Александр Архангельский – о роли культуры в эпоху перестройки

1 декабря 2022 г.Наталья Шурмина
Александр Архангельский – о роли культуры в эпоху перестройки

«Культура на переломе: до и после распада СССР» – это новый цикл лекций Александра Архангельского в Ельцин Центре. Известный публицист и писатель, профессор Высшей школы экономики предлагает вспомнить и оценить роль литературы, кино, театра и музыки в тех необратимых процессах в стране и обществе, которые начались в годы перестройки.

Хронологические рамки цикла – с 1986 года, когда к 100-летию Николая Гумилёва в журнале «Огонёк» появилась первая советская публикация поэта, до «Лебединого озера» в августе 1991-го. В первой лекции нового курса 30 октября Александр Архангельский рассказал, в каком состоянии культура вступила в перестройку и почему именно она первой отозвалась на реформы.

– Названием для первой лекции послужила книга американского антрополога и социолога Алексея Юрчака «Это было навсегда, пока не кончилось» о последнем советском поколении, которое жило с ощущением, что всё происходящее с ними и страной – вечно, что ничего меняться не будет. Гениальное название книги Юрчака соответствует чувству, которое было присуще всем: диссидентам, представителям номенклатуры и «золотой молодёжи», обывателям, фарцовщикам, и оно было, пожалуй, единственным, что объединяло этих людей.

К концу 70-х годов прошлого века в Советском Союзе почти полностью было уничтожено как движение диссидентское сообщество. Ставка на выдавливание из страны всех, кто был способен сопротивляться системе публично, дала свои плоды – у движения остались герои, но само оно исчезло. Открыто оппозиционная часть деятелей культуры также была вынуждена уехать за границу. В эмиграции оказались писатели Александр Солженицын и Василий Аксёнов, скульптор Эрнст Неизвестный, режиссёр Юрий Любимов и многие другие яркие и знаковые фигуры.

Тем временем в официальной культуре выстроилась сложная иерархия авторитетов, где мерилом успеха и некоторой гарантией лояльности со стороны властей служили государственные премии. В ответ интеллигенция создавала свою неофициальную иерархию. Официально первым среди писателей был Михаил Шолохов, неофициально – Солженицын.

– Складывалась устойчивая система, при которой власть предлагает одно, а в ответ ей создаётся зеркально перевёрнутая модель. В этой системе у власти и у оппозиции есть своя шкала ценностей, подполье противопоставляет себя как официальному, так и неофициальному, но легальному искусству. Понятно, что никакой открытой политической борьбы в системе позднего тоталитаризма, вырождающегося в авторитаризм, быть не может, но в легальной культуре политическая, идеологическая борьба всё равно присутствует. Запоздалое противостояние западников и славянофилов в разных формах – это квазиполитическая борьба. Это вопрос не о прошлом в русской истории, которое тогда обсуждалось, а о будущем страны.

Появляется новая плеяда писателей, которые отказываются выходить в публичное поле и подстраиваться под систему цензурных ограничений, – это Владимир Сорокин, Лев Рубинштейн, Евгений Попов. Одновременно возникают и утверждаются одинаково важные и для власти, и для врагов власти фигуры – Василь Быков, Чингиз Айтматов, Василь Стус. Андеграунд загнан в подполье, но он существует, музыкальная культура представлена как Людмилой Зыкиной, так и Аллой Пугачёвой, уже вышел на сцену Борис Гребенщиков, а группа «Кино» записала свой первый альбом.

– Вроде бы всё хорошо. В каждой области, в каждой сфере сложилась система, которая удерживает людей в нишах и не позволяет эти ниши покидать. Культура умеет работать и для массовой аудитории, и для элитарной. Созданная модель колеблется, но она устойчивее, чем любая другая. Но наступает, как мне кажется, очень важный для истории страны 1979 год.

К этому времени в СССР сложились предпосылки к экономическому росту за счёт нефтяных доходов, советская власть признала права человека и даже смягчаются нравы у тех, кто стоит на страже идеологии, – в свет выходит первый неподцензурный альманах «Метрополь». Казалось бы, страна может медленно двигаться в сторону гуманизации, однако в декабре 1979 года было решено ввести войска в Афганистан. По мнению Архангельского, это послужило началом длинной цепи непредсказуемых и непоправимых последствий.

– Мы имели контролируемую систему и культуру, которая не верила в её распад, но, совершив один неверный шаг, эта система совершает самоподрыв. При этом происходит опустошение самой идеологии: люди продолжают верить в то, что они советские, но на том месте, где когда-то была идеологическая мысль, образовалась пустота, и её последствия обнаружились довольно быстро. Система пошла вразнос и стало понятно, что никакой тотальный контроль её не удержит. Это важнейший фактор, за которым следует экономический, а затем политический.

11 марта 1985 года к власти приходит Михаил Горбачёв, у которого есть понимание необходимости перемен. Первый лозунг, который появляется в его речи – «ускорение», потом все услышали слово «гласность», а следом – «перестройка». И именно культура сыграла ключевую роль во всех этих экономических, политических и иных процессах.

Необходимо понять, считает Архангельский, что перестройка в узком смысле слова началась с показа фильма «Покаяние» режиссёра Тенгиза Абуладзе, поднявшего проблемы сталинизма, и публикации стихов Николая Гумилёва в журнале «Огонёк» в 1986 году к 100-летнему юбилею поэта.

– Казалось бы, какое отношение эта публикация имеет к распаду великой, грандиозной, страшной и по-своему прекрасной страны? Но с этой подборки стихов построенная на ограничениях идеологическая советская модель стала нежизнеспособна, она начала сыпаться и крошиться.

В 80-е и 90-е годы многие деятели культуры становятся людьми, сыгравшими ключевую роль в новой политической истории: Левон Тер-Петросян, Иван Драч, Звиад Гамсахурдия, Владислав Ардзинба, Дмитрий Лихачёв, Вацлав Гавел, Зелимхан Яндарбиев.

– Если из людей культуры начинают вербовать политических лидеров, то это значит, что именно с культурой общество связывает представления о легитимности, статусности и возможности начать историю с чистого листа. Почему многие из этих людей связаны с литературой, историей, публицисткой? Потому что сама советская система поставила писателей на «небывалую высоту» и приписала качества двигателя истории, лидера национального духа. Власть в СССР серьёзно относилась к писателям и сакрализировала их роль в массовом сознании.

Архангельский подчеркнул ещё одну важную вещь – литература умела интуитивно угадывать вопросы, которые ни власть, ни общество не ставили, а считали их решёнными окончательно. Считалось, что межнациональные разногласия в Советском Союзе невозможны, однако в позднем СССР главной темой наступавшей эпохи стал национальный вопрос. Поводом для первого конфликта, который случился в околополитической сфере именно на национальной почве, стал рассказ Виктора Астафьева «Ловля пескарей в Грузии».

– В другое время публикация этого некрасивого рассказа вызвала бы просто скандал, но тогда уже началось вызревание национального вопроса как вопроса политического. То, что в Советском Союзе отрицалось как факт, как проблема, оказалось центром и нервом эпохи. В декабре 1986 года в идеально устроенном и уравновешенном мире студенты в Алма-Ате вышли против назначения русского первым секретарем компартии Казахстана, вышли потому, что казахское национальное самосознание хоть и умеренно, но придавливалось. А дальше были Карабах, Тбилиси, Вильнюс. Советский Союз подорвался на той мине, о существовании которой забыл. А литература, среди прочего, указывала на то, что эта мина замедленного действия есть, упускать её из виду нельзя.

Другие новости

Театральная платформа "В Центре"

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.