предаст Ельцина. И различные образы от 1993–1996 годов: от войны в Чечне до танцев президента на предвыборном концерте.

Культурный, политический, религиозный контекст 90-х годов

По словам Александра Архангельского, литература девяностых годов – это блестящий ряд публикаций. Среди авторов он выделил Марину Вишневецкую, Георгия Владимирова с романом «Генерал и его армия», Нину Горланову с её короткими рассказами, Ольгу Славникову, Сергея Каледина с книгой «Стройбат». Яркими именами в театральной критике стали Марина Давыдова и Андрей Немзер. Свой взлёт переживает театральный режиссёр Анатолий Васильев.

В 1993 году отец Андрей Кураев, ныне уволенный на пенсию и запрещённый к служению, выступает с проповедями на рок-концертах, демонстрируя готовность Русской православной церкви разговаривать везде и со всеми. Ещё один яркий слепок времени – знаменитый телеэфир с Владимиром Жириновским, Борисом Немцовым и стаканом апельсинового сока. «Это и грустно, и смешно, но то была живая политическая и религиозная жизнь», – вспоминает Александр Архангельский.

Время нового медиапространства и его уничтожения

Девяностые годы – это время нового медиапространства и его уничтожения, – говорит Александр Архангельский. В начале эпохи одна за другой возникают независимые печатные издания – «Новая газета», «КоммерсантЪ» и ряд других. Следующим колоссальным этапом станет появление ОРТ, ВГТРК и НТВ – новых лидеров телевизионного рынка.

– Это независимые медиа: они не спрашивают ни у Белого дома, ни у Кремля, ни у региональных властей, что им делать. До поры до времени, пока не приходит пора «подставить плечо» власти. СМИ и такие выдающиеся люди как Эльдар Рязанов помогают Ельцину устоять в 1993-м, а потом выиграть выборы в 1996 году. И это делается не под заказ, а под романтическое представление о том, что президента нужно поддержать.

По мнению Александра Архангельского, это решение для многих стало роковым: «В тот момент, когда вы начинаете искренне, без денег, за идею поддерживать власть, вы становитесь её инструментом». В жертву избранию Ельцина на второй срок были принесены главные плюсы 90-х годов: свобода печати, независимость от государства, право на самоопределение. После выборов начинается передел телевизионного рынка и наступило время олигархических и окологосударственных медиа.

Ещё один важный прорыв в сфере СМИ 90-х – появление радио «Эхо Москвы». Его создатели первыми поняли, что автомобильные пробки – один из мощнейших факторов развития радиорынка, и что разговорное радио может давать не меньшие рекламные обороты, чем музыкальное, – говорит профессор.

Как в 90-е стала возвращаться ностальгия по советскому

Первый шаг к формированию образа 90-х как лихого времени сделали не коммунисты или националисты, а лауреат Нобелевской премии по литературе Светлана Алексиевич, – продолжает Александр Архангельский. – Сначала она похоронила советский период книжкой «Цинковые мальчики», посвящённой Афганской войне. Следующая её книга – «Зачарованные смертью» – о людях, которые думают об уходе из жизни, и это напрямую связано с переменами, которые они не выдержали и психологически сломались. Книга вышла в 1993 году. Потом этот образ будет закреплён в книге «Время секонд хэнд» 2013 года.

Примерно в это же время социолог Юрий Левада впервые вводит в массовый оборот выражение «Homo Sovetiсus», утверждая, что в 1970-80-х годах в СССР сформировался особый тип человека. Учёный начинает изучать его психологию, и создаёт образ «человека советского», продолжающего жить после конца Советской власти: отрицающего основные ценности демократии, не желающего отвечать за свою судьбу, отчуждённого от государства и в то же время зависящего от него.

Колоссальную роль в конвертации советской ностальгии сыграл проект Леонида Парфёнова и Константин Эрнста «Старые песни о главном». Его первый выпуск вышел в ночь с 31 декабря 1995 года на 1 января 1996-го. На первый взгляд, он был построен как пародия на всё советское – на основе музыкальной комедии 1949 года «Кубанские казаки», только на современный лад. Но в реальности эта пародия оказалась не отрицающей старое, а реабилитирующей его. Обаятельный Лев Лещенко в роли «советского» Льва Лещенко, Гарик Сукачёв, поющий «Я милого узнаю по походке», добавляющий в проект настоящую искренность. Алёна Свиридова, исполняющая роль сельской учительницы...

Феномен Виктора Пелевина и литературы андеграунда

Ключевую роль в создании образа девяностых сыграл Виктор Пелевин и его книга 1999 года «Поколение П». Её главный герой — интеллигент и рекламист Вавилен Татарский, 1962 года рождения, ровесник и двойник автора. Он попадает в то ли настоящий, то ли воображаемый Вавилонский зиккурат, и понятно, почему: вокруг строится новый Вавилон, параллельный мир, в котором телевидение играет роль заместителя реальности, и мы уже не можем провести границу между реальностью и миром иллюзий:

«Когда-то и ты и мы, любимый, были свободны, – зачем же ты создал этот страшный, уродливый мир?»

– А разве это сделал я? – прошептал Татарский.

Никто не ответил.

По словам Александра Архангельского, книги Пелевина – это яркий пример постмодернизма в русской литературе. А за суровый реализм в 90-е отвечают две выдающиеся книги Владимира Маканина. Первая – повесть «Кавказский пленный», посвящённая взаимоотношениям российского солдата и молодого чеченского боевика, и написанная ещё до начала первой чеченской войны. Вторая – роман «Андерграунд, или Герой нашего времени», описывающий жизнь интеллигента на переломе эпох, чуждого как советской, так и постсоветской стране.

Балабанов как главный режиссёр 90-х

– По-настоящему великий режиссёр Алексей Балабанов создал главные фильмы о 90-х: «Брат» и «Брат 2». Герой появляется будто из ниоткуда: режиссёр кричит «тишина!», и на холм с противоположной стороны взбирается персонаж Сергея Бодрова. Он прошёл войну и разрушен ею, он очень обаятелен и будет нести войну в самый центр современного ему мира, – рассказывает Александр Архангельский.

По словам профессора, Алексей Балабанов – не только выдающийся художник, но и очень чуткий зритель: в своих фильмах он пародирует романтические образы Перестройки, в том числе мальчика Бананана из «Ассы» Сергея Соловьева. В фильме «Груз 200» «Бананан» будет создавать ту реальность, в которую мы попадаем, – он затягивает всех в смерть, а потом сам выскакивает из этой смерти.

Герои Алексея Балабанова оказываются то в «церкви научного атеизма», то в центре будущей экономики. Александр Архангельский считает Балабанова представителем элитарного искусства, который при этом нашёл дорогу и к массовому зрителю.

«Брат 2» создал образ постсоветской России, который затем попал в активную эксплуатацию. Следующим шагом в развитии этого образа стал сериал Владимира Бортко «Бандитский Петербург» с невероятно обаятельными актёрами. Затем по лекалам «Брата» и «Однажды в Америке» Алексей Сидоров снимает «Бригаду» – продукт, с точки зрения сериальной продукции обгоняющий время на поколение. Все эти фильмы посмотрели миллионы зрителей.

По законам культуры, остаётся финальный этап развития образа: гиперболизировать гиперболизацию. И Алексей Балабанов возвращается с пародийным фильмом «Жмурки».

Появление «лихих 90-х»

После этого всё готово для того, чтобы наконец-то было произнесено слово «лихие», – говорит Александр Архангельский. – И оно появляется в романе Михаила Веллера «Кассандра» в 2002 году. Автор, активно присутствующий и на телевидении, и на радио, транслирует свои концепты, и именно он впервые произносит в публичном пространстве фразу «Лихие девяностые».

– Дальнейшую работу проделали телевизионные «массовики-затейники» и политики. В 2007 году перед выборами в Думу на НТВ появляется программа «Лихие девяностые» с Анастасией Мельниковой. Задача стоит простая – «Единая Россия» должна получить на выборах больше 60%, и она их получает, противопоставив девяностым стабильность нулевых и образ надёжного руководителя.

Девяностые массовизировали, эстетизировали, гиперболизировали и внедрили в политику.

Девяностые годы стали обычным неудобным прошлым, с которым надо работать. Наверное, это плохая ситуация для политиков и хорошая – для художников. Так что будем ждать, какое новое пространство найдёт эта эпоха, – завершил выступление Александр Архангельский.

Другие новости

Спектакль

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.